header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Конспект урока по теме «Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи»

4 февраля, 2022
QR Code

Министерство культуры и архивного дела Приморского края

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 2» Артёмовского городского округа

 

Художественное отделение

 

 

 

Конспект урока по теме 

«Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи» предмет «История изобразительного искусства»

Для учащихся 5 (8) класса по предпрофессиональной программе «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество»

преподаватель Иванченко А.А.

г. Артём 2022г.

 

 

Содержание

Введение 3
Флорентийская живопись 3
Леонардо да Винчи 3
Глоссарий 6
Заключение 7
Список литературы 8

 

 

Введение

Конспект урока разработан по теме «Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи» для учащихся 5 класса в программе восьмилетнего курса обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество».

Целью данного конспекта является помочь учащимся получить в скомпонованном виде основные теоретические знания по теме, сориентироваться в структуре курса при выполнении самостоятельных работ и подготовке к занятиям и аттестации.

Задачи конспекта урока:

  • помочь в освоении основных шедевров искусства эпохи «Высокого Возрождения», изучаемых в рамках учебной программы;
  • изучить основные картины художника Леонардо да Винчи и этапы его творчества.

Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающейся зрелости с ее неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не было бы современной цивилизации. Колыбелью искусства Возрождения, или Ренессанса (франц. Renaissance), была Италия. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. humanus – «человечный») – течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV–XVI вв. распространилось в других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества.

Поразительна универсальная одаренность мастеров Ренессанса – они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой.

Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте, охватывает сравнительно короткий период – от конца XV в. до конца второго десятилетия XVI в. Только в Венеции расцвет искусства продолжался до середины столетия. Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории, успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей о мире – не только о земле, но и о Космосе [1].

  1. Флорентийская живопись

Леонардо да Винчи

Среди титанов Возрождения Леонардо был, быть может, самым крупным. И, несомненно, был самым разносторонним. Вазари, резюмировавший живую еще традицию, не знает, какой подобрать для него эпитет попышнее, и называет его то небесным, то божественным. Если бы не боязнь набросить этими хвалами тень на Микеланджело, который был для Вазари самой недосягаемой вершиной, он, вероятно, поднял бы тон и выше. Но все его эпитеты характеризуют не дела Леонардо, а его одаренность. Дела его казались тогда ничтожными по сравнению с тем, что он мог совершить. Для современников Леонардо был очень большой художник с бесконечными и непонятными причудами, который готов был бросить кисть по-всякому, иной раз совершенно пустому поводу и творчество которого дало поэтому чрезвычайно скудные плоды. Леонардо всем импонировал, но доволен им не был никто [4].

Леонардо да Винчи был знаменитым итальянским архитектором эпохи Возрождения, музыкантом, изобретателем, инженером, скульптором и гениальный художником. Он был описан как архетип «человека эпохи Возрождения» и универсального гения. Леонардо широко известен своими уникальными картинами, такими как, «Мона Лиза» и «Тайная вечеря». Он также знаменит за свои многочисленные изобретения. К тому же, он помог в развитии анатомии, астрономии и градостроительства.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427 – 1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда.

В 1466 году Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника.

Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого, юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской, кроме Леонардо, обучались Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли, часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо и др. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо.

В 1473 году в возрасте 20 лет Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

Художественное наследие Леонардо количественно не велико. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития.

«Мадонна в гроте» (около 1483, Лувр, Париж) – это первое живописное произведение, в котором Леонардо раскрывается как состоявшийся мастер. Композиция была заказана для алтаря одной из капелл в миланской церкви Св. Франциска и должна была стать центральной частью триптиха.

Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.). В этом можно убедиться, рассмотрев картину Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» [3].

На стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делла Грацие располагается одно из главных национальных достояний Италии. Занимая пространство 4,6×8,8 м, фреска «Тайная вечеря» (1495–1498) описывает драматический момент, когда в окружении учеников из уст Христа звучит фра за «Один из вас предаст меня».

Леонардо, которого всегда привлекало изучение страстей человеческих, хотел запечатлеть в образах апостолов не исторических персонажей, а простых людей, каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие. Художник поставил своей задачей с максимальной достоверностью передать психологическую атмосферу вечера, показать различные характеры его участников, обнажая их духовный мир и переживания. В разнообразии лиц и жестов есть место почти всем эмоциям от удивления до гнева, от растерянности до печали, от неверия до глубокого потрясения.

Предатель Иуда, которого все художники до этого изолировали от общей группы, в этой картине сидит вместе с остальными, но явно выделяется по мрачному выражению лица и тенью, словно окутавшей его фигуру. Учитывая принцип золотого сечения, Леонардо выверил расположение каждого из учеников с математической точностью. Двенадцать апостолов разделены на четыре симметрические группы, выделяя в центре фигуру Христа. Прочие детали картины призваны лишь не отвлекать внимание от персонажей.

Леонардо да Винчи за всю свою жизнь создал не более двадцати живописных работ, часть из которых осталась незавершенной. Эта черта мастера настораживала заказчиков, а его обыкновение работать медленно и вовсе стало притчей во языцех.

Но если фреска из миланского монастыря из-за неудачно выбранной техники исполнения стала одним из самых больших разочарований мастера, то с портретом «Мона Лиза» все обстоит совсем иначе. С момента написания и до конца своих дней Леонардо будет с ней неразлучен, как с самым драгоценным сокровищем. Эта небольшая по размеру картина всего 77×53 см производит впечатление монументального полотна.

В записях Леонардо нет ни одного упоминания о работе над портретом. Кто поручил ему работу над картиной? Кто была моделью? Документальных свидетельств попросту нет. Но в своих догадках пытливые умы специалистов продвинулись необыкновенно далеко. Кандидатками в героини полотна в разное время становились герцогиня Мантуи Изабелла д’Эсте, портреты которой Леонардо выполнил в тот период. Следом за ней выступает флорентийская дама по имени Пачифика Брандано, возлюбленная влиятельного мецената Джулиано Медичи.

Традиционным же считается мнение, что на картине изображена жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо Лиза Герардини. Работа над «Джокондой» проходила между 1503 и 1513, но точных дат создания нет. Предположительно будущая «Мона Лиза», а тогда еще просто Лиза Герардини впервые начала позировать Леонардо, когда ей было около двадцати четырех лет. Приставка «мона» – ни что иное, как сокращение от «мадонна», что в переводе с итальянского означает «дама, госпожа».

Эпоха возрождения провозгласила человека как наиболее совершенное творение природы. Поэтому в живописи, устремленной во всем подражать природе, изображение человека становится истинным показателем мастерства художника. Важно было передать не только особенности внешнего облика модели. Самое главное – суметь раскрыть ее личность.

Верх мастерства – насыщенность и глубина образа при полном отсутствии внешнего движения. На губах «Мона Лизы» застыла едва уловимая улыбка, которая придает лицу какое-то особенное выражение. Смотрящая с портрета женщина о чем-то думает или вспоминает, все в ней просто, естественно и одновременно загадочно. Леонардо создал, без преувеличения, живое лицо живого человека. Он не срисовал, а воссоздал свою модель, явил одухотворенный образ, притом настолько живой, что это почти пугает. Не зритель смотрит на нее, а она сама наблюдает за ним глубоким, осмысленным взглядом. Находясь с картиной в одном помещении, создается впечатление, что этот взгляд, кажется, всегда направлен на зрителя не зависимо от того, куда он перемещается. Многим лицо «Мона Лизы» кажется изменчивым в разных ракурсах, в зависимости от угла зрения. Это даже не картина – это присутствие [2].

 

Задание 1:

Выполнить анализ картины «Мадонна в гроте». Ответив на вопросы:

  1. Каков сюжет и жанр картины.
  2. На каком фоне изображены главные действующие лица.
  3. Опишите характерные черты пейзажа, изображенного на картине.
  4. Охарактеризуйте композиционную схему расположения фигур в картине.
  5. Охарактеризуйте прием сфумато.
  6. Опишите цветовую гамму картины «Мадонна в гроте».

Задание 2:

Ответить на вопрос: какими средствами художник Леонардо да Винчи передал психологическую атмосферу вечера во фреске «Тайная вечеря».

Задание 3:

Ответить на вопрос: в чем особенность картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

 

 

Глоссарий

Наименование Определение
Античность история и культура Древней Греции и Древнего Рима, а также стран и народов, культура которых развивалась в контакте с древнегреческими и древнеримскими традициями.
Баптистерий Особое здание (помещение), предназначенное и оборудованное

для совершения Таинства Крещения.

Базилика Тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов. В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями.
Ренессанс Под эпохой Ренессанса или Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного.
Форма тондо в живописи Круглая по форме картина или барельеф (сокращение от итал. Rotondo – круглый).
Станковая картина Буквально – живопись, созданная на станке (мольберте).
Капелла Тип католического строения, храм, который входит в состав какого-либо учреждения, жилища, или же является частью большего храма.
Триптих Произведение искусства, состоящее из трёх частей: барельефов, картин (складень), статуй и других, объединённых общей идеей. Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят рядом.
Гравюра Гравюра – вид графического искусства (и графической техники, полиграфической технологии), произведения которого в завершённом виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы (в отличие от созданного в техниках непечатной графики) таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати.
Фреска Живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной.
Сфумато Эта техника сглаживания в живописи, размытия цветовых переходов и контуров создаёт иллюзию воздушности и загадочности. В творчестве мэтра эпохи Возрождения она обрела подлинное совершенство.
Темпера Водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии – натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо).
Паллаццо Итальянский городской дворец-особняк XV – XVIII вв. Название происходит от Палатинского холма, где древнеримские императоры возводили свои дворцы.

 

 

 

Заключение

Конспект урока поможет учащимся получить в скомпонованном виде основные теоретические знания по теме «Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи», и освоить основные шедевры искусства этой эпохи.

Рассмотренный вопрос является одним из основных в курсе «Эпоха Возрождения» по предмету «История изобразительного искусства» в детских художественных школах.

Изучение предмета предполагает самостоятельную работу, направленную на анализ произведений искусства.

Для закрепления теоретического материала в конспект урока включены вопросы по теме и глоссарий.

Список литературы

  1. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.1. Архитектура и, изобразительное и декоративно прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. ЗАО Издательский дом «Аванта+», 1997. – 688 с.: ил.
  2. Леонардо да Винчи (1452-1519). Издательский дом: Директ-Медиа, Комсомольская правда. Год издания: 2009
  3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 е.: цв. ил.
  4. Леонардо да Винчи Л47 Избранные произведения : в 2 т. / пер. А. А. Губера, В. П. Зубова, В. К. Шилейко, А. М. Эфроса; под ред. А. К. Дживелегова, А. М. Эфроса — М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2010. Т. 1. – 444 с.: 109 ил.

 

 

 

 

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram