header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Классика и современность. Работа над художественным образом.

27 апреля, 2024
QR Code

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 2»

Методическое пояснение к уроку

Работу выполнила:
Мишукова Лариса Львовна
Преподаватель МБУ ДО «ДМШ №2»
по классу фортепиано

г. Нижний Новгород
2024 г.

2
Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………….. …3
Конспект урока ………………………………………………………………. …5
Список использованной литературы ……………………………………….. ..22

3

Пояснительная записка

Фамилия, имя ученицы:
Бабушкина Варвара
Возраст: 12 лет
Класс/курс: III/8 (третий класс,
восьмилетний курс обучения)
Специальность: фортепиано

Реализуемая образовательная программа:

Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в

области музыкального искусства

Цель урока:
 знакомство, практическое изучение и освоение особенностей
классического вариационного цикла, и программных джазовых пьес;
 обогащение репертуара учащихся, расширение музыкального
кругозора.

Задачи урока:
1. Образовательные:
 закреплять теоретические знания (музыкальная терминология,
аппликатурные принципы, средства музыкальной
выразительности);
 формировать умение выполнять анализ и синтез музыкальных
произведений;
 формировать пианистические умения и навыки;

4

 воспитывать умения слушать и слышать себя в процессе
исполнения.

2. Развивающие:
 развивать активный слуховой контроль;
 развивать внимание и память;
 развивать техническую оснащённость.
3. Воспитательные:
 воспитывать умение наладить связь слуховых и двигательных
ощущений в зависимости от характера исполняемых произведений.

Оборудование и материалы:
 2 фортепиано;
 портреты композиторов;
 репродукции.

Технические средства обучения:
 метроном;
 телефон, ноутбук с записью исполняемых произведений;
 видеокамера;
 DVD проигрыватель;
 телевизор;
 музыкальный центр;
 использование ресурсов интернета для слушания музыки, изучения
методической литературы, поиска нот.

5

Конспект открытого урока

I. Организационный момент:
 приветствие;
 сообщение темы урока;
 программы урока;
 цели урока;
 задач урока.
II. Основная часть урока:
1. Гаммообразные комплексы на примере гаммы G-dur.
2. Избранные упражнения Ш. Л. Ганона.
3. Эпоха Классицизма:
 определение;
 черты стиля;
 яркие представители.
4. Работа над «Вариациями» G-dur, соч. 42 Фридриха (Даниэля
Рудольфа) Кулау.
5. Эпоха Джаза:
 определение;
 черты стиля;
 яркие представители.
6. Работа над пьесами:
 «Dance of the Scarecrow» («Танец Пугало») c-moll;
 «Slippin Around» («Проскальзывая мимо») d-moll Марты Маер;
 ритмические упражнения.

6
III. Заключительная часть урока:
1. Что дает ученику изучение джазовых пьес (пьес с элементами джаза).
2. Подведение итогов урока:
 оценивание работы учащейся;
 домашнее задание.

Тема урока

Классика и современность. Работа над художественным образом в
классических «Вариациях» G-dur, соч. 42 Фридриха Кулау и программных
джазовых пьесах американского композитора Марты Маер.

Программа урока

1. Гамма G-dur.
2. Избранные упражнения Шарля Ганона.
3. «Вариации» G-dur Фридриха Кулау.
4. Две пьесы: «Танец Пугало», «Проскальзывая мимо» Марты Маер.

Цель урока

Знакомство, практическое изучение и освоение особенностей
классического вариационного цикла и программных джазовых пьес.

Задачи урока

1. Дать учащейся общие сведения об эпохе Классицизма и особенностях
джазовой музыки.
2. Уметь оперировать понятиями: тема, ритмическая устойчивость,
единство темпа, чувство формы; акцент, бит, полиритмия, синкопы.

7

3. Средствами музыкальной выразительности постараться создать
художественный образ.
4. Учиться преодолевать технические трудности.

I. Диатоническая гамма G-dur.
II. Хроматическая гамма G-dur.
III. Аккорды по три звука.
IV. Арпеджио по четыре звука:
 короткие;
 длинные.

Игра гаммовых комплексов развивает:
 четкость, точность звукоизвлечения;
 независимость, самостоятельность пальцев;
 аппликатурные привычки;
 координацию движений;
 беглость, ловкость;
 силу, выносливость;
 гибкость, пластичность;
 помогает хорошо ориентироваться на клавиатуре;
 ставятся и художественные задачи.

I. Диатоническая гамма G-dur

Динамический прием:
 объединить прямое и расходящееся движение: вверх на crescendo,
вниз на diminuendo.
Артикуляционный прием:

8

 вверх правая – legato, левая – staccato. Вниз – наоборот.
Ритмический прием:
 вверх – пунктирный ритм, вниз – триольный.

II. Хроматическая гамма с акцентом по «четыре»

 добиваться плавного, непрерывного исполнения без «толчков»;
 ловко, незаметно подкладывать первый палец;
 держаться ближе к черным клавишам.

III. Аккорды по три звука

Плотно, весом руки от плеча, потом освобождение: вверх – non legato,
вниз – staccato.

IV. Арпеджио по четыре звука

 короткое – поучить с остановкой на первом звуке, остальные три
стремятся к следующему аккорду. Небольшой поворот к 5-ому пальцу, потом
вес руки к 1-ому;
 длинное – 1-ый палец готовить заранее, не поднимать кисть перед
подкладыванием 1-го пальца. Рука в позиции аккорда.

Упражнение Шарля Ганона

 позиционные;
 на скрытую полифонию.

9
«В помощь технике следует привлекать дух.
Одухотворенные пальцы способны творить чудеса».
Натан Перельман

Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – художественный
стиль в Европейской культуре XVII – XIX веков. В основе классицизма
лежало убеждение в разумности бытия; в наличии единого, всеобщего
порядка; в гармоничности человеческой натуры.
Яркие представители: Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен.
Характерные черты:
 строгие формы;
 ясные гармонии.
Мелодии:
 выразительные, ясные;
 обладают четким и лаконичным рисунком.
Фактура:
 гомофонно – гармоническая.

Фридрих (Даниэль Рудольф) Кулау (1786-1832)

Немецко – датский композитор, пианист, флейтист, музыковед. Кулау –
династия военных музыкантов: дед, отец, дядя служили военными
гобоистами, флейтистами.
Желая избежать Наполеоновских войн, в 24 года переехал в Данию.
Известен как автор фортепианных Сонатин для детей.
Вариации G-dur, соч. 42 широко используются в педагогической
практике. Вариации – музыкальная форма (строение музыкального
произведения), состоящая из ТЕМЫ и ее нескольких измененных

10

построений. Тема может быть оригинальной, написанной самим
композитором или заимствованной.

У Фридриха Кулау классические, строгие вариации, то есть в них
сохраняются:
 форма ТЕМЫ (ее контуры);
 гармонический план.
Меняются:
 регистр;
 тональность;
 фактура.
Какие средства музыкальной выразительности использует
Фридрих Кулау для создания художественного образа?
1. Характер: Вариации однотемные, то есть на одну тему. Она
жизнерадостная, легкая, изящная, грациозная, танцевального характера с
яркими признаками старинного французского танца «Паспье» в размере 3/8.
Начинается с затакта, близок к «Менуэту», но в более быстром темпе.
2. Лад: мажорный, светлый, с легкой ноткой грусти в IV вариации.
3. Темп: Allegretto – довольно подвижно.
4. Размер: трехдольный, 3/8.
5. Ритм: сочетание относительно мелких длительностей – шестнадцатых
и восьмых.
6. Регистр: в основном средний и высокий.
7. Штрих: легкое staccato, даже лиги создают эффект полетности,
воздушности. Legato не плотное, глубокое, а более легкое.
Тема имеет форму периода, 8 тактов.

11
Гармония простая, понятная: Т-Д, Д-Т.
Тональный план: в G-dur, только IV вариация в e-moll.

Работаем над:
 легким затактовым построением (2 ноты) со стремлением к первой
ноте следующего такта;
 вторая и третья «соль» в 1-ом такте стремятся к первой ноте 2-го
такта. Точное соблюдение аппликатуры;
 две ноты под лигой на одном кистевом движении, вторая легко, на
«выдохе» (ля-до);
 динамическое разнообразие повторяющегося материала, вопросо-
ответная структура «mf-p».

Вариация 1

Тема ясно прослеживается в том же регистре, но только в левой руке и с
небольшими изменениями: вместо кокетливой лиги в конце фраз появляется
более долгий тенутный звук. Брать его с хорошим ощущением кончика
пальцев, немного отводя локоть в сторону.
Работаем над:
 ровностью звучания разложенных фигураций в правой руке;
 над пластичностью и гибкостью кистевого объединяющего движения;
 над координацией рук:
• с остановкой на первой доле такта;
• с пунктирным ритмом в правой руке.

Вариация 2

12

В правой руке тема сохраняется, а партия сопровождения
видоизменяется: излагается в виде «альбертиевых басов» (гармонические
фигурации, равномерно разложенные аккорды).
Изобрел итальянский композитор Доменико Альберти (basso albertino).
Сопровождение исполняется мягко, прозрачно, с чуть заметной опорой на
бас. Есть скрытый голос, ведущий свою мелодическую линию. Тема,
благодаря новому фактурному изложению становится более поэтичной,
изысканной.
Работаем над:
 точной артикуляцией;
 проучиваем отдельно мелодию скрытого голоса, создаем единую,
объединяющую мелодическую линию;
 ощущать разницу в прикосновении между скрытым голосом и
сопровождающим («ре» играть легко, невесомо, тихо);
 проучить правую руку со скрытым голосом;
 правую с повторяющимся звуком «ре»;
 координацией рук;
 имитация звучания клавесина.

Вариация 3

Тема угадывается лишь интонационно и гармонически. Идет «диалог»
(имитация) между руками.
Работаем над:
 в гаммообразных пассажах добиваемся пальцевой четкости, ровности,
легкости и кистевой гибкости;
 передачи мелодической линии из руки в руку, аккуратности
постановки первого пальца;
 услышать «диалог» между руками, показать его динамически;

13

 реагировать, перестраиваться на быструю смену динамики.

Вариация 4

Тема вносит ладовый контраст, тональность e-moll. Обязательно сделать
небольшую паузу (цезуру) перед этой вариацией.
Ритмически напоминает основную тему, гармоническая основа прежняя:
t-D, D-t.
Работаем над:
 в правой руке во II-ом предложении появляются арпеджированные
фигурации, которые проучиваем в среднем темпе с правильной
аппликатурой;
 с кистевым объединяющим движением;
 чувствуем интонационную выразительность вершин;
 чувствуем в руке октаву, квинту, сексту;
 следим за координацией рук.

Вариация 5

Тема угадывается лишь интонационно и гармонически.
Проучиваем:
 каждой рукой отдельно, добиваясь ровности, четкости звучания
шестнадцатых в правой руке, сохраняя четкую ритмическую пульсацию;
 в левой руке почувствовать «полётность» трех нот legato (две
шестнадцатые и восьмая) с опорой на первую ноту и на одном кистевом
движении;

14

 при исполнении двумя руками добиваться хорошей координации,
легкости и артикуляционной точности.

Вариация 6

Вариация полна радости, ликования, энергии. Яркая жанровая окраска: в
партии левой руки вальсовый аккомпанемент.
Проучиваем:
 с опорой на бас (мягкое погружение) с короткой прямой педалью и
тихим сопровождением, собранностью пальцев в созвучиях;
 проучить в направлении от баса к созвучию и наоборот (мягкое
кистевое движение);
 мелодия в правой руке устремляется вверх по звукам ломаного
тонического трезвучия, вниз – по звукам Доминантсептаккорда Д 7 – нужна
точная позиционная аппликатура;
 обратить внимание на «мягкие» окончания фраз, снимать плавным
кистевым движением;
 проучить отдельно бас и мелодию, созвучия и мелодию –
контролировать слухом и физически звуковой баланс;
 отработать эффектные пассажи из тридцатьвторых в небольшой
каденции:
1) в среднем темпе;
2) в быстром темпе по 2,3,4,5 нот, быстро убирая отыгранные пальцы
с клавиатуры.

15

После тщательного разбора произведения, преодоления технических
трудностей, следует работать над целостностью формы.
Необходимо сохранить темповое единство. Быстро перестраиваться с
одного настроения на другое.
Отрабатывать все переходы от одной вариации к другой, связывая
последнюю фразу предыдущей вариации с первой фразой следующей.

Работа над вариациями:
1. Знакомит ученика с особенностями музыкального языка эпохи
классицизма.
2. Воспитывает ясность игры и точность выполнения всех деталей
нотного текста.
3. Воспитывает чувство формы, ритмическую устойчивость.
4. Обогащает новыми знаниями и исполнительскими навыками.

Джаз

Джаз – музыкальный жанр, возникший в конце XIX – начале XX веков
на юге США в среде афроамериканцев. Это импровизационный жанр.
Импровизировать, значит сочинять музыкальную композицию в процессе ее
исполнения. Джазовая музыка в основном веселая, задорная, танцевальная.
Черты стиля:
 постоянная ритмическая пульсация – БИТ, «биение» ударных
инструментов, внутренняя пульсация;
 полиритмия – сочетание двух и более ритмических рисунков;
 синкопы – перенесение акцента с сильной доли на слабую;
 акценты – резкое, внезапное выделение, подчеркивание звука,
созвучия или аккорда;

16

 яркие, сочные, терпкие гармонии; наличие септаккордов,
нонаккордов; аккордов с задержаниями; аккордов, не всегда требующих
разрешения;
 характерно диссонансное звучание.
Яркие представители:
 Луи Армстронг;
 Дюк Эллингтон;
 Оскар Питерсон;
 Игорь Бриль;
 Милан Дворжак;
 Манфред Шмитц;
 Николай Мордасов – «Сборник джазовых пьес»;
 Ирина Бойко – сборник «Джазовые акварели»;
 Игорь Якушенко – сборник «Джазовый альбом»;
 Марта Маер.

Марта Маер (1936г.)

Наша современница, талантливая пианистка, педагог по классу
фортепиано, композитор и аранжировщик. Родилась в 1936 году в штате
Флорида. Является автором более 200 фортепианных сборников, среди
которых:
 «Рождественский джаз» – джазовые обработки «Рождественских
песен»;
 «Jazz, Rags and Blues»;
 «Лучшее»;
 «Bravo!»;
 «Романтические впечатления»;

17

 «Любимые соло»;
 «Размышления»;
 «Романтические скетчи»;
 «Только представьте»;
 «Гимны для медитации»;
 «Впечатления от Флориды»;
 «Сборники фортепианных ансамблей в 4 руки» и другие.
Произведения Марты Маер написаны простым, доступным
музыкальным языком, с использованием красивых и красочных гармоний.
Их образы, настроения понятны и интересны даже самым юным
исполнителям. Ее музыка отличается романтическими настроениями,
меланхолией, мечтательностью.

«О, Джаз, я узнаю твои черты.
Из ритма и акцентов ты…
И волны, волны по моей вселенной
И этот драйв…
Ловлю прекрасные мгновенья».

«Dance of the Scarecrow»
(«Танец Пугало»)

Все произведения у Марты Маер имеют названия, которые помогают
слушателям понять содержание, а исполнителям – лучше выразить замысел
композитора. «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки», –
утверждал Роберт Шуман.
Исходя из названия произведения, мы с ученицей придумали небольшой
сюжет – историю: картина ночи, Пугало ходит, охраняет свои владения от
непрошенных гостей. Потом, пока никто не видит, он дает волю эмоциям,

18

позволяет себе потанцевать. Наступает рассвет, Пугало успокаивается и
опять начинает охранять свою территорию.
Какие средства музыкальной выразительности использует Марта
Маер для создания художественного образа?
 характер: озорной, шаловливый, хулиганистый. С 11-го такта: loco –
немного сумасшедший, безумный;
 лад – минорный, ощущается элемент таинственности, загадочности,
мистичности, зловещности, жутковатости;
 темп: Moderato, with a swing – умеренно, с раскачиванием;
 размер: 4/4, ощущение маршеобразности, ходьбы;
 ритм: четверти в левой руке изображают шаги Пугало;
синкопированный ритм и полиритмия в правой руке – его безумный,
сумасшедший танец;
 регистр: перенесение левой руки на октаву ниже;
 штрих: в основном non legato и staccato, tenuto, акценты. Пугало
худенькое, поэтому staccato острое;
 динамика: в самом начале «mp», в середине «f», в конце «pp»;
 фактура: простая, удобная – мелодия и сопровождение. Композитору
вполне хватило, чтобы создать этот художественный образ;
 тембр: левая рука (на мой взгляд) – pizzicato у виолончели,
контрабаса. Извлечение пальцем по струнам – звук короткий, глухой; правая
– деревянный духовой инструмент;
 гармония – t, t 2 , ложный септаккорд (с повышенной 4-ой ступенью), D.
Создается гармоническое напряжение.
 форма: из 4-х восьмитактовых периодов, с вступлением и
заключением; песенная форма; два такта вступления уже вводят,
настраивают исполнителя и слушателя на нужный образ.

Работаем над:

19

 четкой ритмической пульсацией в левой руке, с хорошим ощущением
кончиков пальцев, pizzicato у струнных;
 в правой руке в 4-м такте четкое снятие ноты «соль» staccato под
лигой, кончиком пальца, чтобы услышать восьмую паузу; следующую
залигованную синкопированную ноту «соль» взять tenuto; четко снимать
руку на все паузы;
 второе предложение вывести на crescendo ко второму построению;
 почувствовать особенности джазовой (блюзовой) гаммы с
отсутствием в миноре II-ой и VI-ой ступени; повышенной четвертой
(пониженной пятой) и натуральной седьмой;
 во втором периоде показать синкопы в правой руке, ловко брать
украшения;
 показать тенутный голос: ми бемоль, фа диез, ми бемоль, си бемоль;
 в 14-ом такте ровно исполнить триоль и дуоль;
 услышать имитацию в обеих вольтах;
 в конце очень собранно, но на «pp» сыграть четырехзвучные аккорды
в обеих руках таинственно и загадочно, как бы «повесить» в воздухе
большой минорный септаккорд.

«Slippin Around»
(«Проскальзывая мимо»)

Исходя из названия произведения можно представить таинственный,
загадочный, неуловимый образ, проскальзывающий мимо и растворяющийся
в дымке.
Какие средства музыкальной выразительности использует Марта
Маер для создания художественного образа?
 характер: таинственный, загадочный, неуловимый;
 лад – минорный;

20

 темп: Moderately fast swing tempo – умеренно быстрый темп качания,
раскачивания;
 размер: 4/4, ощущение ходьбы; синкопы – загадочность,
таинственность;
 ритм: ровные четвертные, половинные, синкопированные, украшения
– форшлаги, полиритмия – все это способствует созданию образа;
 регистр: левая рука в низком регистре, в конце – в контроктаве;
 штрих: staccato; legato не слишком слитное, ближе к non legato;
акценты;
 фактура: мелодия и сопровождение – гомофонно-гармоническая;
 тембр: левая рука – четвертные длительности (на мой взгляд) –
pizzicato у виолончели, половинные – tenuto у струнных; правая – деревянные
духовые инструменты;
 гармония – t, t 2 , шестой ступени септаккорд с пониженной септимой;
 форма: песенная – 32 такта, четыре восьмитактовых построения,
вступление и заключение.
Восемь тактов вступления настраивают исполнителя и слушателя на
нужный образ.
Работаем над:
 вступление: четвертные ноты в левой руке исполнять кончиком
пальцев, pizzicato у струнных с четкой ритмической пульсацией;
 четвертную ноту «ля» после синкопы выдержать. Четко, определенно
показывать акценты;
 основную мелодию в правой руке не сильно лиговать, а приблизить к
portamento;
 ноту «ре» – целую по длительности, взять более плотным, певучим
звуком, а восьмые более легкие;
 синкопированное созвучие в 12-ом такте в правой руке взять tenuto, а
следующее созвучие цепкими пальцами с ощущением «из клавиатуры» ;

21

 ко второму периоду сделать crescendo и начать с более яркой
динамики;
 мягким, плотным ощущением брать аккорды в левой руке, слушать
мелодическую линию баса;
 показать хроматические опевания в правой руке;
 в 20-ом такте показать пикантную синкопу в обеих руках;
 проинтонировать триольные восьмые, услышать сочетание триолей и
дуолей;
 в 23-м такте четко, кончиком пальца снять стаккатную восьмую под
лигой, чтобы яснее потом услышать восьмую паузу;
 в заключении сделать небольшое ritenuto, услышать синкопу, потом в
темпе определенным, четким, более сухим звуком сыграть окончание в левой
руке (secco).
Джазовые произведения:
1. Ставят перед исполнителем ритмические и технические задачи.
2. Знакомят с основополагающими элементами джазовой музыки: бит,
полиритмия, свинг, синкопы, акценты, импровизация.
3. Способствуют развитию мелодического, гармонического, тембрового
слуха.
4. Способствуют развитию воображения, творческих способностей.
5. Способствуют расширению музыкального кругозора.

22

Список использованной литературы

1. Гаммы и арпеджио для фортепиано. Составитель Ширинская Н. –
Москва: Издательство «Советский композитор», 1984 г.
2. Ежедневные упражнения юного пианиста. Тетради 1,2. Составитель
Левин Ю. – Москва: Издательство «Советский композитор», 1978 г.
3. Ганон Ш. Л. Пианист-виртуоз 60 упражнений. – Будапешт:
Издательство «Музыка», 1964 г.
4. Бюкен Э. Музыка эпохи рококо и классицизма. Перевод с немецкого
Микошо В. В. Под редакцией профессора Иванова-Борецкого М. В. –
Москва: «Государственное Музыкальное Издательство», 1934 г.
5. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков.
– Москва: «Московская государственная консерватория», 1996 г.
6. Чернов А. А., Бялик М.Г. О легкой музыке, о джазе, о хорошем вкусе.
– Москва, Ленинград: Издательство «Музыка», 1965 г.
7. Конен В. Д. Рождение джаза. – Москва: Издательство «Советский
композитор», 1984 г.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram