header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Инновационные методы обучения игре на фортепиано

24 октября, 2022
QR Code

Автор: Трефилова Марина Леонидовна, преподаватель I категории МБУ ДО “Частоозерская школа искусств”

Введение

Начальный период обучения игре на фортепиано зависит от природных способностей ученика и представляет собой определенную трудность для освоения знаний и навыков для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь ученики приходят в школу, имея разную степень развития. Необходимо выработать определенный алгоритм программы обучения в освоении нотной грамоты, организации пианистического аппарата, развития чувства ритма, образно-ассоциативного и художественного мышления.

Обновление образования сегодня, его переориентация требует от преподавателей знания инновационных педагогических технологий, освоения интерактивных форм и методов обучения. Интернет-технологии завоевывают все большее признание; открывают новые возможности, как перед педагогами, так и перед учащимися; успешно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в различных вопросах деятельности преподавателей детских школ искусств.

Цель:

– мотивация учащихся к обучению в классе фортепиано, путём использования инновационных технологий.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

– предоставление разнообразных возможностей в приобретении умений и навыков обучающихся для творческой самореализации и позитивного самоопределения в современной социокультурной ситуации;

 

 

 

Глава 1. Использование игровых методов на уроке фортепиано

Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс, включающий в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие учеников школ искусств.

В работе педагогам приходится сталкиваться с детьми самого различного уровня одарённости. Преподаватель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, отсутствие мотивации для обучения детей музыке у многих родителей. К сожалению, музыкальное искусство, в силу некоторых причин, не является приоритетным направлением в образовании ребёнка. Во-вторых, изменились и сами ученики. На них обрушивается огромное количество разнообразной информации. Ритм их жизни значительно ускорился. Им сложно заниматься долгой кропотливой работой с музыкальными текстами, ведь именно это и составляет большую часть занятий музыканта.

Достижение положительных результатов в процессе обучения игре на фортепиано предусматривает поиск новых методов и технологий, отвечающих интересам детей и эффективно влияющих на формирование их музыкальных знаний, умений и навыков.

Перспективным направлением в области обучения игре на фортепиано можно назвать интеграцию между музыкой и современными инновационными технологиями.

Инновация (в переводе с англ. нововведение) – это успешное использование новых идей. Инновационные технологии – это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения, обеспечивающих инновационную деятельность.

Всем известно, что дети усваивают материал урока намного лучше и эффективнее, если он преподносится в доступной и понятной им игровой форме или при помощи увлекательных рассказов, историй и сказок. С помощью игрушек и красочных картинок ученик с легкостью усваивает различные теоретические понятия.

Игра – потребность ребенка, путь к познанию окружающего мира.

Функции игровых технологий:

  • Обучающая – развитие обще-учебных навыков;
  • Развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии;
  • Самовыражение – стремление в игре реализовать свои творческие способности;
  • Релаксационная – снятие эмоционального и физического напряжения;
  • Коммуникативная – объединение детей и взрослых, установление эмоционального контакта.

Освоение игры на фортепиано зачастую не требуют он начинающего пианиста значительных усилий, потому что во многом обучение представляется ему как новая, интересная игра. Преподавателю в свою очередь необходимо поддерживать такое ощущение, регулярно вводя в урок игровые эмоциональный ситуации. Таким образом, ребенок овладевает языком музыки без отрыва от естественной для его возраста «игровой фазы».

Например, «Музыкальные ребусы», или игра «Найди клавишу». Эта игра развивает слух. Для ее проведения необходимо подготовить 10 фишек. Ребенок отворачивается, а преподаватель нажимает клавишу и просит найти ее с трех попыток. Если ученик не сумел указать клавишу правильно, фишка переходит к преподавателю, если сумел – к ученику.

От способа подачи материала порой зависит заинтересует ребенка данный вид работы или озадачит. Таковым, например, является изучение гамм, которое нередко становится не любимым делом у детей. Для того, чтобы ребенку было интересна и увлекательна работа над гаммами, квинтовый круг мы представляем, как «прогулку на автобусе».

 

Глава 2. Использование КТ в обучении

Применение информационных технологий   обогащает традиционные формы обучения, открывает дополнительные возможности в приобретении новых знаний, делая процесс образования и воспитания более интересным и разнообразным, тем самым повышает эффективность обучения.  В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. На компьютере возможен просмотр учебных фильмов (например, сюжет о том, как создают фортепиано), просмотр выступления музыкантов, просмотр презентаций с подходящей тематикой (например, об истории создания фортепиано), участие в Интернет конкурсах и фестивалях. В средних и старших классах возможно использование интернет-ресурсов для поиска нужных нот на сайтах, послушать изучаемое произведение в различных исполнениях. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы.

В классе фортепиано можно использовать традиционные формы работы, такие как  подбор по слуху, сочинение, игру в ансамбле. Среди новых технологий заслуживает внимание игра пьес с фонограммой «минус».   Использование фонограммы в учебном процессе, несомненно, дополняет и расширяет содержание музыкального образования, а главное, мотивирует учащихся к обучения.

Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом и это  стимулирует его занятия на инструменте.  Занятия с фонограммой в домашних   условиях   дают   ощущение   игры   в   оркестре, ансамбле, развивая   музыкальный   вкус   и   раскрывая   творческий   потенциал учащихся.

Исполнение фортепианных пьес с фонограммой не только развивает интерес, но и музыкальные способности:

– воспитывается исполнительская дисциплина,

– концентрация внимания -метроритмическая организованность,

– ускоряется мыслительный процесс,

– развивается музыкальный слух,

– эмоциональная отзывчивость,

– развивается ансамблевая игра;

– расширяется музыкальный кругозор,

– снимается зажатость и страх публичных выступлений.

 

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Включение в процесс обучения различных программ, так же повышает привлекательность урока, являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс, что формирует у учеников устойчивой мотивации и интереса к изучению дисциплины. Игровые программы помогают развить такие умственные операции, как анализ, синтез, обобщение, умение конкретизировать классификацию данных, развивать коммуникативные умения (например, умение запоминать, воссоздавать и интерпретировать информацию; дискуссировать, давать оценку и самооценку, формулировать задачи, которые требуют неоднозначных ответов).

«Нотный стан и ноты» – https://www.musicca.com/ru/uprazheniya/noty – онлайн упражнения, позволяющие начинающим пианистам закрепить знания о расположении нот на клавиатуре, нотном стане.

Музыкальные аркады «Вирартек» http://virartech.ru/index.php – позволяют изучать основы музыкальной грамоты, развивать слух, чувство ритма, память, навык чтения нот с листа.

NoteTrainer PRO – программа, помогающая сформировать технику игры “с листа”.

 

 

 

Заключение

Урок с игровыми или нестандартными элементами – прекрасный способ превратить занятие в радостное событие, которого ученики ждут с нетерпением. Музыкальные занятия должны быть современными, педагоги должны широко использовать современные компьютерные программы, а воспитанники – больше использовать компьютер в подготовке к занятиям, закреплении материала, ответах на интересующие вопросы по музыкальным предметам. Современные компьютерные технологии обеспечивают разнообразие, доступность и оригинальность учебной информации в отличие от традиционных средств обучения музыки. Они помогают педагогу сделать процесс обучения более эффективным и качественным.

 

 

 

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram