header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

« Игровые методы и способы изучения интервалов на уроках сольфеджио в младших классах»

22 марта, 2023
QR Code

Сафронкина Елена Васильевна, преподаватель МБОУ ДО ДШИ Колышлейского района.

Введение

Для детей, только начинающих учиться музыке, важно, чтобы первые уроки были увлекательны и  поразили воображение . С большим удовольствием ребята пойдут  на занятия, наполненные движением, игрой. Для детей, обучающихся в музыкальной школе по предпрофильной программе, это важно в особенности.

Очень актуально использование на уроках нетрадиционных форм и методов обучения, например, — игровых.  Создать условия для активной самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной деятельности, в которой ребята будут  чувствовать себя достаточно свободно и комфортно- вот задача педагога.   Не секрет, что детям  сложнее концентрировать внимание, они быстрее устают, есть проблемы с запоминанием и т.д.

Детям нравится например, ролевые, сюжетные игры, игры-конкурсы, игры-соревнования, так и их элементы, а также игровые уроки целиком на усмотрение педагога в зависимости от уровня подготовки группы.  С детьми младшего школьного возраста игры очень желательно вводить в каждое музыкальное занятие. Они  вызывают большой интерес. Позволяют расширять кругозор в живой и непосредственной форме, развивать навыки самостоятельного мышления и творческих способностей.

Каждый педагог может придумать и применять в своей работе множество таких игр и их вариантов. Например, уроки, связанные с усвоением интервалов, можно сделать яркими и интересными с помощью различного наглядного материала — рисунков,  карточек, цветных кубиков и магнитов, а также, используя мультимедиа технологии.

Я сегодня хочу рассказать о некоторых играх, которые понравились мне самой и моим ученикам.

 Освоение теоретического материала в игровой форме:

 Игра является  одним из средств познания для ребёнка младшего школьного возраста, а потому и наиболее действенным в процессе обучения. Игра вводит ребёнка в увлекательный мир музыки, активизирует эмоции, внимание, память. В игре ребёнок перевоплощается, раскрепощается , забывает об «официальности» урока.

Для доступного введения учеников в эту важную тему, я использую ассоциативный метод, благодаря которому дети, прежде всего быстро и цепко воспринимают всю дальнейшую работу в теме «Интервалы».

Можно  начать диалог с простого сравнения.

«Сегодня вы снова пришли ко мне на урок!», говорю, я им, «Вы шли пешком или ехали, но вне зависимости от того, вы преодолели определённое…?»

Учащиеся заканчивают мою мысль словом «Расстояние». Очень важно, чтобы дети осознавали неразрывную связь музыки с их повседневными делами. При помощи таких примеров, ребёнок не будет переспрашивать о том, «что же такое, ИНТЕРВАЛ»

Когда дети изучают все обозначения и «имена» интервалов, так же важно работать над ассоциациями.Здесь можно использовать стихи или песни, с использованием названий каждого интервала:

Звуки дальше, звуки ближе,

Звуки уже, звуки шире.

Расстоянье выбирай,

Интервалом называй!

Дружно пальцы разгибаем,

Интервалы мы считаем!

Первый пальчик – это прима,

Прима – первый интервал.

А за ним идет секунда,

Цифрой “два” обозначай.

Третий пальчик разгибаем,

Терцией мы называем.

А четвертый – это кварта,

Смелый этот интревал.

Пятый пальчик – это квинта,

Цифра “пять”: ты угадал!

Вот шестой мы разгибаем,

Сексту мы запоминаем,

Дальше пальчик наш седьмой

Назовем мы септимой.

Наконец, последний пальчик,

Восемь для него – закон!

Это – интервал октава,

Завершает список он.

Когда дети теряют концентрацию внимания такое стихотворение (песню) можно использовать и как разминку на уроке.

Рифма всегда вызывает интерес и поднимает настроение ученикам, а значит и усвоение материала будет более полноценным.

Понятие консонанса и диссонанса для детей – тема любимая.  Когда им предлагают определить на слух интервалы консонансы и диссонансы, как правило, проблем в восприятии не возникает.

Но когда дело доходит до определения и закрепления тоновой величины, очень важно с первых шагов помочь детям.

Здесь помогает игра-сказка про город интервалов.

В одном прекрасном городке под названием «Интервал» живут красивые принцессы.

Все они – разные, кто чистая, кто малая, кто большая.

Живут они все по соседству, но для каждых есть свои дома!

В доме чистых интервалов всегда играет строгая и призывная музыка!

Ох что это за чистюли-зазнайки, нигде им равных нет!

Самая младшая сестричка, ПРИМА, обожает сидеть на одном месте и повторять «Я – само совершенство!» потому то она одна во всём доме, кто со своего места не делает ни одного шага!

Её старшая сестрица, ОКТАВА, славится самым высоким ростом во всём городе, прыгает она в высоту 8 ступеней, да и аппетит у неё отменным, за раз в себя может уместить, аж 6 батонов-тонов!

А вот КВАРТА – настоящая патриотка!

Очень любит она свою страну, и может петь гимн хоть два с половиной часа!

У КВИНТЫ же совершенно другие заботы, сплела она уже три с половиной корзинки, под ягоду, чтобы со всеми своими сестричками сходить в лес по малину. Но так как прима с места не двинулась, так и оставила КВИНТОЧКА свою работу.

Здесь мы выходим из домика чистых интервалов и направляемся в домик КОНСОНАНСОВ.

Только заходим, как видим печальную МАЛУЮ ТЕРЦИЮ, грустит она, потому что самая младшая в этом доме, но давайте мы развеселим её и напомним, как она важна здесь!

Старшая сестра малой терции – БОЛЬШАЯ ТЕРЦИЯ, всегда смеётся, танцует и поёт:

Есть ещё одна Царевна – Несмеяна в этом домике, МАЛАЯ СЕКСТА.

Плачет она так много, что набирается аж 4 тонны её солёных слёз.

Попевка: «Я – секста малая, грустная, усталая»

Ну а про БОЛЬШУЮ СЕКСТУ нельзя не спеть, эта красотка носит в сумочке четыре с половиной тона помад, да и краситься может по шесть часов!

Настало время нам побывать в последнем домике.

Надевайте, ребята перчатки, да берегите уши…

Живут здесь принцессы вреднючие, колючие и самые плакучие!МАЛАЯ СЕКУНДА так пыжится, так злится, что даже ёж по сравнению с ней кажется мягче.

«Я – секунда малая, вредная и вялая»

У БОЛЬШОЙ СЕКУНДЫ настроение чуть солнечнее, но это не мешает ей показать свой характер.

МАЛАЯ СЕПТИМА – крокодилья душа, сьела она все пять тонов, как запоёт, так весь город уши закрывает.

Попевка: «Септима малая, пять тонов поймала я»

БОЛЬШАЯ СЕПТИМА обожает рыбачить, вылавливает она по пять с половиной тонов за раз:

Попевка: «Пять с половиной тонов, вот и готов мой улов!»

Такой метод работы на уроке, позволит заинтересовать учеников, совершенствуя не только воображение, но и слуховую память, что позволит, в дальнейшем легко строить и определять тот или иной интервал!

Игра «Найди лишнего»

Такая игра подходит для продвинутых групп, которые хорошо распознают интервалы на слух.

Детям по секрету раздаются карточки с названием их интервалов, один из которых является единственным среди всех консонансом, либо диссонансом.

Дети по очереди подходят к инструменту и нажимают свой интервал (для усложнения можно использовать аббревиатуры «м. б. ч.»)

Как только ученики услышат среди всех сыгравших «лишнего» и сообщат об этом, можно усложнить задачу и попробовать определить данный интервал.

После того, как лишний найден, жеребьёвка раскидывается снова.

Игра так же хорошо развивает слуховую память, скорость реакции и позволяет детям лучше запомнить интервалы.

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что игровые формы работы на уроках сольфеджио способствуют:

– снятию психологического напряжения, освоению изучаемого материала;

-развитию воображения и фантазии детей, способности к познанию, переживанию, активному действию;

-творческому вхождению в музыкальную реальность;

-дают простор для творческой инициативы преподавателя, позволяя сочетать в работе как традиционные методы обучения, так и более передовые.

Но, конечно, игровые формы работы не являются основными и не должны преобладать над традиционными методами.

В музыкальные игры дети играют с огромным удовольствием и постоянно сами предлагают поиграть педагогу.

 

Список используемой литературы.

 

Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей. М: Мос.Гос. консерватория им.П.И.Чайковского 2004

Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроке сольфеджио. Методические рекомендации. М: Классика-XXI, 2007. – 68 с.

Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории! Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 92 с.

Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М. Просвещение, 1986.

Огороднова-Духанина Т.И. Музыкальные игры на уроках сольфеджио. Учебное пособие для подготовительной группы и младших классов детской музыкальной школы Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» 2008

Панова Г. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки.

Первозванская Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей.Учебник-сказка, I-II части. СПб.:Композитор, 2001. –79 с.

Плеханова Т.А. Игровая ситуация как фактор познавательной активности учащихся и оптимизации учебного процесса. С. 110-114. /Новые технологии в музыкальном образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск: ОмГУ, 2000. — 148

 

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/naglyadnoe-posobie-po-solfedzhio-na-temu-intervali-1154585.html

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram