header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Конспект группового занятия по музыкальной литературе «Характер тематизма, музыкальный образ и содержание музыкальных произведений на примере фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»

21 сентября, 2024
QR Code

Конспект группового занятия преподавателя теоретических дисциплин по музыкальной литературе

«Характер тематизма, музыкальный образ и содержание музыкальных произведений на примере фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»

Лазаревой Татьяны Евгеньевны

Место работы – «Гимназия № 139 – Центр образования»

Предмет – музыкальная литература

Класс: 4 (первый год обучения по предмету музыкальная литература, средний возраст группы – 10 лет)

Используемая образовательная типовая система  – программа по музыкальной литературе «Музыкальная литература в ДМШ» А. И. Лагутина, Э. С. Смирнова 1982 г., утвержденная Министерством культуры Республики Татарстан 2000г. и рабочая программа по музыкальной литературе для 4 класса (первого года обучения) Лазаревой Т.Е.

Цели урока

обучающие:

а) формирование представлений о характере музыкального тематизма, музыкального образа и содержания музыкальных произведений;

б) знакомство с программной музыкой – фортепианным циклом «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского;

в) знакомство с новыми музыкальными жанрами – фортепианным циклом, сюитой.

развивающие:

а) развитие умения осмысленного восприятия музыкального произведения (музыкального образа, характера тематизма, музыкального содержания произведения);

б) развитие умения анализировать музыкальное произведение, средств музыкальной выразительности;

в) развитие тембрового слуха (умение слышать тембры);

г) развитие архитектонического слуха (умение определить форму музыкального произведения);

д)развитие образного мышления обучающихся в процессе слушания музыки.

воспитательные:

а) расширение кругозора обучающихся, вовлечение в мир рксской классической музыки и живописи;

б) формирование интереса к классической музыке;

в) воспитание способности у обучающихся к сопереживанию, эмпатии ы процессе восприятия музыкального произведения.

Задачи урока

обучающие:

а) освоение обучающимися музыкального и информативного материала – фортепианного цикла-сюиты «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского;

б) умение обучающимися самостоятельно определять характер музыкального образа и раскрывать содержание музыкального произведения.

Развивающие:

а) развитие внимания, памяти, осмысленного восприятия музыкального произведения;

б) развитие творческих способностей в процессе эвристической беседы.

Форма занятия – урок по изучению новой темы.

  1. Организационный этап
  2. Цель для преподавателя: мобилизация внимания, чтобы обучающиеся вспомнили материал и музыку предыдущего урока (Э. Григ «Пер Гюнт»);
  3. Цель для обучающихся: «Ребята, давайте вспомним что мы проходили на прошлом уроке? Кто композитор? В каком веке жил и писал музыку? Кто по национальности был Э.Григ? Кто из русских композиторов дружил и переписывался с Григом? Какое произведение мы проходили на прошлом уроке? Кто автор одноименного литературного произведения, по сюжету которого написана музыка? Как впоследствии Григ объединил пьесы, чтобы эта музыка могла звучать в концерте? А сейчас мы вспомним музыку (небольшая угадайка на 5 номеров)»
  4. Изучение нового материала
  5. Цель для обучающихся: «Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным музыкальным произведением – «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. Вы должны запомнить то, что я вам расскажу, и активно помогать в определении характера музыки, определении средств музыкальной выразительности, а также, по возможности, определять формы и тембры в музыкальных отрывках».
  6. Цель для преподавателя: знакомство обучающихся с программным циклом для фортепиано М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», сравнение музыкальных номеров с картинами, рисунками, архитектурными проектами В. Гартмана, выявление самими обучающимися соответствий между ними или различий. Определение обучающимися характера музыкального тематизма, анализ средств музыкальной выразительности – следовательно, музыкального образа, определение, по возможности, музыкальных форм (первых пьес), определение на слух тембра ранее пройденного инструмента – тубы (в «Быдло»), формирование интереса, творческого воображения обучающихся.
  7. План изложения нового материала:

а) краткая характеристика жизни и творчества М.П. Мусоргского, показ его портрета;

б) кто такой В. Гартман, почему цикл называется «Картинки с выставки», год написания, кому посвящено произведение;

в) что из себя представляет жанр «фортепианный цикл», что общего с  жанром «сюита», в чем различия, почему цикл программный. Что связывает пьесы в цикле между собой. «Прогулка» – анализ характера, формы;

г) «Гном». Вначале показываю картинку Гартмана, представляем какая должна быть по характеру музыка. Описываем возможные средства. Слушаем музыку и выявляем несоответствия. Композитор переосмысливает картинку Гартмана. Гном у него другой – злой, страшный, и средства другие. Определяем форму (трехчастная);

д) «Старый замок». Слушаем музыку, определяем характер, средства музыкальной выразительности, форму. Думаем, на что эта музыка похожа, выявляем старинный колорит, строим предположения по поводу названия, и что может быть нарисовано на рисунке Гартмана. Смотрим на рисунок, придумываем название и только потом узнаем название пьесы  Мусоргского. Отмечаем и поощряем тех обучающихся кто наиболее был близок в своих вариантах к правильному;

е) «Быдло». Объясняю что это такое, показываю картинку. Предполагаем на основе этого какой должна быть музыка (грубой, тяжелой, простой). «А если бы вы были композиторами, и вам надо было поручить главную тему этой пьесы какому-то инструменту, кому бы вы поручили соло?» А вот М. Равель (французский композитор XX века, который оркестровал «Картинки с выставки») поручил это соло этому инструменту. Слушаем «Быдло» в оркестровке Равеля, узнаем инструмент. Какой эффект использует композитор? Для чего? (эффект приближения и удаления, киноэффект наплывающей камеры, чтобы передать эффект движения тяжелой телеги);

ж) «Балет невылупившихся птенцов» и «Избушка на курьих ножках». Смотрим картинки Гартмана, предполагаем какой должна быть музыка. Смотрим мультфильм «Картинки с выставки» (5 минут). Делимся впечатлениями: какая из пьес похожа на одноименный рисунок, какая нет;

з) «Богатырские ворота» – итог цикла, сморим картинку архитектурный проект Богатырских ворот в Киеве Гартмана, слушаем фрагмент в оркестровом варианте, определяем средства, узнаем тембр орккетровых колоколов.

III. Закрепление нового материала

  1. Цель для обучающихся: «Ребята, вы увидели и услышали сейчас много нового, побывали на вернисаже, посмотрели мультфильм. Скажите мне, пожалуйста, кто написал фортепианный цикл «Картинки с выставки»? Кто такой В. Гартман? Что вдохновило Мусоргского на создание цикла? Сколько пьес в цикле? Какие пьесы вам наиболее понравились? Какие наиболее запомнились? Почему? Всегда ли характер рисунка соответствует характеру музыки? В каких пьесах Мусоргский отходит от характера рисунка? За счет каких средств музыкальной выразительности?»
  2. Цель для преподавателя: закрепление нового материала, заострение внимания обучающихся на главной цели урока, развитие самостоятельности суждений и анализа музыкального произведения, расширение кругозора.
  3. IV. Задание на дом: «Ребята, вы должны дома написать краткую биографию М.П. Мусоргского и нарисовать наиболее запомнившуюся и понравившуюся пьесу-картинку».

Цель для преподавателя: активизация поисковой активности, закрепление знаний урока, развитие творческого воображения у обучающихся.

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе