header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Конкурс как средство мотивации к обучению в ДМШ и ДШИ

9 января, 2023
QR Code

 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл

Детская школа искусств г. Волжска

Методический доклад на тему:

КОНКУРС КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ДМШ и ДШИ

Подготовила преподаватель по классу скрипки

Заболотнева Н.А.

 

Выявление творчески одаренных детей, совершенствование уровня исполнительского мастерства учащихся и педагогов, формирование и укрепление творческих взаимоотношений между родителями и преподавателем, поддержка и социализация детей на государственном уровне объявлены одними из приоритетных задач современного образования. Актуальность творческого развития ребенка обусловлена требованиям времени. Именно в ДМШ и ДШИ создаются условия для творческого развития обучающегося и возможности их реализации. Основной задачей современного музыканта является сохранение увлеченного отношения к музыке. Конкурсы имеют важное значение для воспитания юных музыкантов. Это один из способов повышения учебной мотивации обучающегося. Звание лауреата или дипломанта Всероссийского, Республиканского, школьного и т.д. конкурсов стало необходимым для юного музыканта. Участие в таких мероприятиях соответствует естественной детской потребности соревноваться, ставят перед ними конкретную цель много заниматься и постараться победить.

Особо стоит обратить внимание на работу преподавателя при подготовке ученика к участию в конкурсе. Любой конкурс это культурное событие, позволяющее выявлению одаренных детей и оценка профессиональных педагогических сил, пересмотру и обновлению задач и методов обучения, ведь любой конкурс является сильным стимулом активности всех участников этой деятельности. От преподавателя требуется профессиональная мудрость, особенно при выборе репертуара. Известно, что выступление требует от исполнителя огромных психологических и физических затрат. Неустойчивость и ранимость детской психики требует бережного отношения. Ведь ученик должен чувствовать себя комфортно, уверенно и получать удовольствие от исполнения. Нельзя завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю зажатость и неуверенность в своих силах у ученика и в то же время облегченная программа может не соответствовать уровню подготовки других участников и тем самым свести на «нет» смысл участия в конкурсе. Вопрос подготовки учащегося к выступлению включает в себя также выбор конкурсанта, расчет времени для подготовки, определение работы, грамотная психологическая подготовка ребенка, настрой родителей и включение их в этот процесс. Сейчас зачастую дети приходят учиться в музыкальную школу потому, что их приводят родители и ему приходится сталкиваться с многими трудностями. От того как учитель сможет заинтересовать ребенка процессом учебы зависит будет ли он заниматься с охотой и желанием или для него это превратиться в скуку. К сожалению современные дети мало занимаются по многим причинам. Это и большая загруженность в школе, одновременное занятие в различных кружках, лень, желание поиграть в компьютерные игры, плохая организация домашних занятий, нежелание родителей  заниматься с ребенком…В этих случаях преподавателю важно привить учащемуся искренний интерес к музыке, знакомить его с творчеством известных исполнителей, расширять его общий кругозор, формируя таким образом в самостоятельную творческую единицу. Полезно познакомить ученика с историей возникновения конкурсов. Конкурс (лат. Concursus) – соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего. Еще в Древней Греции, в рамках Пифийских игр проходили первые музыкальные конкурсы. Композиторы, певцы, исполнители на кифаре и авлосе состязались наряду с атлетами, наградой были лавровые венки. Продолжение состязаний музыкантов было и в эпоху Римской империи и именно оттуда пришло звание «Лауреат». В средние века соперничали трубадуры и труверы, мейстерзингеры и миннезингеры. Конкурсы устраивали правители, духовные лица. В искусстве импровизации соревновались И.С. Бах и Л. Маршан,  Г.Ф. Гендель и А. Скарлатти,  В. А. Моцарт и М. Клементи… По настоящему современные конкурсы начали развиваться лишь полвека назад. Конкурс стал одним из двигателей творческого процесса. Очень важно для преподавателя довести до сознания ребенка, что на первое место должна быть поставлена музыка как предмет глубинного постижения. Посещение конкурсов в качестве слушателя то же является немаловажным. Обсуждение услышанного, диалог «Что понравилось, что не понравилось. А как бы сыграл ты?» тоже дает свои положительные результаты в становлении ученика как самостоятельной творческой индивидуальности.  Задача педагога не только подготовить ученика к конкурсу, главное научить его адекватно воспринимать победу или поражение. Необходимо грамотно настраивать ребенка психологически. «Главное не первое место, а твоя маленькая победа над собой». Очень важно быть убедительным педагогу в его воодушевленном состоянии , надо чтобы ребенку захотелось достичь тех или иных результатов. Необходимо чтобы  преподаватель, как никто другой ратовал за формирование положительной мотивации у ученика.

К выявлению и развитию потенциала одаренных детей способствует также система исполнительских интернет-конкурсов. Именно они позволяют расширить степень участия детей в конкурсах, на что обращается внимание в «Программе развития детских школ искусств Российской Федерации». Хотя отношение к таким конкурсам и неоднозначное, тем не менее это один из способов повышения учебной мотивации учащегося, создаются условия для психологического комфорта ребенка. Ведь порой основной проблемой для учеников является публичное выступление на сцене, не все дети обладают «стойкостью духа».  Сейчас приходят учиться дети с разными данными и способностями. Если он не может, но хочет выступать, это единственная возможность стать участником конкурса и способствовать дальнейшим занятиям музыкой. А успешное участие вообще может помочь решению уже более серьезно заниматься и участвовать  в конкурсах и фестивалях другого уровня. Также это возможность  испытать чувство радости при получении диплома и существенно пополнить свое портфолио. Кроме того, дистанционные конкурсы формируют настойчивость, целеустремленность, ведь чтобы отправить качественную видеозапись на конкурс, приходится приложить определенные усилия. Педагоги, которые занимались этим вопросом подтвердят, что далеко непросто записать успешное выступление с первого раза.

Участие учеников в дистанционных конкурсах наполняет деятельность преподавателя новыми задачами, способствует развитию новых профессиональных навыков и умений, должен проявить свою компетентность в овладении  и освоении новейших информационно-коммуникативных технологий.

Далеко немаловажным является участие и преподавателя в конкурсах различного уровня.  Ведь конкурс это одно из средств повышения профессионализма преподавателя как исполнителя. А. Эйнштейн писал: «Единственный разумный способ обучать людей – это подавать им пример». Когда ты сам испытываешь все, что предстоит испытать твоему ученику во время выступления, ты можешь подсказать ему многое, как говорится из личного опыта. Объяснить какое значение имело для вас участие в конкурсе. Да и сам факт того, что мой учитель не только с меня требует, но и с себя, тоже является хорошим стимулом для ученика больше трудится.

Отношение к конкурсам далеко неоднозначное. Есть свои плюсы и минусы. Одни считают, что конкурсы  важны для дальнейшего стимулирования работы ученика, другие считают, что конкурс наносит вред психике ребенка. Ориентация на процесс, а не на результат поддержит ребенка, мотивирует его на дальнейшее участие. Несмотря на разные мнения об участии в детских исполнительских конкурсах, хочется все же отметить их значимость в жизни музыканта. При правильном подходе в подготовке ребенка, конкурс может стать одним из ярчайших моментов их жизни.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram