header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Конкурсная деятельность учащихся детской школы искусств

13 октября, 2022
QR Code

Михайлова М.П., Румянцева З.А. преподаватели МБОУДО “Урмарская ДШИ”

ПАСПОРТ

проекта «Конкурсная деятельность учащихся детской школы искусств»

на 2021 – 2025 гг.

 

Название проекта «Конкурсная деятельность учащихся детской школы искусств»

 

Руководитель проекта Михайлова Маргарита Павловна, Румянцева Зоя Алексеевна

преподаватели по классу домры и гитары

 

Исполнители проекта Администрация, педагогический коллектив, учащиеся Урмарской детской школы искусств

 

Место реализации проекта п. Урмары, МБОУДО «Урмарская детская школа искусств», образовательные учреждения

 

Основные направления деятельности проекта:

 

1. Развитие творческой личности учащегося и вовлечение в творческий процесс родителей.

2. Организация и осуществление совместной творческой деятельности преподавателей и учащихся на всех уровнях учебно-воспитательного процесса.

3. Развитие творческой активности и творческой среды

4. Определение путей развития заложенных в учащихся возможностей и раскрытие инновационных форм и подходов к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности учащегося.

5. Выявление юных дарований.

6. Развитие музыкальной культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в исполнительском искусстве.

 

Краткое содержание проекта

 

Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса, важной частью целостного развития каждого ребенка, неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся. Оказывает благотворное влияние на развитие культурно-эстетических вкусов, гармоничной личности.

 

Цель проекта

 

Творческое развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя.

Выявление способных, талантливых детей и повышение качественного уровня исполнительского мастерства.

 

Планируемый результат реализации проекта

 

Конкурсная деятельность способствует комплексному развитию музыкальных способностей, творческого потенциала каждого учащегося, обновлению репертуара, поиску новых интересных, современных идей, участию в концертах и конкурсах различного уровня, росту исполнительского уровня учащихся в сольном и в ансамблевом исполнительстве.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Актуальность и социальная значимость проекта

 

Проблема любого малого города, поселка – отдаленность от культурных центров. Зачастую детская школа искусств становится основным культурным учреждением академической направленности, поэтому создание оптимальных условий для развития творческого потенциала детей становится здесь наиболее актуальным.

Педагогический проект «Конкурсная деятельность учащихся детской школы искусств» определяет различные стороны учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся. Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии их творческих способностей и практических действий на пути к мастерству.

В данном проекте конкурсное направление занимает особое место в деятельности ДШИ. Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В рамках проекта определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

Проект «Конкурсная деятельность учащихся детской школы искусств» разработан с целью выявления способных, талантливых детей и повышения качественного уровня исполнительского мастерства. Поиск наилучшего пути в профессиональном росте ученика связан с педагогическим экспериментом. Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исполнителей. Организация конкурсного движения и привлечение учащихся к активной конкурсной и концертной деятельности является одной из составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Созданы условия для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся. А также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных направлений работы, как преподавателей, так и учреждения в целом.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы, как учащихся, так и преподавателей ДШИ. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Победы и участие учащихся в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Эти победы можно разделить на внутришкольные и внешкольные.

Любой конкурс – это не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией. Это культурное событие, акция, позволяющая осуществлять «смотр» контингента учащихся с целью выявления одаренных детей. Также это оценка профессиональных «педагогических сил», помогающая налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев. Хорошо организованные конкурсы, то есть с пониманием истинных ценностей и целей, становятся сильными стимулами развития системы музыкального образования, катализатором активности всех участников этой деятельности, праздничными кульминациями в жизни детских школ искусств.

Исполнительские конкурсы,            фестивали осуществляют комплексную программу, в которую заложен широкий спектр образовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических проблем. Одна из наиболее сложных проблем – выбор конкурсной программы, которая максимально могла бы раскрыть творческие, художественные, технические возможности потенциального конкурсанта. Эта тема актуальна для любого конкурсного возраста, меняется лишь репертуар и его сложность, но высокая планка художественных задач, отделки материала должна оставаться всегда.

 

 

В конкурсной программе учащиеся должны чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Нельзя завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю, психологическую зажатость и внешнюю скованность учащихся, что неизбежно сказывается на всех сторонах исполнения. Главная направленность этого проекта – развитие творческой личности учащегося. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей. Один из актуальных вопросов для преподавателей – вопрос подготовки учащегося к конкурсному выступлению. Он включает в себя многое: выбор потенциального конкурсанта, определение конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая «тактика и стратегия» преподавателя, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. В детских конкурсах-фестивалях следует поощрять как можно большее количество участников. Имеет смысл увеличивать количество лауреатских мест либо разделять призовые места, а также учреждать достаточное количество дипломов, всем выдавать грамоты за участие. Полезно практиковать выдачу участникам конкурса специализированных дипломов или грамот за отдельные заметные достижения. Например: за оставившее яркое впечатление исполнения музыкального произведения, а также отмечать обратившие на себя внимание индивидуальные исполнительские способности некоторых конкурсантов – артистизм, виртуозность, волю к победе и т.п.

