«Импровизация на уроках фортепиано с дошкольниками»
Гераскина Д. Д.
преподаватель по классу фортепиано
МУДО «ДШИ №3»
Ни для кого не секрет, что раннее вовлечение ребенка в творческую деятельность полезно для общего художественного развития. Это неоднократно отмечали отечественные педагоги и психологи Б.В. Афанасьев, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина и др.
Согласно словарю, импровизация — особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения[1].
Цель импровизации — активизировать творчество детей.
На первых этапах работы над импровизацией, подходящим средством для введения юного музыканта в новый образ является звукообразная импровизация. На занятиях фортепиано – это возможность экспериментировать, творить, рисовать звуком. Дети любят импровизировать – ведь можно играть «всё, что хочешь». И не смотреть в ноты!
Хочется познакомить с интересным пособием Ларисы Васильевны Пилипенко – «Импровизация на фортепиано для детей с трех лет. Давай пошепчемся с клавишами, малыш».
В пособии два раздела. Первый раздел называется «сонористическая импровизация», без временных границ. В основе свободное фантазирование, опора на звукокрасочность музыки.
В этом помогут интересные сказки-картинки:
- Тишина; 2. Плывущие облака; 3. Звездное небо; 4. Ворчливая туча; 5. Прозрачное озеро; 6. Озорные рыбки; 7. Шорохи леса; 8. Росинки; 9. Бабушка-туча и внучата-облака.
Очень ценны комментарии к каждой зарисовке как нужно исполнять и ученику, и учителю. Основную образную, эмоциональную, темповую, формообразующую нагрузку учитель берет на себя. Ученик лишь дополняет, расцвечивает картину. Как сказала Лариса Васильевна: «В процессе спонтанного сочетания звуков рождаются картины-настроения».
Например, рассмотрим зарисовку №3 «Звездное небо» (пример 1).
Образ, предложенный для изображения в импровизации, подскажет, какими средствами нужно пользоваться для его озвучивания. В пособии указано использовать верхний регистр, конечно же с этим нельзя не согласиться. При рождении образа в ход у ребенка идет все – и пальцы, и кулачки, и ладошки, а главное ушки.
Прочитаем комментарий к данной зарисовке и попробуем исполнить на инструменте. Получается волшебно!
Пример 1.
Рассмотрим второй раздел – «временная импровизация», отличается от первого большей определенностью, так как присутствуют временные рамки.
Здесь 25 образов, которые хорошо знакомы детям – от самых маленьких («Колыбельная ежонку», «Солнышко-колоколнышко») до развернутых («Перезвон колоколов»).
Благодаря присутствию сюжета, импровизация приобретает временную форму, пусть еще и несовершенную. Гармоническая основа, исполняемая учителем, организует время, задает темп, подчиняет своему движению импровизацию ученика, а также приучает его слух к звучанию стандартных гармонических последовательностей.
В комментариях к разделу Лариса Васильевна предлагает некоторые «хитрости» создания звуковых узоров. К ним относятся:
- поступенное движение по клавиатуре вверх;
- поступенное движение по клавиатуре вниз;
- покачивание мелодии на двух соседних клавишах;
- «топтание» мелодии на одной клавише;
- движение мелодии через клавишу вверх;
- движение мелодии через клавишу вниз;
- скачки с клавиши на клавишу;
- одновременное нажатие двух, трех, и т.д. клавиш (новоизобретенные аккорды);
- одновременная игра обеих рук;
- то же, только одна рука играет на фоне взятого другой рукой звука (созвучия).
Автор так же указывает, что вышеперечисленные способы мелодической фигурации следует показывать детям с рассуждением, а любые проявления самостоятельности и смелости необходимо всячески поощрять. В зависимости от возраста и возможностей ученика импровизация может быть исполнена:
— под звучание пьесы в ее полной фактуре;
— под звучание только аккомпанемента предварительно исполненной пьесы.
Пьесы этого раздела необходимо играть только пальцами, исполнение должно быть смелым, но не грубым, бережным, но не робким.
Например, рассмотрим пьесу №12 «Пещера» (пример 2,3). Прочитаем комментарий к данной пьесе и попробуем исполнить на инструменте.
Пример 2.
Пример 3.
Таким образом, кого заинтересовала методика, важно осознать принцип и начать действовать самому и сподвигнуть на творчество учеников. Импровизация на сюжет сказок, зарисовок, пьес — способствует развитию музыкальности, воображения, фантазии, помогает ориентироваться в звуковом пространстве, а также формируют отзывчивость на музыку.
«Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему.»
Джанни Родари
[1] И. Ямпольский. Импровизация. Музыкальная энциклопедия, т. 2, М., 1974, с. 508.