header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Концертмейстер. Роль и функции в образовании учащихся.

11 августа, 2023
QR Code

Сафронова Анастасия Олеговна, педагог дополнительного образования АНО «Павловская гимназия»


Концертмейстер. Роль и функции в образовании учащихся.

Впервые о профессии концертмейстера стало известно в XVII веке, когда большую популярность приобрели сольные выступления. Тогда певцы стали брать себе в напарники пианистов, которые могли бы подыгрывать им, но при этом не забирать своей игрой все внимание публики.

Концертмейстер – это музыкальный деятель, который берет на себя обязанность по сопровождению основного исполнителя. В определенной степени он может выступать педагогом для начинающего музыканта.

         Чтобы работать концертмейстером необходимо иметь высокий уровень общей музыкальной грамотности. Хороший специалист знает особенности сольного вокала, хорового исполнения, хореографического исполнения, инструментального и ансамблевого исполнения. В связи с этим в профессии с момента ее возникновения сформировались также более узкие направления деятельности: аккомпаниатор, концертмейстер-пианист, концертмейстер-педагог, концертмейстер оперы.

         Общими обязанностями концертмейстера являются:

1) поддержкасолирующегоисполнителя;

2) выполнениеработырепетитора,наставникадлясолирующегоисполнителя;

3) участиевразработкерепетиционныхпланов,программы выступлений.

         Концертмейстер обязан отлично знать особенности игры на различных инструментах и

досконально быть знакомым с различными певческими голосами. Ему предстоит сделаться не только пианистом: он и певец, скрипач, тромбонист, ударник, дирижер оперного оркестра или хора. Необходимое условие в процессе работы над произведением с певцом или инструменталистом – это чувствовать себя исполнителем сольной партии.

Поэтому существует большая разница между понятиями «концертмейстер» и «аккомпаниатор». Аккомпаниатор – это тот, кто аккомпанирует, т.е. сопровождает игрой на музыкальном инструменте или на музыкальных инструментах вокальную или инструментальную партию (обычно сольную). В энциклопедическом музыкальном словаре определение «концертмейстер» вносится с дополнением педагогического аспекта деятельности: пианист, помогающий исполнителям (певцам и инструменталистам) разучивать их партии и аккомпанирующий им в концертах.

         Другими словами, деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно лишь концертную работу, а деятельность концертмейстера включает в себя:

— разучивание с солистом репертуара;

— знание трудностей и причин их возникновения;

— умение подсказывать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков и т.д.

Концертмейстерская деятельность значительно отличается от аккомпаниаторской. В нее входят весьма сложные навыки, которые требуют упорной тренировки для того, чтобы концертмейстер мог выполнять свои профессиональные обязанности. Аккомпаниаторская профессия требует от пианиста наличия ярко выраженных исполнительских данных, чувства эстрады и других артистических качеств. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции. Отделить одно от другого и понять, что превалирует в экстремальных концертных или конкурсных ситуациях очень трудно.

      Для своей профессиональной деятельности концертмейстеру необходимы определенные навыки и знания:

  1. Умение читать с листа фортепианную партию любой сложности. Чтением с листа является исполнение произведения без предварительного изучения и подготовки, в темпе, который наиболее соответствует авторскому указанию. Чтение с листа ставит своей целью дать общее представление о произведении.
  2. Свободное владение инструментом, что позволяет концертмейстеру направить свое внимание на осознание музыкального текста и соединить все компоненты музыки в единую картину.
  3. Навыки подбора по слуху. Эти навыки носят в основном творческий характер и побуждают к разнообразным вариантам исполнительского решения.
  4. Чувство ансамбля, которое является основным условием для совместной работы с любым солистом. Достижение общего ансамбля является основной художественной целью аккомпанирования. Хороший ансамбль обусловливается единством художественных намерений обоих партнеров – солиста и аккомпаниатора – и одновременно пониманием каждым из них своих функций в воплощении содержания исполняемого произведения.
  5. Умение транспонировать в пределах кварты нотный текст. Целью данного вида деятельности является возможность приспособить музыкальное произведение для более удобного исполнения.
  6. Умение импровизировать. Это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе его исполнения.

       Процесс работы над партией аккомпанемента можно условно разделить на несколько этапов:

1) предварительноезрительноепрочтениенотноготекста;

2) музыкально-слуховое представление;

3) первоначальный разбор произведения, проигрывание его целиком;

4) выявление стилистических особенностей сочинения;

5) отработка отдельных эпизодов с различными элементами трудностей;

6) выучивание своей партии и знание партии солиста;

7) составление исполнительского плана;

8) создание художественного образа музыкального произведения;

9) постижение идейно-образного содержания сочинения;

10) правильное определение темпа;

11) нахождение выразительных средств, создание представлений о динамических нюансах;

12) проработка и отшлифовка деталей;

13) репетиционное исполнение произведения;

14) воплощение музыкально-исполнительского замысла.

        Таким образом, концертмейстерское искусство считается намного сложнее и имеет свою

специфику, в отличие от сольного исполнительства, оно является особо значимым видом музыкального исполнительства.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram