Конспект группового занятия преподавателя теоретических дисциплин по музыкальной литературе
«Характер тематизма, музыкальный образ и содержание музыкальных произведений на примере фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»
Лазаревой Татьяны Евгеньевны
Место работы – «Гимназия № 139 – Центр образования»
Предмет – музыкальная литература
Класс: 4 (первый год обучения по предмету музыкальная литература, средний возраст группы – 10 лет)
Используемая образовательная типовая система – программа по музыкальной литературе «Музыкальная литература в ДМШ» А. И. Лагутина, Э. С. Смирнова 1982 г., утвержденная Министерством культуры Республики Татарстан 2000г. и рабочая программа по музыкальной литературе для 4 класса (первого года обучения) Лазаревой Т.Е.
Цели урока
обучающие:
а) формирование представлений о характере музыкального тематизма, музыкального образа и содержания музыкальных произведений;
б) знакомство с программной музыкой – фортепианным циклом «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского;
в) знакомство с новыми музыкальными жанрами – фортепианным циклом, сюитой.
развивающие:
а) развитие умения осмысленного восприятия музыкального произведения (музыкального образа, характера тематизма, музыкального содержания произведения);
б) развитие умения анализировать музыкальное произведение, средств музыкальной выразительности;
в) развитие тембрового слуха (умение слышать тембры);
г) развитие архитектонического слуха (умение определить форму музыкального произведения);
д)развитие образного мышления обучающихся в процессе слушания музыки.
воспитательные:
а) расширение кругозора обучающихся, вовлечение в мир рксской классической музыки и живописи;
б) формирование интереса к классической музыке;
в) воспитание способности у обучающихся к сопереживанию, эмпатии ы процессе восприятия музыкального произведения.
Задачи урока
обучающие:
а) освоение обучающимися музыкального и информативного материала – фортепианного цикла-сюиты «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского;
б) умение обучающимися самостоятельно определять характер музыкального образа и раскрывать содержание музыкального произведения.
Развивающие:
а) развитие внимания, памяти, осмысленного восприятия музыкального произведения;
б) развитие творческих способностей в процессе эвристической беседы.
Форма занятия – урок по изучению новой темы.
- Организационный этап
- Цель для преподавателя: мобилизация внимания, чтобы обучающиеся вспомнили материал и музыку предыдущего урока (Э. Григ «Пер Гюнт»);
- Цель для обучающихся: «Ребята, давайте вспомним что мы проходили на прошлом уроке? Кто композитор? В каком веке жил и писал музыку? Кто по национальности был Э.Григ? Кто из русских композиторов дружил и переписывался с Григом? Какое произведение мы проходили на прошлом уроке? Кто автор одноименного литературного произведения, по сюжету которого написана музыка? Как впоследствии Григ объединил пьесы, чтобы эта музыка могла звучать в концерте? А сейчас мы вспомним музыку (небольшая угадайка на 5 номеров)»
- Изучение нового материала
- Цель для обучающихся: «Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным музыкальным произведением – «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. Вы должны запомнить то, что я вам расскажу, и активно помогать в определении характера музыки, определении средств музыкальной выразительности, а также, по возможности, определять формы и тембры в музыкальных отрывках».
- Цель для преподавателя: знакомство обучающихся с программным циклом для фортепиано М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», сравнение музыкальных номеров с картинами, рисунками, архитектурными проектами В. Гартмана, выявление самими обучающимися соответствий между ними или различий. Определение обучающимися характера музыкального тематизма, анализ средств музыкальной выразительности – следовательно, музыкального образа, определение, по возможности, музыкальных форм (первых пьес), определение на слух тембра ранее пройденного инструмента – тубы (в «Быдло»), формирование интереса, творческого воображения обучающихся.
- План изложения нового материала:
а) краткая характеристика жизни и творчества М.П. Мусоргского, показ его портрета;
б) кто такой В. Гартман, почему цикл называется «Картинки с выставки», год написания, кому посвящено произведение;
в) что из себя представляет жанр «фортепианный цикл», что общего с жанром «сюита», в чем различия, почему цикл программный. Что связывает пьесы в цикле между собой. «Прогулка» – анализ характера, формы;
г) «Гном». Вначале показываю картинку Гартмана, представляем какая должна быть по характеру музыка. Описываем возможные средства. Слушаем музыку и выявляем несоответствия. Композитор переосмысливает картинку Гартмана. Гном у него другой – злой, страшный, и средства другие. Определяем форму (трехчастная);
д) «Старый замок». Слушаем музыку, определяем характер, средства музыкальной выразительности, форму. Думаем, на что эта музыка похожа, выявляем старинный колорит, строим предположения по поводу названия, и что может быть нарисовано на рисунке Гартмана. Смотрим на рисунок, придумываем название и только потом узнаем название пьесы Мусоргского. Отмечаем и поощряем тех обучающихся кто наиболее был близок в своих вариантах к правильному;
е) «Быдло». Объясняю что это такое, показываю картинку. Предполагаем на основе этого какой должна быть музыка (грубой, тяжелой, простой). «А если бы вы были композиторами, и вам надо было поручить главную тему этой пьесы какому-то инструменту, кому бы вы поручили соло?» А вот М. Равель (французский композитор XX века, который оркестровал «Картинки с выставки») поручил это соло этому инструменту. Слушаем «Быдло» в оркестровке Равеля, узнаем инструмент. Какой эффект использует композитор? Для чего? (эффект приближения и удаления, киноэффект наплывающей камеры, чтобы передать эффект движения тяжелой телеги);
ж) «Балет невылупившихся птенцов» и «Избушка на курьих ножках». Смотрим картинки Гартмана, предполагаем какой должна быть музыка. Смотрим мультфильм «Картинки с выставки» (5 минут). Делимся впечатлениями: какая из пьес похожа на одноименный рисунок, какая нет;
з) «Богатырские ворота» – итог цикла, сморим картинку архитектурный проект Богатырских ворот в Киеве Гартмана, слушаем фрагмент в оркестровом варианте, определяем средства, узнаем тембр орккетровых колоколов.
III. Закрепление нового материала
- Цель для обучающихся: «Ребята, вы увидели и услышали сейчас много нового, побывали на вернисаже, посмотрели мультфильм. Скажите мне, пожалуйста, кто написал фортепианный цикл «Картинки с выставки»? Кто такой В. Гартман? Что вдохновило Мусоргского на создание цикла? Сколько пьес в цикле? Какие пьесы вам наиболее понравились? Какие наиболее запомнились? Почему? Всегда ли характер рисунка соответствует характеру музыки? В каких пьесах Мусоргский отходит от характера рисунка? За счет каких средств музыкальной выразительности?»
- Цель для преподавателя: закрепление нового материала, заострение внимания обучающихся на главной цели урока, развитие самостоятельности суждений и анализа музыкального произведения, расширение кругозора.
- IV. Задание на дом: «Ребята, вы должны дома написать краткую биографию М.П. Мусоргского и нарисовать наиболее запомнившуюся и понравившуюся пьесу-картинку».
Цель для преподавателя: активизация поисковой активности, закрепление знаний урока, развитие творческого воображения у обучающихся.