Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

«Импровизация на уроках фортепиано с дошкольниками»

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

«Импровизация на уроках фортепиано с дошкольниками»

Гераскина Д. Д.

преподаватель по классу фортепиано

МУДО «ДШИ №3»

Ни для кого не секрет, что раннее вовлечение ребенка в творческую деятельность полезно для общего художественного развития. Это неоднократно отмечали отечественные педагоги и психологи Б.В. Афанасьев, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина и др.

Согласно словарю, импровизация — особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения[1].

Цель импровизации — активизировать творчество детей.

На первых этапах работы над импровизацией, подходящим средством для введения юного музыканта в новый образ является звукообразная импровизация. На занятиях фортепиано – это возможность экспериментировать, творить, рисовать звуком. Дети любят импровизировать – ведь можно играть «всё, что хочешь». И не смотреть в ноты!

Хочется познакомить с интересным пособием Ларисы Васильевны Пилипенко – «Импровизация на фортепиано для детей с трех лет. Давай пошепчемся с клавишами, малыш».

В пособии два раздела. Первый раздел называется «сонористическая импровизация», без временных границ. В основе свободное фантазирование, опора на звукокрасочность музыки.

В этом помогут интересные сказки-картинки:

  1. Тишина; 2. Плывущие облака; 3. Звездное небо; 4. Ворчливая туча; 5. Прозрачное озеро; 6. Озорные рыбки; 7. Шорохи леса; 8. Росинки; 9. Бабушка-туча и внучата-облака.

Очень ценны комментарии к каждой зарисовке как нужно исполнять и ученику, и учителю. Основную образную, эмоциональную, темповую, формообразующую нагрузку учитель берет на себя. Ученик лишь дополняет, расцвечивает картину. Как сказала Лариса Васильевна: «В процессе спонтанного сочетания звуков рождаются картины-настроения».

Например, рассмотрим зарисовку №3 «Звездное небо» (пример 1).

Образ, предложенный для изображения в импровизации, подскажет, какими средствами нужно пользоваться для его озвучивания. В пособии указано использовать верхний регистр, конечно же с этим нельзя не согласиться. При рождении образа в ход у ребенка идет все – и пальцы, и кулачки, и ладошки, а главное ушки.

Прочитаем комментарий к данной зарисовке и попробуем исполнить на инструменте. Получается волшебно!

Пример 1.

 

Рассмотрим второй раздел – «временная импровизация», отличается от первого большей определенностью, так как присутствуют временные рамки.

Здесь 25 образов, которые хорошо знакомы детям – от самых маленьких («Колыбельная ежонку», «Солнышко-колоколнышко») до развернутых («Перезвон колоколов»).

Благодаря присутствию сюжета, импровизация приобретает временную форму, пусть еще и несовершенную. Гармоническая основа, исполняемая учителем, организует время, задает темп, подчиняет своему движению импровизацию ученика, а также приучает его слух к звучанию стандартных гармонических последовательностей.

В комментариях к разделу Лариса Васильевна предлагает некоторые «хитрости» создания звуковых узоров. К ним относятся:

  • поступенное движение по клавиатуре вверх;
  • поступенное движение по клавиатуре вниз;
  • покачивание мелодии на двух соседних клавишах;
  • «топтание» мелодии на одной клавише;
  • движение мелодии через клавишу вверх;
  • движение мелодии через клавишу вниз;
  • скачки с клавиши на клавишу;
  • одновременное нажатие двух, трех, и т.д. клавиш (новоизобретенные аккорды);
  • одновременная игра обеих рук;
  • то же, только одна рука играет на фоне взятого другой рукой звука (созвучия).

Автор так же указывает, что вышеперечисленные способы мелодической фигурации следует показывать детям с рассуждением, а любые проявления самостоятельности и смелости необходимо всячески поощрять. В зависимости от возраста и возможностей ученика импровизация может быть исполнена:

— под звучание пьесы в ее полной фактуре;

— под звучание только аккомпанемента предварительно исполненной пьесы.

Пьесы этого раздела необходимо играть только пальцами, исполнение должно быть смелым, но не грубым, бережным, но не робким.

Например, рассмотрим пьесу №12 «Пещера» (пример 2,3). Прочитаем комментарий к данной пьесе и попробуем исполнить на инструменте.

Пример 2.

Пример 3.

Таким образом, кого заинтересовала методика, важно осознать принцип и начать действовать самому и сподвигнуть на творчество учеников. Импровизация на сюжет сказок, зарисовок, пьес — способствует развитию музыкальности, воображения, фантазии, помогает ориентироваться в звуковом пространстве, а также формируют отзывчивость на музыку.

 

«Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему.»  

 

Джанни Родари

[1] И. Ямпольский. Импровизация. Музыкальная энциклопедия, т. 2, М., 1974, с. 508.

QR Code