header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Комплект контрольно-измерительных материалов, предназначенный для текущего контроля обучающихся по теме «Пластические (пространственные) виды искусств»

20 июня, 2023
QR Code

Комплект контрольно-измерительных материалов, предназначенный для текущего
контроля обучающихся по теме «Пластические (пространственные) виды искусств»
Осипова Марина Борисовна,
преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств» городского округа Нижняя Салда,
Свердловская область, Российская Федерация

Содержание
Пояснительная записка 3
Методические рекомендации преподавателю 5
Комплект контрольно-измерительных материалов по теме 7
«Пластические (пространственные) виды искусств
Список литературы 12
Сведения об авторе конкурсных материалов 13

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» (далее – Программа)
является частью дополнительной предпрофессиональной программы в области
декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»,
утвержденной приказом директора Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Детская школа искусств» городского округа
Нижняя Салда (далее – Школа) от 18.08.2022, определяющей содержание и
организацию образовательного процесса в Школе.
Данная Программа
 разработана Школой в соответствии с федеральными государственными
требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» (далее – ФГТ) и учебным планом Школы, с учетом Рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации по разработке программ учебных предметов
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области
искусств (проект) и рекомендуемых Министерством культуры Российской
Федерации примерных учебных планов и программ учебных предметов;
 является неотъемлемой частью раздела «Теория и история искусств»
учебного плана Школы на 2022-2023 учебный год;
 учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и
выполняет следующие функции:
— нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в
полном объеме;
— процессуально-содержательную, определяя логическую последовательность
усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и
условия обучения;
— оценочную, выявляя уровень усвоения элементов содержания, устанавливая
принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и
навыков;
 реализует комплексный и интегрированный подходы (слияние видов
искусств) в осуществлении духовно-нравственного и художественно-эстетического
воспитания и развития обучающихся;
 способствует наиболее полному выявлению и раскрытию творческого
потенциала обучающихся;
 позволяет через освоение теоретических основ предмета более целостно
подходить к осмысленному художественному восприятию произведений искусств и
приобщения к мировому и отечественному художественному наследию; к
приобретению детьми первого опыта художественной практики и самостоятельной
работы по изучению и постижению изобразительного и декоративно-прикладного
искусства;
 повышает качество, эффективность усвоения знаний через использование
современных технологий.
Учебный предмет «Беседы об искусстве» подразумевает первое знакомство с
теорией изобразительного искусства: его родами, основными видами и жанрами,
объясняет особенности и специфику каждого.
Важнейшей частью системы оценки качества дополнительного
художественного образования являются оценочные процедуры. Цель оценивания –
определить уровень освоения учебной программы по предмету «Беседы об
искусстве» и дополнительной общеобразовательной программы в области
декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» в
целом, а также уровень сформированности метапредметных и предметных
результатов у обучающихся и их соответствие требованиям ФГОС.
Инструментом оценивания являются контрольно-измерительные материалы
(далее – КИМ). Целью разработки данных КИМ является установление соответствия
уровня подготовки учащихся по теме «Пластические (пространственные) виды
искусств» требованиям к уровню подготовки, предусмотренным учебной
программой по предмету «Беседы об искусстве», утвержденной 18.08.2022 г.
Согласно действующего «Положения о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся»
контрольно-измерительные материалы для текущей/промежуточной аттестации
учащихся разрабатываются преподавателями-предметниками, ведущими данный
предмет в соответствии с программами учебных предметов.
КИМ являются неотъемлемым компонентом образовательной деятельности, т.к.
с их помощью определяется степень достижения поставленных целей и
планируемых результатов. Механизм контроля в учебной деятельности играет
важную роль и оказывает значительное влияние на познавательную активность
обучающихся. Система проверки знаний и умений школьников – органическая часть
учебного и образовательного процессов, а ее функции выходят далеко за пределы
контроля.
Оценочные средства – это совокупность материалов, измерительных
инструментов, описания оценочных форм и процедур, которые используются для
измерения и оценки уровня сформированности образовательных результатов.
Основные требования к КИМ:
 Валидность (пригодность) – качество КИМ, отражающее способность
получать результат, соответствующий поставленной цели.
 Надежность – качество КИМ, отражающее способность во всех сходных
случаях получать сходные результаты и меру доверия к полученной оценке.
 Системность – качество КИМ, предполагающее подбор упорядоченных
содержательных элементов, связанных между собой определенной иерархией и
общей структурой образовательных результатов.
 Значимость – в оценочные материалы должны включаться наиболее
значимые элементы содержания, отражающие запланированные результаты.
 Объективность – качество оценочных процедур, исключающее,
насколько возможно, субъективные погрешности в оценке и измерении;
обеспечивается максимальной стандартизацией проведения таких процедур.
Использование формирующего оценивания при организации контрольной
деятельности предполагает определенный алгоритм взаимодействия преподавателя
и обучающихся, включающий:
1. умение спланировать образовательные результаты учащихся по теме;
2. умение спланировать цели уроков как образовательные результаты
деятельности учащихся;
3. умение сформировать задачи каждого урока как последовательные шаги
деятельности учащихся;
4. умение сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности
учащихся на уроке;
5. умение адекватно оценивать деятельность учащихся по установленным
критериям;
6. умение осуществлять и обеспечивать эффективную взаимосвязь:
преподаватель – ученик, ученик – ученик, ученик – преподаватель;
7. в ходе оценивании умение сравнивать/сопоставлять полученные результаты
достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений;
8. умение определять местонахождение школьника на его пути к достижению
цели;
9. при необходимости уметь адекватно скорректировать образовательный
маршрут учащегося.
Актуальность представленных конкурсных материалов обусловлена
— изменением требований к содержанию и организации образовательного
процесса в условиях применения электронного или смешанного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
— увеличения роли и доли самостоятельной работы обучающихся;
— возможностью выявить уровень освоения программного учебного материала
по теме «Пластические (пространственные) виды искусств» и адекватно/объективно
оценить качество своих знаний при отсутствии ученика на уроке (болезнь, карантин
и т.п.).
Методические рекомендации преподавателю
Представленные здесь КИМы направлены на проверку значимых элементов
содержания по теме «Пластические (пространственные) виды искусств».
Подчеркнем, разновидности и особенности типов заданий в зависимости от
уровня познавательной деятельности школьников, которые представлены ниже:
Уровни познавательной деятельности  +  Типы контрольных заданий
1. Восприятие информации, знакомство с предметом. Признак – опознавание объектов, явлений. +  Задания (вопросы, задачи), способствующие усвоению информации на уровне знакомства, в т.ч. на узнавание, воспроизведение отдельных фактов, понятий, правил
2. Восприятие и механическое отображение полученной информации. Признак – передача, пересказ информации. + Задания, предполагающие усвоение и воспроизведение информации на уровне простых мыслительных операций.
Формируются навыки деятельности по образцу в стандартах, известных условиях
3. Информация воспринимается, отображается, анализируется,осмысливается и на основе этого применяется. Признак – практическое применение полученных знаний в различных ситуациях. + Задания, требующие для усвоения информации сложных мыслительных операций и формирующие умения действовать в нестандартной обстановке: проблемные, предполагающие мыслительные действия на интерпретацию.
4. Полученные знания не только применяются, но на их основе создаются новые. Признак – творческое репродуцирование нового знания. +  Проблемные задания, развивающие продуктивно-творческое мышление, в т.ч. задания по анализу сложных ситуаций.
Следует отметить, что имеются и другие трактовки уровней знаний и умений:
1 – иметь представление;
2 – знать и уметь использовать;
3 – знать, понимать и уметь грамотно использовать;
4 – владеть.
В предложенных КИМ отражены ключевые аспекты изучаемой темы, которые
необходимы для более полного и глубокого понимания изучаемого материала, а
также способствующей расширить кругозор обучающихся отделения
изобразительного искусства с учетом специфики ДПП «Декоративно-прикладное
творчество».
Отдельные задания данного комплекта КИМ прошли апробацию в течение
2019-2020 гг., а в полном комплекте были использованы в течение 2021-2022 и
2022-2023 учебного года.
Контроль и оценка достижений школьников является весьма существенной
составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической
деятельности преподавателя ДШИ. Этот компонент наряду с содержанием,
методами, средствами, формами организации учебно-воспитательного процесса
должен соответствовать современным требованиям педагогической и методической
наук, основным приоритетам и целям образования в детской школе искусств.
Система контроля и оценивания позволяет установить персональную
ответственность преподавателя и школы в целом за качество процесса обучения.
Результат деятельности педагогического коллектива определяется, прежде всего, по
глубине, прочности и систематичности знаний обучающихся, уровню их
воспитанности и развития.
Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью —
проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному
учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у
школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою
деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Оценочная деятельность преподавателя строится на основе следующих общих
принципов:
— Оценивание является постоянным процессом.
— Оценивание может быть только критериальным.
— Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности
ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать
можно только то, чему учат.
— Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся
включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку
к самооценке и взаимооценке.
— В оценочной деятельности реализуется принцип распределения
ответственности между участниками образовательной деятельности за её
результаты.
— В контрольно-оценочной деятельности должен соблюдаться принцип
добровольности выполнения заданий повышенной сложности.
Представленный комплект КИМ включает разноплановые и разноуровневые
задания, предполагающие краткий или развернутый ответ, работу с текстом и
понятиями, установление соответствия между объектами/предметами/понятиями,
понимание классификации. Кстати, с более сложными заданиями могут справиться
далеко не все учащиеся.
Учитывая, что виды искусства – это исторически сложившиеся, устойчивые
формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной
реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее
материального воплощения, – чрезвычайно важно понимание их особенностей и
средств выразительности. Именно на это и нацелено преобладающее количество
заданий, вошедший в данный комплект КИМ.

Ниже представлена ссылка на этот методический материал

https://cloud.mail.ru/public/aSdT/Cu4t5Rbia

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram