Дополнительная предпрофессиональная программа
в области изобразительного искусства «Живопись»
(срок обучения 8 лет)
ПО.01.УП.01. Основы изобразительной грамоты и рисование
1 класс
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема: «Техника работы акварелью «сухая кисть». «Летний луг».
Разработчик:
Белобородова Галина Федоровна,
преподаватель отделения изобразительного искусства,
высшая квалификационная категория
Нижняя Салда
2023
Урок по теме «Техника работы акварелью «сухая кисть». «Летний луг» рассчитан на 2 занятия по 40 минут.
Цели урока:
— знакомство с техникой работы акварелью «сухая кисть»;
— закрепление знаний о способах работы с акварелью и практических навыков в творческой работе.
Задачи:
обучающие:
— познакомить с техникой и приемами работы акварелью «сухая кисть;
— учить приемам работы сухой кистью с помощью мазка;
— совершенствовать навыки работы акварелью «по-сырому», «заливка», «сухая кисть» в творческой работе;
развивающие:
— развивать художественный вкус;
воспитывающие:
— аккуратность;
— любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и принадлежности для обучающихся: бумага для акварели формата А4; грифельный карандаш, акварель, кисти круглые (белка № 1-3, № 4-5), палитра, банка для воды, малярный скотч.
Материалы и оборудование для учителя: мультимедийная аппаратура, мольберт для демонстрации наглядных пособий.
Учебно-наглядные средства:
- Мультимедийная презентация;
- Наглядное пособие – открытка «Летний луг», выполненная педагогом;
- Работы обучающихся из методического фонда, выполненные с использованием техники «по-сырому».
План первого урока:
- Организационный момент – 3 мин.
- Введение в тему урока – 5 мин.
- Сообщение нового материала – 10 мин.
- Практическая работа (самостоятельная работа обучающихся) – 22 мин.
План второго урока:
- Продолжение самостоятельной работы обучающихся – 15 мин.
- Подведение итогов урока. Оформление работ– 10 мин.
- Домашнее задание – 5 мин.
- Уборка рабочего места – 10 мин.
Ход урока:
Организационный момент (3 мин):
Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Вы уже обратили внимание, что на партах не просто лист бумаги, как обычно, а он в рамочке. Это я для вас приготовила, чтобы ваша творческая работа получилась аккуратной и красивой. Проверьте, чтобы все материалы были подготовлены и лежали так, чтобы было удобно рисовать. Баночка с водой, кисточки, салфетка с правой стороны, краски или справа, или сверху.
Введение в тему урока (5 мин). Сообщение нового материала:
(10 мин):
Сегодня на уроке мы с вами снова погрузимся в удивительный и волшебный мир акварели! Кое-что мы уже с вами знаем об этом замечательном материале – акварельные краски. Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлых занятиях (ответы обучающихся).
Совершенно верно: мы учились рисовать акварелью на смоченном водой листе бумаги. И эта техника называется «по-сырому». (Педагог демонстрирует работы обучающихся, выполненные на предыдущих занятиях). Так вот сегодня нам эти умения очень пригодятся. Перед нами стоит очень интересная и важная задача – нарисовать открытку (Педагог демонстрирует наглядное пособие – открытка «Летний луг», мультимедийную презентацию (Слайд 2).
И еще я открою маленький секрет – нарисованные вами открытки мы обработаем с помощью Онлайн Конструктора открыток и распечатаем. Получится настоящая открытка, которую можно подарить маме или друзьям на день рождения.
Итак, тема нашей творческой работы и нашего урока – «Летний луг».
Техника работы акварелью «сухая кисть». Не правда ли, странное какое-то название? Мы знаем , что акварель любит воду. Согласны? (Да!).
Но нам с вами для открытки, где мы изобразим летний луг, еще нужно познакомиться с приемом работы сухой кистью.
Сейчас мы обратим внимание на слайды и немного пополним копилку наших знаний об акварельных красках. Узнать новое и применить полученные знания в творческой работе нам поможет «волшебная кисточка». Вот вы видите ее на экране. А ваши кисточки тоже могут стать волшебными, если правильно с ними обращаться и очень стараться.
(Слайд 3).
Сухая кисть –живописный и графический прием, применяемый в изобразительном искусстве. В основном метод сухой кисти заключается в нанесении при помощи кисти краски на фактурную поверхность. Кисть при этом должна оставаться практически сухой. В качестве фактурной поверхности может выступать акварельная бумага, холст, негрунтованное полотно, а также различные металлические и деревянные плоскости. (Слайды 4-9).
Сухой кистью можно рисовать картины в разных жанрах- портреты, пейзажи, натюрморты, а также своих любимцев – например, кошек и т.д.
Рисовать можно разными кистями, если брать кисть широкую, то будет широкий мазок, если взять тонкую кисть, то и мазок будет тонкий, легкий.
В нашей творческой работе- открытке- приемом «сухая кисть» мы сделаем
травку, листья, частично цветы. Это будут заключительные мазки, но они и придадут всей композиции неповторимость и красоту.
Практическая работа (фронтальная и индивидуальная работа (37 мин):
Итак, приступим! (Слайд 10).
Весь наш творческий процесс можно разделить на несколько этапов:
- Выполнение эскиз карандашом (линия земли, цветы) – 5 мин.
Учащиеся рисуют карандашом 3-5 овалов чуть выше середины листа, намечают наклонную линию в нижней части листа(граница лцжайки;)
- Выполнить фон (небо, лужайку) «по-сырому» — 15 мин.
Педагог обращает внимание обучающихся на то, как выполняется фон (Слайды 11-12).
Учащиеся смачивают лист чистой водой, наносят акварель синего, голубого, желтого цвета в технике «по сырому», не затрагивая овалы, в которых будут изображаться ромашки или одуванчики. Затем разными оттенками зеленого и желтого цветов учащиеся рисуют также «по-сырому» лужайку. Одуванчики прорисовываются отдельно по сырому фону.
- Тонкой сухой кистью нарисовать травы, располагая мазки в разных направлениях, под разным наклоном, прорисовать лепестки одуванчиков (12 мин).
Чуть влажной, почти сухой тонкой кистью наносится на фон травка в разных направлениях и под разным наклоном темно-зеленым цветом.
- Аккуратно тонкой кистью подправить фон около цветов (10 мин).
- Выполнить в технике «по-сырому» оборотную сторону открытки (15 мин).
Педагог при необходимости оказывает индивидуальную помощь обучающимся, следит за правильным и аккуратным выполнением работы.
Подведение итогов урока. Оформление работ (10 мин).
По окончании работы педагог подводит итоги творческой работы на уроке, помогает учащимся снять скотч с рисунка.
Домашнее задание (5 мин), уборка рабочего места (10 мин).
Ребята убирают рабочее место, моют кисти.
Домашнее задание – нарисовать своего домашнего питомца в технике «сухая кисть». Материалы и принадлежности: бумага для акварели формата А4, кисти разной толщины и размера, акварель или гуашь, карандаш, ластик.