Автор: Балантаева Татьяна Аркадьевна, преподаватель МБОУ ДО “Альметьевская школа искусств имени Р.Н.Нагимова” Республика Татарстан, Россия
Тема урока: Клавирное творчество В.А.Моцарта. Соната №11 Ля мажор
(план – конспект урока)
Класс: 5(8)
Цель: Познакомить учеников с клавирным творчеством В.А.Моцарта на примере Сонаты №11
Задачи:
1. Вспомнить факты из биографии, связанные с пребыванием семьи Моцартов в Париже;
2. Вспомнить строение классического сонатного цикла;
3. Вспомнить и закрепить строение формы вариаций, простой двухчастной, сложной трехчастной, рондо, сюиты;
4. Изучить особенности Сонаты Ля мажор – история создания, посвящение, образный строй, формы частей;
5. Сравнить жанры сонаты, сюиты и выявить, каких типичных жанровых черт в Сонате №11 больше.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
1. словесный (объяснение, беседа);
2. наглядно-слуховой (мультимедийная презентация, ноты, виниловые диски, портреты);
3. эмоциональный (образные ассоциации);
4. аналитический (сравнение, обобщение, осознание рабочих задач);
5. практический (работа с нотами, музыкой).
Обеспечение урока: компьютер, телевизор, мультимедийная презентация, аудиозаписи, виниловые диски с произведениями композитора, портреты, учебники, ноты, фортепиано.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Повторение пройденного материала из биографии композитора
3. Объяснение новой темы – работа с презентацией, нотами, музыкой
4. Итоги урока, обмен мнениями
5. Закрепление, обобщение – ответы на вопросы
6. Домашнее задание – по учебнику прочитать тему, ответить на вопросы, играть темы.
Работа с мультимедийной презентацией
Ребята, добрый день!
Изучая биографию В.А.Моцарта на предудущем занятии, мы отметили, что он был непревзойденным пиа-нистом-виртуозом, что во время жизни Моцарта фортепиано – новый инструмент – вытеснял из музыкального быта некогда всеми любимый клавесин; что для фортепиано стали писать много музыки, среди которой были сонаты. Мы также вспоминали на примере Сонаты Fdur Моцарта, как строится классический сонатный цикл и как устроена сонатная форма, которая непременно в сонатном цикле должна быть.
Вопросы детям:
– Напомните, сколько частей в сонатном цикле?
– Какая часть цикла пишется в сонатной форме?
Сегодня мы будем слушать и разбирать еще одну Сонату Моцарта, но необычную, написанную не по правилам. Такие отступления от привычных норм для гениев, которым является Моцарт, не является исключением, ибо им всегда тесно в привычных рамках и они их раздвигают. Мы помним, что еще в детстве Моцарта называли чудо-ребёнком, вундеркиндом. Почему? (Предполагаемые ответы: за виртуозную игру на клавире, скрипке, органе, за сочинения и импровизации, за тончайший музыкальный слух, прекрасную музыкальную память.)
Заметив неординарные способности сына, отец Моцарта Леопольд, решил посвятить Вольфгангу свою жизнь, стал возить обоих своих детей по разным городам и странам, чтобы интенсивнее их развивать и обучать, ведь в небольшом Зальцбурге возможностей было не так много. Одним из городов, где оказалась семья Моцартов, стал Париж – центр европейкой моды, где однажды завоевав популярность и славу, можно было хорошо устроиться практически в любой сфере жизни. Моцарту в ту пору было 7 лет – он был мил, красив, бесподобно талантлив. Его приглашали в свои салоны и гостиные знатные вельможи города, ему рукоплескали короли, а с их детьми Моцарт приятно проводил свободное от музыки время, играл в весёлые детские игры, за одним столом обедал и ел пирожные, и, конечно, музицировал – равных в этом деле маленькому Моцарту никого не было.
Прошло 15 лет, шёл 1778 год. Сейчас ему 22. Моцарт снова в Париже, на этот раз с ма-мой. Здесь их никто не ждёт. Французы уже не видят в нём гения, а только лишь человека ма-ленького роста, с большой головой, некрасивым лицом, который знает цену своему дарованию и ведёт себя независимо, порой заносчиво – он ведь с детства привык общаться с вельможами без реверансов. Тогда, 15 лет назад, на маленького Моцарта смотрели как на божество – ОН был выше всех них, теперь ОНИ смотрели на Моцарта свысока, указывая выросшему музыканту его место на лестнице социальных статусов. Друг семьи Гримм рекомендовал как можно чаще наносить визиты в салоны знатных господ, демонстрируя своё искусство, и считал, что Моцарт недостаточно активно себя рекламирует, чтобы добиться успеха в Париже. Но Моцарту неприятно бегать пешком по грязному Парижу, (да-да, не ходить – бегать!), а денег на карету нет. Моцарты жили настолько скромно, что даже в маленькой тёмной комнатке не было места для клавесина. Уроков было мало, заработка тоже. Моцарт мечтал получить работу в театре, стать капельмейстером, написать оперу. Но в Париже хватало своих французских композиторов, чтобы поручить писать оперу какому-то плохо говорящему по-французски австрийцу. Поэтому здесь его принимают исключительно как непревзойденного импровизатора и пианиста-виртуоза, каких в Париже по-прежнему нет. Остаётся писать инструментальную музыку и самому исполнять ее. Так для себя Моцарт пишет сложные виртуозные Концерты, а для немногочисленных учеников – нетрудные сонаты, фантазии, танцы и любимые французами вариации.
Заметим, что французы всегда и во всем диктовали моду, утверждали свой стиль – в одежде, в еде, развлечениях и, конечно, в музыке. В Париже времени Моцарта было модным всё восточное – турецкое, янычарское: носили чалмы вместо париков, туфли с загнутыми вверх носами, яркие одежды из красных тканей с рисунками в виде восточных огурцов – пейнсли. Отовсюду раздавалась модная восточная «дикая» музыка, изображающая звучание турецких военных оркестров с барабанами и флейтами. Стали модными военные марши. Так и появилась одна из парижских фортепианных Сонат с турецким маршем, написанная Моцартом во французском вкусе. Сейчас её называют эмблемой клавирного творчества композитора. А тогда это сочинение было, скорее, данью моде. А может быть и откликом на трагическое событие, которое случилось в Париже – неожиданно на руках Моцарта умерла мама. Новая Соната №11 посвящена ее памяти. Музыка навеяна грустью, но даже при этом она не теряет красоты и солнечности. В ней всё по-моцартовски – светло и ясно.
Как уже упоминалось, Соната № 11 – исключение из правила. В этой сонате нет ни одной части, написанной в сонатной форме, зато в ней имеется много французского: любимые французами вариации, французский менуэт, модный во Франции жанр военного (турецкого) марша.
Смотря на схему, видим «вереницу» (один из переводов термина «сюита») жанровых пьес, популярных у французских клавесинистов – Моцарт хорошо изучил и знал их творчество. И, на первый взгляд, кажется, что сонатный цикл больше напоминает сюиту, потому что:
1. представлены три главных музыкальных жанра – песня, танец, марш (что не типично для сонаты);
2. характеры частей по описанию соответствуют жанровым чертам: песня – как песня и она лирическая; танец как танец – это менуэт; марш – напоминает марш;
3. единство цикла подчеркивается общей тональностью для всех частей – ля мажор – как в сюите;
4. формы частей: видим вариации, трёхчастную, рондо и вспоминаем, что у Гайдна тоже в сонатах были вариации, но во 2-х частях; трёхчастные формы и рондо тоже были; но здесь нет ни одной части, написанной в сонатной форме.
Именно это обстоятельство позволяет задать вопрос, почему данное сочинение называют сонатой, если в ней нет сонатной формы? Давайте разбираться.
1 часть. Вариации на тему, напоминающую любимую мамину песенку «Радуйся, сердце моё! Не думай о горе», которую она часто напевала. Возможно, через обращение к напеву Моцарт хотел нарисовать образ мамы – мягкий, нежный, добрый, как и сама мелодия. А вариации на песенку можно воспринимать как раскрытие маминого образа. Возможно, потому, реализуя свой замысел посвящения, Моцарт отказался от сонатной формы с наличием контрастных музыкальных образов – они ему здесь не нужны, как и сама сонатная форма. Поэтому выбор формы вариаций подошел для воплощения замысла как нельзя лучше: каждая вариация будет напоминать и рассказывать о недавнем счастливом детстве рядом с мамой, радостной юности, а теперь о тоске, грусти, печали.
По строгим правилам написания классических вариаций главная тема всегда должна быть узнаваемой – это снова работает на реализацию посвящения сочинения и композитор, конечно же, будет его неукоснительно соблюдать. Таким образом, данной сонатой Моцарт одновременно решил несколько задач – оставил память о дорогом человеке, сделал подарок французским пианистам, сочинив музыку в их вкусе и следуя их моде, не забывая и о том, что нужно бы еще и продать свою работу!
Познакомимся с нотами главной темы, послушаем музыку, разберём ее и постараемся запомнить мелодию, чтобы проследить её дальнейшее развитие и изменения. Мелодия напоминает сицилиану (итальянская песня-танец), для которой типичны простой напев, ритмичное покачивание в неторопливом темпе и размере 6/8, изящный характер. Тема написана как песня, где есть запев и припев, в ля мажоре в простой 2 частной форме, которая по правилам строгих вариаций должна быть неизменной. Обратим внимание, что рядом с фамилией В.А.Моцарта есть еще одна – Людвиг Кёхель, работавший над составлением каталога всех произведений композитора всю жизнь. В его каталоге Соната ля мажор имеет №331.
1 вариация. В нотном тексте видим неизменную 2-частную форму, тональность ля мажор и так называемый «барабанный бас». При прослушивании нужно будет подумать, для чего здесь маршевость, если это песня – это дань моде? насмешка над Парижем, где подобная музыка звучала из-за каждого угла? сохранилось ли изящество главной темы?
2 вариация. Смотрим в текст: форма и тональность неизменны, фактура изобилует трелями, форшлагами в высоком регистре – для чего они: галантные украшения или звукоизобразительный приём? Таково задание к прослушиванию, где нужно будет определить и характер темы (легкая, воздушная? возможно, пасторальная картинка из детства?)
3 вариация. Внимание на текст: тональность ля минор – закон жанра классических вариаций. Задание к прослушиванию: подумать, что несет с собой минор? сохраняется певучесть темы? форма?
4 вариация. В тексте видим разброс рук между регистрами: это дань моде и «привет» французским клавесинистам, которые придумали виртуозный технический прием.
Задание к прослушиванию:
– определить характер вариации;
– узнаваем ли образ главной темы?
5 вариация. Напоминает вокальную Арию с колоратурными пассажами. Задание к прослушиванию: следя по нотам, определить характер и степень узнаваемости главной темы, форму.
6 вариация. Задание к прослушиванию: определить характер музыки и форму (скерцозная, игривая, танцевальная! – весёлый образ мамы? предвосхищение менуэта из 2 части?)
Вопросы для закрепления:
1. Была ли в прослушанной музыке сонатная форма?
2. В какой форме написана 1 часть?
3. Тема в вариациях узнаваема?
4. Какие правила написания строгих вариаций наблюдали?
5. Мелодические, ладовые, фактурные изменения тему обогатили и показали ее преображения с разных сторон, сохранив поэтичность. Достигнута цель Посвящения сонаты?
2 часть. Менуэт – французский танец, который называли школой изящных манер, танцем королей и Королем танцев, долгое время был главным на всех европейских балах. Написан в характерной для менуэта сложной 3-частной форме. Значит, музыкальных тем и образов будет много и перемены настроений будут частыми
Сложная 3-частная форма А (а в а) С (трио) А (а в а)
Задание к прослушиванию:
– как вы думаете, хотели ли французы играть такую музыку? угодил ли Моцарт их вкусам?
– последить за музыкой, описывать характеры тем.
Вывод: менуэт – танец танцев и королей.
3 часть Аlla turca («в турецком стиле») – эту часть называют турецким маршем, военным маршем, турецким рондо, народным рондо. Вспомним, что термин «рондо» с итальянского переводится как «круг», «рефрен» (ритурнель) – с французского «припев», «повтор». Классическое рондо всегда начинается рефреном (припевом), который чередуется с тремя (как минимум) эпизодами, схема рондо выглядит так: А В А С А.
Турецкий марш у Моцарта написан в стиле французских клавесинистов (снова в угоду моде?) – как «народное» рондо, которое начинается не с припева, а с запева и напоминает куплет народной песни: запев-припев. Отсюда название формы – народное рондо. Форма турецкого рондо выглядит так: АВ СВ АВ КОДА. Причем, самое «турецкое» место в марше – именно кода, где ярче всего звучит янычарская «барабанная дробь» в несколько неслаженном и как бы фальшиво звучащем оркестре турецких воинов – вот такая «дикая османская» музыка, яркая и воинственная, завершает финал сонаты.
Задание: прослушать полностью 3 часть, определяя характер и опираясь на схему АВ СВ АВ Кода:
А – простая 3 частная форма – а в а (минор, танцевальное(!) «кружение» из 1 и 2 частей);
В – рефрен-припев: вот он как бы Марш (ля мажор, период «дикой турецкой» музыки).
С – фа # минор, снова простая 3 частная форма с d c – каковы образы?
В – припев-рефрен без изменений?
А – реприза точная?
В – припев-рефрен без изменений?
Кода – финал, самая яркая праздничная музыка, когда уместно вспомнить слова любимой песенки Анны Марии Моцарт «Радуйся, сердце моё! Не думай о горе»!
Итоги урока: Как нам правильнее называть прослушанное произведение с турецким маршем – сонатой или сюитой?
Вопросы для обобщения и закрепления:
1. Вспомним, что характерно для сюиты как жанра музыкальной «гирлянды»?(предположительные ответы: многообразие тем, характеров, жанров; одна общая тональность).
2. Что характерно для сонаты?
(предположительные ответы:
– многообразие тем, характеров, жанров;
– тематические связи в виде общих элементов, например, «барабанных басов» в 1 части, что предвосхищает финал с «барабанной музыкой» марша;
– жанровые связи: от главной песенной темы в начале 1 части шли к танцевальной 6-й вариации, которая является вступлением ко 2 части и некоторой танцевальности в эпизодах марша.
3. Каких жанровых черт набралось больше – сонатных или сюитных?
Вывод: все перечисленные характерные для сонаты черты являются крепкими звеньями, которые вместе с тональностями ля мажор – ля минор прочно соединяют части цикла между собой – это главная особенность сонатного цикла. Поэтому Соната №11, хоть в ней и нет сонатной формы, по сути – соната и своим существованием еще раз доказывает, что в любом правиле есть исключения. И эти исключения бывают гениальными. Пример тому – Соната №11 с турецким маршем.