Актуальность исследования – это развитие творческого потенциала, имеющее научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальность и творческая инициатива каждого учащегося своеобразна. Результатом творчества является продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Управление творчеством возможно путем создания благоприятных для этого условий: содержание творческой активности и творческой среды, направленность формирующей работы на развитие творческой личности.

В заключение: конкурсы-фестивали большие и маленькие будут в радость, прежде всего, детям, юным музыкантам, для которых устраиваются конкурсы и фестивали. Участники должны ощутить атмосферу праздника. Пусть дети, почувствовав вкус победы, получат новую сильную мотивацию к продолжению занятий.

 

  1. Цель и задачи проекта

 

Цель проекта – творческое развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя.

 

Задачи:

– раскрытие духовного, интеллектуального и культурного потенциала детей;

– выявление и поддержка талантливых учащихся (исполнителей);

– сохранение и совершенствование традиций музыкального искусства, повышение уровня

исполнительского мастерства.

– использование вариативных подходов к способностям и возможностям каждого учащегося;

– активное вовлечение учащихся в концертную, конкурсную, фестивальную деятельность для

наиболее полной реализации их индивидуальных способностей;

– расширение репертуара, популяризация классической и современной музыки;

– развитие мотивации учащихся к познанию и углублению музыкального опыта;

– укрепление значимости роли преподавателя в воспитательном процессе.

 

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся. Оказывает благотворное влияние на развитие культурно-эстетических вкусов, гармоничной личности. Приоритетное направление конкурсной деятельности – развитие музыкальной культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в исполнительском искусстве.

 

Новизна проекта заключена в содержательном наполнении интегрирующего начала всех уровней конкурсной деятельности учащегося от простых уроков, концертов до конкурсов различных уровней. Значимость проекта отображена в принципах организации и осуществления совместной творческой деятельности преподавателей и учащихся на всех уровнях учебно-воспитательного процесса:

– принцип традиций и новаторства направленный на поддержание и создание новых  культурных традиций;

– принцип самовыражения и самореализации, позволяющий ученику проявить в полной мере свои творческие способности;

– принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

– принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

– принцип личностно ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту обучающегося, признание самобытности и уникальности каждого воспитанника);

– принцип природосообразности (учитывается возраст учащегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки);

– принцип культуросообразности (приобщение учащихся к современной и мировой культуре);

– принцип свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

– принцип сотрудничества и ответственности.

 

В рамках проекта предполагается выступление учащихся в конкурсах разного уровня. Планирование конкурсов проходит в конце учебного года на будущий учебный год. Готовятся положения о проведении конкурсов. Преподавателей знакомят с положениями, программными требованиями, номинациями. Функции руководителя проекта: разработка положения конкурса, разработка конкурсной программы, налаживание системы информирования и рассылки информации: обработка заявок на участие, формирование жюри, составление четкого расписания репетиций, прослушиваний.

Подготовка необходимого инструментария и аудио-компьютерной техники, информирование о порядке выступления, репетиций, проведение итогового круглого стола, гала-концерта по итогам проведения конкурса с награждением.

Конкурсная практика характеризуется целым комплексом задач. Одна из них – развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя. Весьма ценным показателем ее качества, анализируемого и оцениваемого, прежде всего, не только самим преподавателем, но также его коллегами. От внутришкольной системы контроля успеваемости детей (зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых уроков) конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей, усилий, как детей, так и преподавателей. Открывается возможность выйти за пределы обязательного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры. Все это побуждает осмысливать свой опыт, оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы совершенствования мастерства. В современной России подготовка ученика к участию в конкурсах – необходимое условие существования преподавателя и учащегося в социуме, возможность продолжения работы, продвижения по карьерной лестнице, получение званий. Конкурсы служат средой сохранения традиций исполнительского мастерства.

 

 

 

 

  1. Методы работы над проектом

 

Методы работы над проектом включили в себя:

Теоретический

– изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблемам проекта;

– анализ и обобщение собственного опыта в сфере исполнительского мастерства.

Экспериментальный

– проведение конкурсов-фестивалей;

– изучение конкурсного репертуара;

– методы педагогического наблюдения (проведение круглых столов);

– практическая деятельность – реализация проекта.

Статистический (обработка полученных данных).

 

Структура технологии развития творческого потенциала учащегося:

– предварительная диагностика уровня творческого развития;

– мотивация (одно из ведущих направлений работы);

– организация творческой деятельности и её реализация;

– условия, способствующие развитию творческих способностей;

– контроль качества выполнения творческой деятельности;

– выявление соответствия полученных результатов (анализ проделанной работы).

 

Для привлечения участников проекта к совместному творчеству использовались различные инновационные технологии: проблемные, игровые, исследовательские, интегрированные.

Данный проект разработан для того, чтобы поддерживать интерес участников образовательного процесса, а также с целью проверки качества усвоения образовательных программ. Проект объединяет следующие, ставшие традиционными, школьные фестивали-конкурсы: конкурс ансамблей «Музицируем в ансамбле»; конкурс «Очарование струн певучих»; конкурсы, посвященные юбилейным датам композиторов и т.д.

Конкурсы проводятся в соответствии с планами работы ДШИ, которые утверждаются администрацией МБОУДО «Урмарская детская школа искусств».

 

Ресурсы:

Информационные: обеспечение информационного сопровождения (учебно-программная документация),  распространение посредством публикаций, выступлений, курсов, конференций.

Человеческие:  учащиеся и преподаватели ДШИ.

Организационные:  администрация ДШИ.

Материально-технические:  специализированные помещения, аудио-видеоаппаратура, компьютерная техника, вспомогательный инвентарь, сценические костюмы.

 

Перечень организационных мероприятий, нацеленных на реализацию проекта:

Подготовительный этап:  изучение вопроса «Детские исполнительские конкурсы: достижения, проблемы, перспективы».

Организационный этап:  подготовка и создание необходимых условий для реализации проекта.

Основной этап:  проведение внутренних школьных фестивалей и конкурсов, участие в конкурсах республиканского, межрегионального, всероссийского и международного уровня.

Заключительный этап:  подведение итогов по реализации проекта, обработка мониторинговых данных по внедрению проекта, дальнейшие перспективы развития, работа над оформлением проекта.

 

 

 

  1. Планируемый результат реализации проекта

 

После реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

– совершенствование форм работы с учащимися и развитие творческого потенциала;

– создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития творческого потенциала, их самореализации;

– обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

– стимулирование мотивации развития способностей;

– активное участие в конкурсах, конференциях, фестивалях, смотрах различного уровня

– создание портфолио (видео) лучших выступлений и заслуг учащихся;

– увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, исполнительской деятельностью;

– повышение профессионального уровня исполнительской деятельности учащихся;

– создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявления способных детей (психологический профиль ребенка);

– разработка методических рекомендаций для работы со способными детьми;

– создание электронного банка данных;

– апробация эффективности обучения профессионально мотивированных детей.

 

Можно с уверенностью сказать, что конкурсная деятельность учащихся ДШИ развивается год от года и расширяет свои границы. Проект в полной мере соответствует поставленной цели и решает все сопутствующие задачи для достижения главной цели. Объектом проекта стали творчество и развитие творческих способностей учащихся.

Реализация проекта способствует творческому сближению учащихся, педагогов и родителей. Итогом запланированных мероприятий является рост исполнительского уровня учащихся не только в сольном исполнительстве, но и в ансамблевом. Учащихся стали привлекать номера повышенной сложности. Подобные результаты соответствуют выполнению задач ДШИ в реализации учебных программ. Конкурсная деятельность способствует комплексному развитию музыкальных способностей, творческого потенциала каждого учащегося, обновлению репертуара, поиску новых интересных, современных идей, участию в концертах и конкурсах различного уровня.

В связи с актуальностью темы данного проекта, предполагается перспектива его дальнейшего усовершенствования и развития. Для этого потребуется:

– продолжать работу с целью развития творческого потенциала учащихся в конкурсной деятельности ДШИ;

– проводить конкурсы на базе ДШИ;

– продолжать работу с целью привлечения учащихся к активной конкурсной деятельности;

– применять в работе инновационные формы.

 

Результаты данного педагогического (творческого) проекта могут быть использованы не только преподавателями детской школы искусств, но также субъектами муниципальной и республиканской образовательной системы.

Механизм оценки результатов реализации проекта: наблюдение, анкетирование, аналитический отчет, мониторинг, оценка уровня вовлеченности, отзыва участников проекта, отчеты о проведенных мероприятиях, освещение СМИ.

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram