Сафронова Анастасия Олеговна, педагог дополнительного образования АНО «Павловская гимназия»
Концертмейстер. Роль и функции в образовании учащихся.
Впервые о профессии концертмейстера стало известно в XVII веке, когда большую популярность приобрели сольные выступления. Тогда певцы стали брать себе в напарники пианистов, которые могли бы подыгрывать им, но при этом не забирать своей игрой все внимание публики.
Концертмейстер – это музыкальный деятель, который берет на себя обязанность по сопровождению основного исполнителя. В определенной степени он может выступать педагогом для начинающего музыканта.
Чтобы работать концертмейстером необходимо иметь высокий уровень общей музыкальной грамотности. Хороший специалист знает особенности сольного вокала, хорового исполнения, хореографического исполнения, инструментального и ансамблевого исполнения. В связи с этим в профессии с момента ее возникновения сформировались также более узкие направления деятельности: аккомпаниатор, концертмейстер-пианист, концертмейстер-педагог, концертмейстер оперы.
Общими обязанностями концертмейстера являются:
1) поддержкасолирующегоисполнителя;
2) выполнениеработырепетитора,наставникадлясолирующегоисполнителя;
3) участиевразработкерепетиционныхпланов,программы выступлений.
Концертмейстер обязан отлично знать особенности игры на различных инструментах и
досконально быть знакомым с различными певческими голосами. Ему предстоит сделаться не только пианистом: он и певец, скрипач, тромбонист, ударник, дирижер оперного оркестра или хора. Необходимое условие в процессе работы над произведением с певцом или инструменталистом – это чувствовать себя исполнителем сольной партии.
Поэтому существует большая разница между понятиями «концертмейстер» и «аккомпаниатор». Аккомпаниатор – это тот, кто аккомпанирует, т.е. сопровождает игрой на музыкальном инструменте или на музыкальных инструментах вокальную или инструментальную партию (обычно сольную). В энциклопедическом музыкальном словаре определение «концертмейстер» вносится с дополнением педагогического аспекта деятельности: пианист, помогающий исполнителям (певцам и инструменталистам) разучивать их партии и аккомпанирующий им в концертах.
Другими словами, деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно лишь концертную работу, а деятельность концертмейстера включает в себя:
— разучивание с солистом репертуара;
— знание трудностей и причин их возникновения;
— умение подсказывать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков и т.д.
Концертмейстерская деятельность значительно отличается от аккомпаниаторской. В нее входят весьма сложные навыки, которые требуют упорной тренировки для того, чтобы концертмейстер мог выполнять свои профессиональные обязанности. Аккомпаниаторская профессия требует от пианиста наличия ярко выраженных исполнительских данных, чувства эстрады и других артистических качеств. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции. Отделить одно от другого и понять, что превалирует в экстремальных концертных или конкурсных ситуациях очень трудно.
Для своей профессиональной деятельности концертмейстеру необходимы определенные навыки и знания:
- Умение читать с листа фортепианную партию любой сложности. Чтением с листа является исполнение произведения без предварительного изучения и подготовки, в темпе, который наиболее соответствует авторскому указанию. Чтение с листа ставит своей целью дать общее представление о произведении.
- Свободное владение инструментом, что позволяет концертмейстеру направить свое внимание на осознание музыкального текста и соединить все компоненты музыки в единую картину.
- Навыки подбора по слуху. Эти навыки носят в основном творческий характер и побуждают к разнообразным вариантам исполнительского решения.
- Чувство ансамбля, которое является основным условием для совместной работы с любым солистом. Достижение общего ансамбля является основной художественной целью аккомпанирования. Хороший ансамбль обусловливается единством художественных намерений обоих партнеров – солиста и аккомпаниатора – и одновременно пониманием каждым из них своих функций в воплощении содержания исполняемого произведения.
- Умение транспонировать в пределах кварты нотный текст. Целью данного вида деятельности является возможность приспособить музыкальное произведение для более удобного исполнения.
- Умение импровизировать. Это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе его исполнения.
Процесс работы над партией аккомпанемента можно условно разделить на несколько этапов:
1) предварительноезрительноепрочтениенотноготекста;
2) музыкально-слуховое представление;
3) первоначальный разбор произведения, проигрывание его целиком;
4) выявление стилистических особенностей сочинения;
5) отработка отдельных эпизодов с различными элементами трудностей;
6) выучивание своей партии и знание партии солиста;
7) составление исполнительского плана;
8) создание художественного образа музыкального произведения;
9) постижение идейно-образного содержания сочинения;
10) правильное определение темпа;
11) нахождение выразительных средств, создание представлений о динамических нюансах;
12) проработка и отшлифовка деталей;
13) репетиционное исполнение произведения;
14) воплощение музыкально-исполнительского замысла.
Таким образом, концертмейстерское искусство считается намного сложнее и имеет свою
специфику, в отличие от сольного исполнительства, оно является особо значимым видом музыкального исполнительства.