Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования |
|
Детская музыкальная школа №1 города Иркутска | |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА | |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
В ИЗУЧЕНИИ ПОЛИФОНИИ НА УРОКАХ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ПРИМЕРЕ «ИНВЕНЦИЙ» И. С. БАХА |
|
Выполнила: преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин Концевая Инна Васильевна |
|
Иркутск, 2024
Содержание
- Психолого-педагогическое обоснование метода визуализации в обучении и его применение в музыкальной практике. 5
- Использование приемов визуализации в изучении полифонии на уроках слушания музыки и музыкальной литературы на примере «Инвенций»
И. С. Баха. 8 - Выводы.. 19
Список использованной литературы.. 23
В настоящее время в центре внимания дополнительного образования оказались не только результаты обучения, но и, прежде всего, бережное отношение к личности учащегося, к его возможностям и потребностям. Такой подход приводит к необходимости максимально задействовать потенциал каждого ученика, используя принципы и методы обучения, направленные на активизацию учебной и творческой деятельности.
Вопросы оптимизации обучения в сфере музыкального искусства сейчас звучат особенно актуально на всех ступенях образования. Высокая загруженность современных детей и молодежи, конкурентность с другими, порой более легкими в освоении, видами деятельности, изменение структуры начального музыкального образования (дифференциация на предпрофессиональное и общеэстетическое направление) – все это выдвигает новые требования к обучению в целом.
Педагоги постоянно ищут инновационные пути, разумно сочетая их с традиционными. Наиболее плодотворным представляется введение форм работы, отвечающих специфике психологии современных детей и юношества, особенностям их мироощущения. На разных ступенях системы музыкального образования востребованным становится обращение к педагогической технологии визуализации.
Визуализация в области музыкальной педагогики относится к инновационным технологиям. Она обладает мощным дидактическим эффектом – в первую очередь, благодаря такому присущему ей качеству, как синтетичность звуковых и зрительных представлений.
Роль визуализации в процессе обучения исключительна. Особенно,
в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащегося, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.
Использование в музыкальном обучении визуальных образов может превратиться из вспомогательного, иллюстрирующего приема в ведущее, продуктивное средство: оно способно обеспечить музыкальное развитие учащихся, повысить стремление к учению, закрепить устойчивый интерес, активизировать их учебную деятельность.
Целью данной работы стало рассмотрение приемов визуализации и применения ее различных форм в рамках дисциплин теоретического цикла, в частности, на уроках слушания музыки и музыкальной литературы.
Современные методы обучения на этих занятиях призваны в значительной степени развивать визуальное мышление ученика, что приводит к необходимости разработки новых способов передачи знаний с использованием специальной информационной среды.
- Психолого-педагогическое обоснование метода визуализации
в обучении и его применение в музыкальной практике
Согласно современным психологическим воззрениям, основой для интеллектуальной деятельности ученика является визуальное мышление, поскольку способность оперировать образами имеет прямое отношение к формированию его интуитивного опыта, умения взглянуть на нестандартную ситуацию под новым углом зрения, готовности опираться на собственное воображение и т.д.
«Теория разумного глаза», активно развивающаяся в последнее время, позволяет посмотреть на принцип наглядности обучения с новых позиций. Речь идет о формировании его образного опыта, в частности, способности к умозрительной интеллектуальной деятельности. Исходя из этого, возникла «необходимость перейти от наивного использования наглядности, как средства повышения эффективности урока, к формированию визуальных знаковых понятий, которые по своему объему, степени обобщенности могут не уступать привычным вербальным понятиям.
Известно, что основными психическими процессами, участвующими в познавательной деятельности, являются ощущение, восприятие, память и мышление. А такие психические процессы, как эмоции, мотивация и внимание или ускоряют, или замедляют осмысление и запоминание учебного материала.
В свою очередь, зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость. Поэтому необходимо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации.
Для преподавателя главным условием качественного усвоения информации является посыл к тем органам чувств, которые соответствуют особенностям человеческого восприятия. Следовательно, тема визуализации учебного материала очень актуальна в педагогике.
Наглядность можно условно разделить на компоненты и представить в виде схемы.
В музыке применение визуализации, в первую очередь, связывают
с внедрением компьютерных технологий.
Так, в работе С. Титовой представлены современные компьютерные программы и возможность их применения на занятиях музыкально-теоретического цикла, в том числе и в аспекте технологии визуализации.
И. Горбунова рассматривает музыкально-компьютерные технологии в деятельности современного музыканта, в том числе и как цифровые способы визуализации пространственно-временных данных, позволяющие представить самые разные процессы.
В статье О. Ромашковой и Е. Сорокиной, освещаются проблемы применения визуализации как одной из наиболее прогрессивных образовательных технологий и акцентируется ее актуальность на уроках музыкально-теоретических дисциплин разных ступеней образования (музыкальная школа – колледж – вуз.) Также ставится вопрос о необходимости глубокой связи избираемых форм визуализации с музыкальным произведением, в том числе, на уровне художественного образа.
Широко известна методика «музыкальной графики» И. Трофимовой и
И. Ванечкиной, Ю. Горбачева, визуальная методика Е. Кобец. Кроме того, много интересных и полезных приемов визуализации предлагают в своих работах Т. Чухрай, Т. Савельева.
Наиболее востребована визуализация при изучении таких тем, которые представляют наибольшую сложность для учащихся, и в то же время являются перспективными, охватывающими сразу несколько учебных предметов: специальность, сольфеджио, хор, слушание музыки и музыкальную литературу. Одной из таких тем является изучение полифонии.
В методических рекомендациях Н. Царевой и Н. Сорокиной
к учебникам по слушанию музыки «Уроки госпожи Мелодии» при разборе полифонических произведении предлагаются методы пластического интонирования (жесты, движения тела, свободное дирижирование) и графического моделирования (запись ритма с условной высотой мелодии, карточки-символы, схемы, таблицы); разнообразные игровые приемы и.др.
С музыкальным материалом проводится кропотливая работа, которая начинается уже с 1 класса, постепенно усложняясь. В средних классах авторы советуют переходить к графическим моделям, которые помогают обострить слуховую восприимчивость учащихся. Дети имеют возможность эмоционально прочувствовать все детали музыкального текста, приблизиться к пониманию его содержания. Все это развивает способность эстетического сопереживания. Графические изображения и записи, сделанные во время звучания музыки, помогают понять, как композитор трактует тему, и чем насыщено многоголосное звуковое пространство.
Следуя данным рекомендациям, попытаемся дополнить их некоторыми приемами из собственного опыта автора работы.
2. Использование приемов визуализации в изучении полифонии
на уроках слушания музыки и музыкальной литературы на примере «Инвенций» И. С. Баха
Рассмотрим возможность применения приемов визуализации на материале «Инвенций» И. С. Баха. Инвенции – незаменимый материал в музыкальном образовании и воспитании. Они являются подлинной школой полифонии, музыкальным «словарем» ее основных понятий.
Для лучшего понимания и усвоения всех тонкостей полифонического искусства, заложенного в этих учебных пьесах, детям предлагаются разнообразные формы восприятия музыкального материала в зависимости от их возраста, уровня подготовки и степени заинтересованности: видеоклавиры с полным нотным текстом, с выделенными фрагментами, (мотивами, разделами, тональным планом и т. д), с фоновыми красочными иллюстрациями; «звучащая клавиатура» с ниспадающим на нее «цветовым дождем»; цвето-музыкальные компьютерные композиции, со всевозможными цветовыми пульсациями (точки, пятна, фигуры, линии и др.); аудио и видео переложения, обработки, аранжировки, стилизации, «музыкальные шутки» и др. Кроме того, учащихся может заинтересовать и простое «рисование мелодий» – они сами назвали этот способ «кардиограммой музыки», воспринимая ее как живой организм.
В традиционной программе по музыкальной литературе знакомство
с полифонией приходится на второй год обучения в связи с изучением
творчества И. С. Баха. О полифонии, безусловно, ученики уже неоднократно слышали на уроках по специальности. Каждый педагог, стремясь к осмысленному и качественному исполнению полифонического произведения, должен выявлять и пояснять особенности этого стиля. Уроки музыкальной литературы призваны обобщить накопленные знания, дополнить их, и в тоже время конкретизировать некоторые важные моменты, касающиеся особенностей полифонии. Отправным пунктом на этом пути являются двухголосные инвенции И. С. Баха: №1 До-мажор, №4 ре-минор, №8 Фа-мажор; трехголосная №15 си-минор.
Изучение инвенций базируется на определенном слуховом и практическом опыте учащихся. Прослушивание и разбор Токкаты и фуги ре-минор, Пассакалии до-минор, хоральных прелюдий, «Французской сюиты» №2 до-минор выявляют характерные черты полифонического стиля И. С. Баха: философскую глубину, возвышенность, сосредоточенность; особые качества полифонии: текучесть, непрерывность, повторяемость мелодии разными голосами, самостоятельность голосов, тем самым настраивая сознание учеников на «полифонический лад».
Разбор двухголосных инвенций И. С. Баха – это более серьезное, последовательное и подробное проникновение на теоретическом уровне в область полифонии. Положительным моментом является доступность этих небольших пьес для исполнения учащимися: инвенции всегда активно включаются в педагогический репертуар, и в группе обязательно найдутся желающие проиллюстрировать знакомые произведения. Поэтому, педагог имеет прекрасную возможность использовать «полифонический опыт» своих подопечных.
Первые вопросы, как правило, не вызывают трудностей:
– Кто из вас исполнял инвенции И. С. Баха?
– В какой тональности они написаны?
– Каков характер музыки?
– Какие замечания и пожелания Вашего педагога вы старались выполнять?
Чтобы каждый ученик смог извлечь максимум пользы и знаний с урока, ему нужно помочь разобраться во всех тонкостях строения инвенций. С этой целью работу по каждому произведению следует проводить в три тапа: прослушивание, подробный разбор, повторное прослушивание. Обязательным является использование полного нотного текста инвенций.
Разбор инвенции предваряется краткими общими сведениями об истории и цели их создания, наличие 3-х редакций и в связи с этим – выбор Бахом названия «Inventio». Когда разъясняется смысл этого слова как «выдумка», «находка», «изобретение», возникает вопрос: «Что же Бах изобрел, вернее, усовершенствовал в инвенциях?» Ответ можно записать по пунктам:
- 30 разных, неповторимых и ярких настроений и характеров;
- порядок расположения пьес по одноименным тональностям:
Мажор | №1 | №3 | №5 | №6 | №8 | №10 | №12 | №14 |
C | D | Es | E | F | G | A | B |
Минор | №2 | №4 | №7 | №9 | №11 | №13 | №15 | ||
c | d | e | f | g | a | h |
(отсутствие некоторых тональностей нужно пояснить; эта «раскладка» пригодится на последующих занятиях для сравнения «Инвенций» и «ХТК»);
- богатый набор полифонических приемов как образец для сочинения подобных произведений.
На этапе разбора инвенций уместно применение различных аналогий: сравнение полифонии с беседой друзей, с разумным обсуждением общей темы, представление о голосах как мелодиях, сочетающихся по вертикали и развивающихся по горизонтали («нити» в музыкальной «ткани» произведения), определение имитации как подражания, копии, «эха», «учителя и ученика», роли противосложения как поддержки, «спутника» темы, интермедий как моментов «отдыха» и т. п. – все это можно представить визуально.
После прослушивания инвенции №1 До-мажор следует обсудить ее характер: светлая, чистая, возвышенная, безмятежная. Затем предложить ученикам спеть начальную одноголосную мелодию – тему всего из восьми звуков. Основанная на поступенном движение от «до», в ровном ритме, она очень удобна для пения. Педагог обязательно должен отметить интонационные и ритмические особенности темы, подчеркнув ее яркость и индивидуальность, а также – особую роль в полифоническом произведении как воплощения основной мысли композитора, которая повторяется, разъясняется, развивается и в итоге утверждается.
Для большей наглядности можно изобразить «рисунок» темы: в данной инвенции он будет отражать плавность ее методической линии. Пение второго голоса убеждает в точности повторения темы; она словно откликается эхом – налицо прием имитации (этот голос рисуется ниже; он точно должен повторить, «сымитировать» верхний). Переключая внимание учащихся на голос, звучащий одновременно с темой, объясняется смысл противосложения, его созвучия с темой, поддержки темы (совсем не «против», а «за» тему!). Дополняется начатый рисунок.
Для детей интересно будет «проиграть» начало инвенций по ролям: «учитель» и «ученик», повторяющий фразу учителя. Однако, в звучании темы от «соль» выявляется ошибка ученика: в конце вместо «ре» спел «до»! Педагог должен объяснить, что это допустимо в полифонии, так как имитация – не дословное и не бессмысленное повторение сказанного в звуках, а выражение своего мнения, своего отношения к теме музыкального разговора.
При дальнейшем разборе инвенций дается установка на поиск других проведений темы (ученики всегда с удовольствием и наперебой это делают). Оказывается, тема звучит почти от всех белых клавиш: от «до», «ре», «ми», «соль», «ля», высвечиваясь разными оттенками мыслей и настроений. Это можно наблюдать в изменении лада, отдельных интонации самой темы и противосложения. Так же видны эпизоды, когда тема не звучит – интермедии.
Если разбор Инвенции №1 До-мажор – уяснение основных полифонических понятий, то при рассмотрении Инвенций №4 ре-минор и №8 Фа-мажор следует поставить задачу сравнения видов имитации.
Начать лучше с Инвенции №8 Фа-мажор. Ее характер подсказан пометкой «scherzando»: шутливый, игривый, задорный. Тема состоит из двух элементов: фанфарного, призывного, на звуках и струящегося нисходящего пассажа в диапазоне ч 8. В графическом рисунке начало пьесы изображается зигзагообразной «молнией» и волнистым «ручейком»:
Демонстрировать в данной инвенции каноническую имитацию можно, проигрывая и пропевая вначале верхний голос, затем – нижний, до конца первого раздела, а также прослеживая точность повторения с помощью линейки (поместить ее на начало обоих голосов и вести параллельно, следя за совпадением звуков!). Поводом для восхищения полифоническим мастерством и изобретательностью Баха служит и симметричность построения пьесы: такты 12 – 15 имеют ответное повторение в тактах 16 – 19 при вертикальной перестановке голосов.
Инвенция №4 ре-минор – грациозная, изящная. Ее тема отличается от тем предыдущих инвенций большей протяженностью, началом с сильной доли, минорной окраской. Ровное плавное движение шестнадцатыми от I к VI ступени, «поклон» на VII (ум 7) и такой же «взлет» с возобновленным гаммообразным движением до III ступени, с которой звучит противосложение по и ум ровными восьмыми. В целом тема имеет черты танцевальности, «менуэтности» и напоминает «Менуэт» из «Французской сюиты» №2.
Исследуя имитацию в ре-минорной инвенции, ученики, конечно, обнаружат в ней неточности, так как противосложение повторяет лишь один такт, а далее ведет свою самостоятельную линию. В данном случае – это простая имитация.
Итогом разбора двухголосных инвенций И. С. Баха должны стать выводы об особенностях полифонических произведений в целом:
- первоначальное одноголосное изложение «темы» как основной мысли произведения;
- многократное повторение темы в разных голосах с помощью приема «имитации»;
Виды имитации | |
Каноническая («строгая») | Простая («свободная») |
A D C D E
A D C D E |
A D C D E
A L M N O |
- поддержка темы «противосложением»;
- чередование темы и «интермедий».
После этого переходим к трехголосной инвенции (симфонии) си-минор №15. Ее характер отличается особой лирической взволнованностью, а теме присущи интонации жалобы, горестной мольбы.
При разборе этого произведения, завершающего весь цикл, можно предложить учащимся проявить большую самостоятельность, рассказать о своих наблюдениях. Наверняка, у них возникнут вопросы, о двухголосном начале пьесы, о неполном звучании темы в среднем голосе и др. При обсуждении записывается новый термин «удержанное противосложение».
В итоге подробного анализа инвенции ученики должны понять, что полифония требует большой сосредоточенности и внимательности. Для этого нужно развивать и совершенствовать особый «полифонический слух».
Перевод слова «полифония» как многоголосие может быть дополнен другими его «многосоставляющими»: многослойность, многогранность, а отсюда – ее многозначительность и многоуважаемость!
Завершая урок музыкальной литературы по изучению «Инвенций»
И. С. Баха, каждый педагог надеется, что приобретенные знания повысят общий музыкальный интеллектуальный уровень учащихся, помогут при исполнении полифонических произведений, а также подготовят к изучению более сложного жанра полифонии – фуги.
Каждому педагогу желательно учитывать важную особенность жанра инвенции в искусстве. Ф. Бузони в предисловии к редакции инвенций писал: «Художник в своем творении следовал хорошо продуманному плану… В каждой отдельной комбинации скрыта своя тайна и свой определенный смысл». Это же свойство жанра отмечает В. Голованов: «Само наименование цикла – инвенции – надо понимать как загадки, которые Бах давал разгадать своим ученикам». М. Лобанова «завораживает» следующим утверждением: «Инвенция таила в себе некую загадку, нечто чудесное, забавное, странное и причудливое, а равно, – искусное, ловкое, хитроумное, умелое, изощренное и мастерское. Инвенция была частью «поэтики чудесного». В инвенциях ставились задачи и отгадывались загадки: задачи поучительные и загадки забавные».
Но «Invention» – еще и риторическая категория, обозначавшая в учении об ораторском искусстве раздел «Об изобретении». Близость законов «искусства о красноречии» и законов музыкальной композиции хорошо известна и подробно исследована. В частности, в термине «invention» подчеркиваются такие значения, как «открытие», «изобретение», «нововведение».
Природа инвенций и других клавирных сочинений И. С. Баха такова, что они могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для воспитания инициативы и самостоятельности учеников, стать ключом к пониманию всех стилей. Но достижимо это только при наличии определенной методики преподавания полифонии И. С. Баха, знании ее основ, закономерностей языка композитора, исполнительских традиций его эпохи.
Итак, восприятие полифонической музыки требует различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка. Визуализация в изучении полифонии как метод и как набор приемов имеет свои особенности.
В методической работе мы показали, что эффективность музыкального воспитания тесно связана с изучением закономерностей восприятия полифонической музыки, ее специфических особенностей. Восприятие полифонической музыки развивает у ученика его умственно-интеллектуальные и познавательные способности, многоплановую перцепцию, «полимышление». От культуры музыкального восприятия, способов, подходов к музыке зависит воспитание, развитие личности. Именно высокохудожественные полифонические произведения являются тем материалом, который создает наиболее благоприятные условия для развития эмоциональных и логико-познавательных способностей учащегося.
Восприятие полифонической музыки требует от слушателя не только любви к искусству и определенной культуры, но и высокой слушательской активности. Изучение полифонических произведений не покажется сложным, если подойти к этому процессу творчески, с ясным пониманием задач музыкального воспитания и возможностей их реализации. Деятельность учащихся в процессе слушания следует рассматривать как развивающую их интеллектуальные и творческие способности.
Формирование восприятия полифонической музыки у школьников проводится в тесной взаимосвязи с другими звеньями музыкально-воспитательной работы – развитием музыкального слуха, певческого голоса, воспитанием эстетических и нравственных установок.
Эффективность результатов организации слушания и анализа полифонической музыки достигается выразительным исполнением музыкальных произведений, взаимодействием словесных и наглядных методов, последовательной постановкой разнообразных заданий, активизирующих детское восприятие. На этом пути приемы визуализации помогают решить многие задачи.
Заключение
Способность детей быстро воспринимать новый и восстанавливать изученный ранее учебный материал можно организовывать с помощью специальной обучающий среды, основанной на методе визуализации, направленной на более полное и активное использование природных зрительных возможностей учеников, позволяющей дать в сжатом и визуально обозримом виде основные или необходимые сведения.
Интерес к обучению у детей не только младшего, но и старшего возраста можно вызвать, используя разнообразные средства и приемы визуального представления учебного материала, превращая учебные тексты и традиционные упражнения в визуальные задачи, решая которые ученики не только изучают теорию, но и участвуют в ее формировании.
Обогатить дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса, помогающее учителю найти путь к наиболее понятному и легко усваиваемому объяснению положений теории и применению их на практике, можно, разрабатывая и внедряя в учебный процесс новую информационную среду, обладающую избыточным наполнением и гибкой вариативностью.
Таким образом, метод визуализации в рамках современного музыкального образования представляется привлекательным и востребованным, в том числе, и с точки зрения своей универсальности. Внедрение компонентов визуализации возможно осуществить на всех уровнях профессионального музыкального образования (школа, училище, вуз). При пластичной корректировке рассмотренные формы работы можно применять с учащимися разного возраста и уровня музыкальной подготовки.
Независимо от ступени образования, необходима глубокая связь избираемых форм визуализации с музыкальным произведением – как на уровне образного содержания, так и отражения отдельных элементов музыкальной речи. Несмотря на разные возрастные категории и связанные с ними индивидуальные особенности музыкального воспитания, визуализация является мощным и эффективным средством развития творческого воображения и художественного вкуса.
Использование средств визуализации для управления познавательной деятельностью в процессе обучения способствует:
- созданию образовательной среды, способной в различных учебных ситуациях демонстрировать наглядные образы изучаемых процессов и явлений, а также оперированию ими;
- развитию интеллектуального мышления (визуального, коммуникативного и т.д.);
- изменению иллюстративных свойств, средств наглядности на познавательные, которые становятся основой всего процесса обучения.
Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы и методические рекомендации могут применяться педагогами системы дополнительного образования и учителями музыки общеобразовательных школ.
Список использованной литературы
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М. : Прогресс, 1974.
- Бузони Ф. Предисловие к сб. : И. С. Бах. «Инвенции для фортепиано». – М. – 1968.
- Ванечкина И., Трофимова И. Дети рисуют музыку. – Акад. наук Татарстана. – НИИ эксперим. эстетики «Прометей». – Казань : ФЭН, 2000.
- Величковский Б., Зинченко В., Лурия А. Психология восприятия. – М. – 1973.
- Венгер Л. Восприятие и обучение. – М. – 1969.
- Галеев Б. Технические приемы визуализации музыки и светомузыка. – В кн. : Материалы III конференции «Свет и музыка». – Казань : КАИ. – 1975.
- Герасимова И. Визуализация, творчество и культурные практики. – Визуальный образ : междисциплинарные исследования. – М. : ИФ РАН. – 2008.
- Голованов В. Структурно-полифонические особенности двухголосных инвенций И. С. Баха. – М. – 1998.
- Горбунова И. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. – Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 19.
- Друскин М. И. С. Бах. – М. – 1982.
- Ермилова Е. Визуализация обучения как средство формирования учебных способностей : автореф. дисс. к. пед. н. – Казань. – 1999.
- Коляденко Н. Синестезия как стимул к детскому музыкальному творчеству. – В кн. : Музыкальный лицей. – Новосибирск : Консерватория. – 1998.
- Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко : проблемы эстетики и поэтики. – М. – 1994.
- Лях. Ю. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в ДМШ и ДШИ : сборник методических работ для преподавателей ДМШ. – Абакан. – 2003.
- Макарова Е. Визуализация как средство формирования психологического комфорта при обучении. – Альманах современной науки и образования. – 2008. – № 10 (17). – Ч. 2.
- Носина, В. Символика музыки И. С. Баха. М. : Классика – XXI, 2006.
- Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии : учебное пособие. – Нижний Тагил : НТГСПА. – 2011.
- Рок. И. Введение в зрительное восприятие. – М. : Педагогика. – Т.1. – 1980.
- Титова С. Визуализация музыкального произведения : образовательные возможности и программные продукты. – Теория и практика современной науки. – 2017. – № 8 (26).
- Трофимова И. Музыкальная графика как проявление синестезии. – В кн. : Проблема комплексности изучения художественного творчества. – Казань : Изд-во КГУ. – 1980.
- Филина C. Способности зрительного восприятия у детей 10-12 лет : дисс. к. псих. н. – Ярославль. – 1995.
- Царева Н. Уроки госпожи Мелодии : учебник и метод. пособ. для 1-3 класса. – М. – 2002.