header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Концертное выступление как средство формирования социальной компетенции учащихся

9 января, 2023
QR Code

Фель Татьяна Георгиевна, преподаватель, МБУДО «ДМШ №30» Советского района г. Казани

Концертное выступление учащихся является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного интеллектуального и артистического совершенствования. Практический опыт замечательных исполнителей многих поколений привел к целому ряду теоретических обобщений. Но, сколько исполнителей, столько неповторимых индивидуальностей со своими природными данными, способностями и проблемами. Эта область искусства находится в постоянном развитии, и в последнее время особое внимание стало уделяться изучению психологических сторон деятельности исполнителя.

Психические состояния могут оказывать на исполнительскую деятельность учащегося как положительное влияние, так и отрицательное. Как следствие – ухудшается качество исполнения.

Для успешного протекания процесса формирования и сохранения характеристик, выработанных в репетиционной форме, наиболее значимыми являются такие психические состояния как: заинтересованность, увлеченность, вдохновение, решительность, уверенность.

Основные причины возникновения психических состояний следующие:

  1. Предшествующее состояние:

— состояние страха вызывает состояние неуверенности;

— состояние увлеченности вызывает состояние вдохновения и т.д.

Иными словами, если состояние увлеченности, заинтересованности постоянно сопровождало репетиционные занятия, то в процессе концертного выступления оно перейдет в состояние вдохновения.

На это надо обращать внимание в педагогической практике и в процессе занятий стараться, чтобы каждый урок проходил увлеченно, то есть уметь создать атмосферу, способствующую появлению вдохновения.

  1. Значимость ситуации, в которую попал человек – чувство большой ответственности, некоторое эмоциональное напряжение могут вызвать состояние стресса, паники, со всеми последствиями.

Поэтому перед выступлением преподавателю не следует акцентировать внимание на ответственности, а создать установку на обычное исполнение.

  1. Физическое состояние – болезнь, усталость могут быть причиной состояний раздражительности, безразличия. В таком случае разумней будет прекратить занятие.
  2. Определенная установка на преодоление трудностей, на достижение цели мобилизует волю, мышление и другие психические процессы, принимающие участие в исполнительской деятельности.
  3. Психические состояния могут мгновенно передаваться от одного человека к другому. Это также следует учитывать в педагогической практике – перед выступлением избегать разговоров с учеником о страхе и сценическом волнении.

Состояние вдохновения также обладает некоторыми индивидуальными характеристиками:

  1. Полностью подчиняясь объекту творчества, исполнитель часто не отдает себе отчета в том, какими приемами он пользуется в данный момент.
  2. В процессе исполнения контролируются не отдельные игровые движения, а целостные психические состояния, накопленные и закрепленные в процессе формирования игровых движений.

Являясь мотивами совершаемых действий, эмоции в одном случае организуют деятельность, в другом – дезорганизуют ее. Состояние стресса, связанное с физическими перегрузками, необходимостью принимать быстрые и ответственные решения, влияет на игровые движения исполнителя.

Виды реакции на стрессовую ситуацию могут быть различными. Они во многом определяются психическими особенностями личности, количеством и качеством накопленного опыта.

Чтобы результат нашей работы – исполнение программы на экзамене, участие в конкурсе и концерте выглядел уверенно и эмоционально увлеченно, нужна вера ученика в свои способности и возможности. Сомневаясь и комплексуя, результата не покажешь. Есть люди изначально, от природы уверенные в себе. Смелость, решительность, твердость духа у них в характере и когда человек на сцене, не обратить внимание на его действия просто нельзя.

Уверенность – атрибут воли, воля питает и поддерживает чувство уверенности в себе. «Воля крепнет в преодолении себя»,- говорили Аристотель и Сенека. Вопрос не только в том, чтобы заставить себя сесть за инструмент, но научиться делать дело хорошо. Получается, что воля определяет не только объем и регулярность работы, но ее содержание. Умение собраться, сосредоточиться – кому-то это удается лучше, кому-то хуже.

Некоторые преподаватели приходят к выводу, что надо ставить специальной задачей воспитание волевых качеств у ученика. По большому счету эта работа входит в реестр их профессиональных обязанностей. Другой вопрос как решать эту задачу. Возможно, в условиях умелого профессионального преподавания она во многом решается сама собой.

В любом случае воля формируется и крепнет когда существует цель. Цели могут быть различные – выучить то или иное музыкальное произведение, подготовиться к конкурсу, экзамену, концерту. Цели также могут быть отдаленными и близлежащими.

Преподаватель может решать с учеником конкретные методические задачи, при этом использовать индивидуальные педагогические приемы: завышать или занижать степень сложности исполняемой программы с целью активизации динамики развития ученика или выработки устойчивого сценического самочувствия, использовать поэтапное освоение сложного произведения. При этом имеет большое значение обоснование подобных действий преподавателя. В старших классах возможность подобных поисков заметно снижается, так как на выпускном экзамене преподаватель и его ученик должны продемонстрировать максимальный результат их совместной работы за весь период обучения в ДМШ. Исполнение должно соответствовать требованиям учебной программы, а сложность  — исполнительским возможностям ученика.

И еще одно не должно быть упущено, когда настраиваешься на предстоящее выступление – это реакция на возможную техническую помарку. Главное, чтобы это не выбило из колеи. Опытные педагоги учат не придавать большого значения помарке, не преувеличивать масштабы «беды».

Концертное выступление – цель всего процесса обучения. Оценка этого выступления ничем не отличается от оценки выступления взрослого музыканта, разве что большей снисходительностью и доброжелательностью публики. Здесь на первый план выступает характер исполняемого произведения. Можно говорить о разных аспектах, но если игра не вызывает эмоционального отклика у публики, исполнение не состоялось. Соответственно задачам подбирается и репертуар. Методическая грамотность преподавателей в этом вопросе должна способствовать конструктивной деятельности экзаменационной или конкурсной комиссии.

Знание роли, функций, видов и форм оценки в ДМШ, а также содержание и форма изложения оценочного суждения преподавателя создают условия для оптимальной оценки и такого сложного вида деятельности, как музыкальное исполнительство.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Статья И. Пилипенко «Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления»;
  2. Статья П. Басенко «Критерии оценки концертного выступления учащегося ДМШ»;
  3. Статья И. Коломиец «Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя».
Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram