header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Изучение живописности природы посредством стихотворных строчек

31 августа, 2022
QR Code

ИЗУЧЕНИЕ ЖИВОПИСНОСТИ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ СТХОТВОРНЫХ СТРОЧЕК

 

Петрова Марина Павловна

 

Преподаватель Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Детская художественная школа» городского округа город Салават Республики Башкортостан

 

Существует мудрая мысль: древо человеческого бытия вырастает из тонкого, гибкого ростка детства. И от того, как за ним ухаживать, зависит будущая стать его и стройность.

Зачатки образного мышления заложены природой в каждом. Там, где взрослый для выражения чувства мыслей привычно возьмётся за перо, ребёнок столь же ествественно тянется к карандашу и краскам: именно в изобразительных формах можно наиболее полно выразить то, что видишь и переживаешь. «Превосходными художниками, творцами с прирождённым поэтическим чувством» называл детей Гарсиа Лорка.

В детстве рисуют, наверное, все. И если в этот момент не будет разбужены творческие задатки, то позже, когда человек сложится, искусство и гармония будут ему чужды. Такие смотрят и не видят, слушают и не слышат. Всё отчётливее становится взаимосвязь между уровнем культуры общества и его экономическим социальным развитием. Гуманизация образования напрямую ведёт к эмоциональной наполненности личности. Потому что непридумано пока других способов говорить с человеком о человеке кроме как на языке поэзии, музыки, живописи.

Как поддерживать, развивать художественные чувства: что сделать для того, чтобы не угасли искры творчества?

В познании мира природы и человека, формировании творческого подхода мне помогает наиболее эмоциональное средство художественной выразительности – цвет. Ведь именно он, по словам Кандинского, является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиши; глаз – молоток, душа – многострунный рояль.

Но цвет – это не только красота. Когда мы любуемся неповторимыми красками только что распустившейся розы, различными оттенками неба, всей разнообразной гаммой зелени, мы должны осознавать что все цвета вызывают эмоциональный отклик, эстетические переживания.

Помочь детям выбрать сюжет композиции, найти адекватные средства художественной выразительности можно за счёт расширения представления о цветовом многообразии природы. Большие возможности для использования интеграции дает изучение литературы и русского языка. Поэзия и  живопись тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэт- художник слова, а художник – поэт цвета. Художник-педагог А.М.Дубинчик говорил об этом так: «Пейзаж- это исповедь художника. И он не может не быть поэтом. Поэзия – состояние, в котором он постоянно живет, если он действительно художник». Общие художественные средства словесного и изобразительного искусства – основа межпредметных связей этих дисциплин. Особенно ярко это проявляется в пейзаже. Так, читая поэтические зарисовки природы можно благотворно воздействовать на фантазию и воображение учащихся на занятиях изобразительным искусством.

При организации работы по развитию эстетического восприятия следует учитывать, что не каждое художественное произведение может быть использовано в этих целях. Поэтому, прежде всего поэзия должна отличаться высокой художественностью. Так же неизменным условием отбора является достоверность. Среди широкого выбора поэтических строк предпочтение следует отдать стихам с красивым ритмом и слогом. Выразительность образа в них создается при помощи звучных слов, передающих характер природного образа. Мастера слова знали и тонко чувствовали задушевные мотивы своей земли и образно их передавали.

Стихотворные строчки часто использую на своих занятиях. Читая классиков: Бунина, Пушкина, Прокофьева, Есенина, а также современных авторов, учащиеся стремятся находить варианты решения различных художественных задач: выделять эмоционально главное, сопоставлять и сравнивать, анализировать форму с позиции задуманного образа, обобщать и выполнять художественный отбор.  Состояние природы, колорит настроения, нюансы оттенков становятся ближе и понятнее, если рассмотреть, как поэт выделяет их с помощью эпитетов и прилагательных.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

                       Ф.Тютчев.

Динамичность образов ярче раскрывается, если природа показа в действии, в развитии. Например, у Есенина в стихотворении »Пороша» звучат следующие строки:

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой в даль.

Развить эмпатические свойства  личности учащихся, способность к эстетическим переживаниям, созерцанию окружающего мира помогают стихи, в которых звучат глаголы. Именно они способны передать красочность колорита, настроить на проявление интереса к явлениям природы.

Покраснела рябина,

Посинела вода.

Или

Выткался на озере

Алый цвет зари.

Каждая строчка, будто живописный мазок, умело положенный на холст, будит воображение. А эпитеты- существительные усиливают эмоциональное восприятие образа, подчеркиваю оригинальность и фантастичность.

Старая, седая,

С ледяной клюкой

Вьюга ковыляет

Бабою- ягой.

      С.Козлов

Необычные образы встречаются у Есенина.

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Одушевить природу помогают метафоры. Поэты, не равнодушные к ее красоте, обладают особым даром увидеть и рассказать об ее сути.

Круторогими быками

Заходили в небе тучи,

И столкнулись в схватке лбами,

В битве яростной, кипучей.

          Н.Баух.

И таких примеров, где поэт живописует словом, а художник – красками, можно привести множество.

Однако самые интересные и запоминающиеся  работы получаются, когда учащиеся самостоятельно делают подборку наиболее понравившихся стихов. Постепенно в тетради «Беседы по истории искусств» наряду с записями о художниках и их произведениях появляются поэтические строчки любимых произведений, отличающихся особой живописностью.

За рекою в непокое

Вишня расцвела,

Будто снегом, за рекою

Стёжку замела,

Будто лёгкие метели

Мчались во весь дух,

Будто лебеди летели,

Обронили пух.

Это замечательное стихотворение А. Прокофьева «Вишня» погружает нас в «белоснежный весенний лепестокопад». Образные сопоставления определяют цветовое решение стихотворения и живописных работ. Сравнение лепестков вишни с лебединым пухом вызывает у детей желание включить изображение лебедя или лебединой стаи в свою композицию. А ритм стихотворения определяет динамическое развитие сюжета, усложняется плановость композиции.

Очень созвучны стихотворению «Вишня» лирические пейзажи Ромадина, Левитана. Они тоже повествуют о первой майской зелени, цветущих деревьях. Те же чистые, светлые краски, тонкое восприятие и единение с природой. И в живописном, и в стихотворном произведении природа раскрывается в цветовой и композиционной характеристике образов.

Выявляя мотивы композиций, я использую стихотворения, в которых в поэтической форме повествуется о различном времени суток. Утро, день, вечер, ночь- все они имеют разную цветоносность

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звёзды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют.

Усыпительно – безмолвны,

Как блестят в тиши ночной

Золотистые их волны,

Убелённые луной…

Фёдор Тютчев.

Так, рассматривая пейзажи Куинджи, Крамского, Ван Гога, понимаешь, что ночной пейзаж – это не чёрное, бесцветное пространство, а виртуозное смешение, переплетение всех красок с чёрной, оживлённых за счёт лунного света.

Красивым музыкальным сопровождением может послужить  музыка Бетховена «Лунная соната».

Очевидно одно: поэты живописно владеют словом, а художники – красками.

Обращение к художественному слову я считаю одним из самых эффективных  методов работы на занятиях изобразительным искусством. Ведь оно не только оказывает психотерапевтическое действие на учащихся, но и открывает дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач. Уплотняется количество информации на занятиях и мыслительная деятельность учащихся по усвоению этой информации.

Эмоциональная вовлеченность и настрой преподавателя передается учащимся. У них постепенно формируется художественное мышление, наблюдательность, фантазия. Возникает эстетическая потребность в общении с природой, искусством. Воспитываются чувства гордости за культурное наследие своего народа, своей Родины. Таким образом, у учащихся проявляется осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Богданова О.Ю., Маранцман В.Г., Методика преподавания литературы в 2 т.-М.,1995.
  2. Бондаренко М.А. Поэзия Сергея Есенина в школе // Литература в школе.-2003,№10,с.4
  3. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитее художественного мышления и речи.- М., 2017
  4. Пьянкова Н.И. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства и музыки на уроках русского языка и литературы.- М.,2012
  5. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское художественное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей.- Магнитогорск, МаГУ, 2020

 

Интернет источники:

Rustih.ru: Стихи русских поэтов классиков

versos.ru/best-classic: Стихи великих поэтов

Алпаева Софья 9 лет «Башкирия-моя земля и небо» (гуашь)

 

 

Гараева Ильвина 11 лет «Вот моя деревня, вот мой дом родной» (гуашь)

 

Юсупова Эвелина 12 лет «Белый снег пушистый» (пастель)

 

Гильманова Диана 12 лет «Закружила, да завьюжила зима» (гуашь)

 

Шишкина Полина 13 лет «Мой край задумчивый и нежный» (гуашь)

 

Лобанова Анна 14 лет «Как птицы свищут версты» (гуашь)

 

Кантюкова Самира 11 лет  «Осень-рыжая кобыла» (гуашь)

 

Евдокимова Софья 13 лет «О Русь-малиновое поле» (гуашь)

 

 

Юсупова Эвелина 13 лет «Закружилась листва золотая» (пастель)

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram