header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Конспект ООД по ознакомлению с природой для детей с ОВЗ (нарушение зрения) в подготовительной к школе группе “Волшебница – вода”

22 сентября, 2022
QR Code

Рожкова Марина Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 г. Орла». Конспект ООД по ознакомлению с природой для детей с ОВЗ (нарушение зрения) в подготовительной к школе группе “Волшебница – вода”.

План.

 

  1. Вступительная часть.
    • Организационный момент.

Ситуация: сказочный герой – Водяной,  просит помощи у детей.

Проблема: в море уменьшилось количество воды.

  • Поисковый этап.

Цель деятельности детей: помочь сказочному герою.

Разрешение проблемы: отправиться в гости к Водяному, чтобы узнать куда исчезла вода.

 

  1. Основная часть.
    • Игровое упражнение «Составь из частей целое изображение нашей   Земли »

Цель: закрепить умения зрительного обследования и умения анализировать.  Упражнять в составлении целостного изображения из частей.

  • Беседа « О планете Земля »

Цель: формирование элементарных знаний и понятий о планете Земля.

  • Рисование морских обитателей на песке.

Цель: закрепление у детей технических навыков нетрадиционного рисования на песке.

Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук и тактильной чувствительности.

  • Опыт № 1 «Испарение воды»

Цель: доказать, что вода при нагревании испаряется и превращается в пар.

  • Опыт № 2 «Вода просачивается сквозь почву»

Цель: доказать, что вода не остается на поверхности  почвы,  а может просачиваться сквозь почву.

  • Просмотр презентации «Круговорот воды в природе»

Цель: познакомить детей с природным явлением  «Круговорот воды в природе».

Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

  • Зрительная гимнастика: прослеживание глазами за передвижением «Капельки»

Цель: развитие глазодвигательных мышц.

  • Игровое упражнение «Составь схему «Круговорот воды в природе»

Цель: закрепление умения зрительного обследования и умения анализировать.

Упражнять в составлении целостного изображения из частей.

  • Просмотр презентации «Как вода попадает в краны наших домов»

Цель: познакомить детей с тем, как на водоочистительных станциях осуществляются методы очистки речной воды от вредных веществ, чтобы вода стала чистой и как она поступает по водопроводным трубам в краны наших домов.

  • Беседа на тему «Как беречь воду?»

Цель: воспитывать бережное отношение к воде.

 

  1. Заключительная часть.

Итоговая беседа

Цель: закрепить знания детей, полученные в ходе занятия.

 

  1. Итог.

Оценка деятельности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

 

Образовательная область:

Познавательное развитие.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с природным явлением: «Круговорот воды в природе».
  2. Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
  3. Уточнять и расширять знания детей о свойствах, состоянии и местоположении воды в природе, о ее значении в жизни человека, животных и растений.
  4. Учить устанавливать причинно – следственные связи в процессе экспериментальной деятельности.
  5. Закрепить у детей технические навыки нетрадиционного рисования на песке.
  6. Формировать элементарные знания и понятия о планете Земля.

 

Развивающие:

  1. Развивать у детей познавательное отношение к природе.
  2. Развивать память, внимание, логическое мышление.
  3. Развивать умение детей согласовывать слова в роде, числе, падеже.
  4. Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
  5. Закреплять умение составлять предложения по схеме.
  6. Активизировать словарь детей существительными.

 

Воспитательные:

Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде.

 

Коррекционная:

  1. Развивать ориентировку в пространстве.
  2. Закрепление умения зрительного обследования и умения анализировать.
  3. Упражнять в составлении целостного изображения из частей.
  4. Развитие тактильных и слуховых анализаторов.
  5. Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.
  6. Развитие глазодвигательных мышц.

 

Предварительная работа:

  • чтение Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели», И. Николаенко «Дождик-душ»;
  • проведение опытов с водой;
  • дидактическая игра «Кому нужна вода?» (карточки профессий);
  • беседа с детьми о значении воды;
  • рассматривание глобуса, карты мира;
  • наблюдение на прогулках за состоянием воды.

 

Материал:

игрушка «Капелька», облачко из воздушных шариков, изображение нашей Земли, разрезанное на 8 частей; изображение схемы «Круговорота воды в природе», разрезанное на 6 частей; термос с горячей водой, одноразовые стаканчики с водой и почвой на каждого ребенка, тоннель, доска, средства ИКТ; презентация «Круговорот воды в природе»; презентация «Как вода попадает в наши дома»; баклажка с соленой водой, ящики с песком на каждого ребенка;  салфетка: влажная и сухая на каждого ребенка, аудиозапись «Шум воды», баннер «Подводный мир».

 

Методические приемы:

беседа, вопросы, рассказ, зрительная наглядность (средства ИКТ), игровые упражнения, опытно-экспериментальная деятельность.

 

Словарная работа:

Активизация и обогащение словаря словами : планета  Земля, суша, «Круговорот воды в природе», пресная вода, морская вода, испаряется, пар, просачивается, водопроводные трубы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это? (белое облачко).

– А кто это прилетел к нам на облачке? (Капелька)

 

Воспитатель снимает с облачка «Капельку».

 

Воспитатель: Как вы думаете, зачем она к нам прилетела? (ответы детей)

Воспитатель: «Капелька» прилетела не одна, она принесла с собой конвертики. (Воспитатель снимает с облачка конверты)

– Ребята, вы хотите узнать, что в них находится? (Да)

– Давайте откроем один конверт и посмотрим, что в нем лежит.

 

Воспитатель открывает конверт, достает разрезные картинки и показывает их детям.

 

Воспитатель: Смотрите, здесь лежат разрезные картинки. Давайте соберем их в одну большую картинку. (Воспитатель раздает детям по одной разрезной картинке, затем дети выкладывают из них картинку с изображением нашей  Земли.)

Воспитатель: Что это за картинка получилась? (изображение нашей  Земли).

Воспитатель Какого цвета на изображении больше ? (синего).

Воспитатель: Что обозначено синим цветом? (это вода: моря, реки, озера).

Воспитатель: А что обозначено зеленым и желтым цветом? (это суша).

Воспитатель: Чего больше на Земле: воды или суши? (воды на земле больше).

Воспитатель: Верно,  вода занимает большую часть поверхности нашей Земли.

Звучит голос Водяного: «Беда! Беда!»

Воспитатель: Ой, чей это голос? Кто это?

Голос водяного: «Это я, Водяной. В моем морском царстве случилась беда, уменьшилось количество воды. Я нигде не могу отыскать свою потерянную воду. Я очень беспокоюсь, а вдруг, если вся вода исчезнет, то тогда все мои морские обитатели погибнут без воды. Прошу Вас, ребята, помогите отыскать потерянную воду. А для этого я приглашаю вас в свое морское царство».

Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь Водяному? (да).

Воспитатель: А как мы можем помочь Водяному? (Ответы детей).

–  Я предлагаю вам отправимся к нему в гости. А вы знаете, что в гости с пустыми руками не ходят. Давайте сделаем для Водяного подарки своими руками. Вы согласны? (да).

Воспитатель: А сейчас, подойдите к песку, потрогайте его пальчиками, какой он? (сухой, мелкий, рассыпчатый).

Воспитатель: Давайте нарисуем морских обитателей пальчиком  на песке. Саша (Кирилл), кого ты будешь рисовать? (ответы детей).

 

(Звучит музыка, дети рисуют на песке. По окончании работы дети аккуратно стряхивают с рук песок, затем вытирают руки сначала влажной, а затем сухой салфетками).

Воспитатель: Молодцы, ребята, красиво нарисовали подарки.

Голос Водяного: «Спасибо, ребята, порадовали вы меня своими рисунками. А сейчас я с нетерпением жду вас к себе в гости. Дорога ко мне ведет через волшебный тоннель. Желаю вам удачи».

Воспитатель: А вот и волшебный тоннель. Давайте пройдем через него.

 

Звучит музыка, дети проходят через тоннель и садятся на стульчики.

 

Воспитатель: Вот мы с вами и очутились в гостях у Водяного.

(Звучит музыка «Шум воды», на проекторе изображение подводного царств).

Воспитатель: Посмотрите, а вот и Водяной сидит, грустный он очень из-за потерянной воды.  Не может понять, куда вода исчезла?

Воспитатель: А как вы думаете, куда вода может исчезнуть? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте с вами выясним, может вода испарилась?

 

Опыт № 1 «Испарение воды».

Воспитатель обращает внимание на термос.

Воспитатель: Ребята, что это? (термос).

– Для чего нужен термос? (чтобы сохранять в течение продолжительного времени горячей воду, чай, кофе).

Воспитатель: Сейчас я открою термос, и мы посмотрим, что же произойдет? (Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

Воспитатель: Что это выходит из термоса? (пар).

Воспитатель: Как вы думаете, почему он появился? (горячая вода превратилась в пар).

Воспитатель: Как пар движется вверх или вниз? (пар поднимается вверх).

Воспитатель: Если пар поднимается вверх, значит он какой? (легкий).

Воспитатель: Выходит, что при нагревании вода может  превращаться  в пар.

Воспитатель: Ребята, а может вода сквозь почву просочилась?  Давайте проверим.

 

 

 

 

Опыт 2   «С почвой».

Воспитатель: На столе стоят стаканчики с почвой и водой. Давайте польем почву водой. Смотрим, что же получается? Осталась вода на поверхности почвы? (нет).

– Подержите стаканчик с почвой над пустым стаканчиком, что происходит с водой? (вода просочилась сквозь почву и вытекает через дырочки в пустой стакан).

Воспитатель: Выходит вода, может и сквозь почву просочиться. А дальше что? Так там и останется?

– Как же нам узнать, что же с водой может еще происходить, куда вода может еще исчезнуть? Давайте позвоним в научную лабораторию. Там работают люди, которые все знают о воде.

 

Воспитатель берет телефон, «набирает» номер.

 

Воспитатель: Здравствуйте!

Голос из телефона: Здравствуйте.

Воспитатель: Мы звоним вам, чтобы попросить у вас помощи. Помогите нам, пожалуйста, расскажите, что происходит с водой, и куда она девается в природе?

Голос из телефона: Хорошо, ребята, мы поможем вам. Сейчас Тритоша покажет и расскажет вам, что происходит с водой в природе.

Внимание на экран.

 

Показ презентации «Круговорот воды в природе»

 

Воспитатель: А сейчас, ребята, «Капелька» хочет поиграть с вами. А играть будут только ваши глазки. Встаньте прямо, плечи расправьте, выпрямите спину. Голову держите неподвижно, наблюдаем только глазами за движением «Капельки».

 

Зрительная гимнастика

С неба капелька летела – делают круговые движения глазами по часовой        

                                            стрелки.

В ручеек попасть хотела – против часовой стрелки.

И захватывая дух – посмотреть вверх.

Капелька упала – бух – посмотреть вниз.

С неба капелька упала – посмотреть влево.

В ручеек она попала – посмотреть вправо.

Ручеек наш побежал – посмотреть вверх, вниз.

Прямо в речку он попал – посмотреть влево.

 

Воспитатель: Мы узнали, куда исчезает вода в природе? (узнали).

– Что же происходит с водой в природе? (она путешествует по кругу).

– Как называется путешествие воды по кругу? (круговорот воды в природе).

Снова на проекторе изображение подводного царства.

 

Воспитатель: А ты, Водяной, понял, что происходит с твоей водой?

Голос Водяного: «Теперь я понял, что вода моя никуда не пропадает, попутешествует по кругу, да ко мне же и вернется. Теперь мне надо успокоить моих морских обитателей. Жаль, что такое видео я им не могу показать».

Воспитатель: Не волнуйся, Водяной, мы с ребятами тебе поможем. У нас остался еще один конверт для игры «Собери картинку».

Воспитатель раздает детям разрезные картинки, затем дети по порядку выкладывают схему «Круговорота воды в природе».

Воспитатель: Ребята, что за картинка у нас получилась? (круговорот воды в природе).

Воспитатель: А сейчас, Водяной, для твоих морских обитателей ребята покажут и расскажут, что происходит с водой в природе.

– Федя, расскажи, что происходит с водой в природе? (ребенок по схеме рассказывает о «Круговороте воды в природе»).

Водяной: « Спасибо, ребята, помогли мне отыскать потерянную воду. За это я угощу вас своей водицей».

 

Воспитатель благодарит Водяного, берет баклажку с соленой водой.

 

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

 

Дети под музыку проходят через волшебный тоннель.

 

Воспитатель: Вот мы с вами и в детском саду. Водяной угостил нас своей водицей.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли пить морскую воду людям? (нет).

– Почему? (ответы детей).

Воспитатель: Где встречается соленая вода в природе? (соленая вода встречается в море, в океане).

Воспитатель: А какую воду пьют люди?

Дети: Люди пьют пресную, чистую, кипяченую воду.

Воспитатель: Где встречается пресная вода в природе?

Дети: Пресная вода встречается в реке, озере.

Воспитатель:  Как вы думаете, как вода поступает в наши дома? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы хотите увидеть и узнать, как вода по водопроводным трубам поступает в наши дома? (да).

Воспитатель: Наша «Капелька» приготовила для нас видео о том, как ее сестрички-капельки попадает в краны наших домов.

Презентация «Как вода попадает в краны наших домов» (см.приложение)

 

Воспитатель: Вот, видите какой длинный путь проходит вода прежде чем попасть в краны наших домов.

Но, к сожалению, пресной воды на Земле становится все меньше и меньше из-за того, что реки в природе загрязняются, высыхают и поэтому нам необходимо беречь воду, чтобы запас пресной воды никогда не закончился.

Воспитательница:  Как вы думаете, а как мы можем беречь воду?

Ответы детей:

– не мусорить на берегах рек, озер;

– не открывать сильно кран с водой;

– не оставлять кран открытым;

– надо открывать кран с водой так, чтобы текла тонкая струйка воды;

– хорошо, плотно закрывать кран с водой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а чтобы вы не забывали об этом, мы возьмем с собой в группу «Капельку», она будет напоминать нам о необходимости бережно, экономно и разумно относиться к воде.

 

Итог: Сегодня у нас с вами получилось замечательное путешествие.

– Что больше всего вам понравилось в нем?

– Что нового вы сегодня узнали о воде?

 

 

 

 

 

Приложение

Презентация «Как вода попадает в краны наших домов»

 

1 слайд: из реки насос перекачивает воду в огромные резервуары – отстойники, где её тщательно очищают и фильтруют от песка, грязи и разных микробов.

 

2 слайд: после фильтрования по трубе вода попадает в резервуар для чистой воды.

 

3 слайд: и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры.

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram