header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Игровые формы работы на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы»

5 ноября, 2022
QR Code

Автор:

Чухаева Ольга Михайловна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

МБУ ДО «Детская школа искусств» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Игровые формы работы на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы»

Как известно, игры на уроках  – давно проверенный и надёжный способ активизировать познавательную деятельность учащихся. Они значительно оживляют учебный процесс,  повышают интерес  учеников к  предмету. При  этом заставляют их  мыслить, развивают память, логику и воображение.

Игровые формы работы на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» наилучшим образом помогают повторить и закрепить пройденный материал.  Они учат детей  чувствовать и передавать словесно образное содержание музыки,  понимать значение отдельных элементов музыкального языка, различать голоса музыкальных инструментов и т.д.

Если дети знают, что впереди их ждёт игра, в которой будет задействован материал урока (или прошлых уроков), они гораздо внимательнее  воспринимают любую преподносимую им информацию.

Существует множество различных игр (устных, письменных, слуховых, зрительных, мимических), которые так или иначе помогают оптимизировать учебный  процесс.

Вот несколько видов игр, которые существенно помогают в работе преподавателю по предметам «Слушание музыки» и «Музыкальная литература»:

1)  УСТНЫЕ КОМАНДНЫЕ «РАЗМИНОЧНЫЕ» ИГРЫ

Обычно они проводятся в начале урока. Цель этих блиц-игр –  быстро повторить пройденный материал. НАПРИМЕР:

  • «ДА ИЛИ НЕТ»

Детям зачитываются какие-либо факты.  Они отвечают «да», если факт, по их мнению, верный  или «нет», если не верный (в этом случае – аргументируют – почему?).  Например:

Слово «музыка» древнегреческое, означает «искусство муз» (ДА)

Антонио Страдивари – это итальянский скрипач-виртуоз 18 века (НЕТ)

Полифония – это сочетание мелодии и аккомпанемента (НЕТ)

В старинную сюиту входят четыре обязательных танца: аллеманда, куранта, сарабанда, жига (ДА)

  • «КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ?»

Дети делятся на две команды. Каждая команда по очереди называет какой-то факт из пройденного материала (например, в теме «Клавишные инструменты» вспоминают всё, что запомнили об органе, клавесине или челесте).  Выигрывает та команда, которая вспомнит и назовет большее количество информации.

  • «КРЕСТИКИ – НОЛИКИ»

Эту игру можно проводить как в начале урока, так и в конце, вспоминая и закрепляя все пройденное на уроке. Игра всегда проходит весело, активно, с большим энтузиазмом.

Учащиеся делятся на две команды – команда «Крестики» и команда «Нолики». Рисуется стандартное игровое поле, каждая ячейка заполняется цифрами от 1 до 9. Команды по очереди выбирают номер вопроса. Если ответ дан верный, цифра заменяется на «крестик» или «нолик». Дальше правила игры стандартны  – побеждает та команда, которая соберет три «крестика» или три «нолика» по горизонтали, вертикали или диагонали.

2)  ПИСЬМЕННЫЕ ИГРЫ 

Обычно они проводятся по окончании какой-то темы (могут быть использованы как один из видов заданий на контрольном уроке). Например:

  • «ШИФРОВКА»

Каждому учащемуся дается список вопросов (ответ конкретный, одним словом).  В скобках после каждого вопроса написать цифру  –  номер буквы из ответа, которую нужно извлечь. Из полученных букв должно сложиться зашифрованное слово.

НАПРИМЕР:

  Вопрос Ответ
1. Композитор, сочинивший сюиту «Пер Гюнт» (1) Григ
2. Музыкальная ткань, способ изложения музыки – это… (2) Фактура
3. Музыкальная форма, которая строится на многократном повторении одной темы и её изменённых повторений (3) Вариации
4. Скорость движения музыки – это… (3) Темп
5. Музыкальная форма, в которой есть рефрен и эпизоды (2) Рондо
6. Несколько голосов исполняют одну мелодию (6) Унисон
7. Ряд разнохарактерных пьес, объединённых общим замыслом (3) Сюита
8. Заключительный оборот муз.произведения или его части (8) Каденция

 

1

Г

 

2

А

3

Р

4

М

5

О

6

Н

7

И

8

Я

  • «ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ»

Детям  раздаются карточки с текстом, в котором нужно найти и исправить все ошибки (слова или словосочетания). НАПРИМЕР:

Эдвард Григ – это  композитор из Италии.  Он сочинил музыку к  опере  «Пер Гюнт» по просьбе драматурга Генрика Ибсена. Позднее самые яркие музыкальные номера он объединил в кантату.  Одна из самых известных пьес произведения  – «В темнице горного короля».  Она написана в форме рондо.  В ней на протяжении всего развития меняются мелодия,  динамика, регистры, темп. Неизменной остается лишь фактура.  Вторая пьеса из сюиты – это «Смерть матери».  Эта пьеса написана в жанре похоронного танца. Признаками этого жанра являются медленный регистр,  низкий темп,  аккордовая динамика.  Еще одна пьеса – это «Вечер».  В начале пьесы звучит перекличка двух струнно-смычковых инструментов – флейты и гобоя.

3) МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Это игры с готовыми правилами. Главное условие в них  – хорошо знать пройденный материал. Это особо любимый детьми вид игр, поскольку в них сочетаются наглядность, азарт, умение работать в команде. При этом такие игры помогают детям ненавязчиво вспомнить и закрепить всю пройденную ранее информацию (устную, музыкальную или зрительную).

В качестве примера приведу авторскую игру «МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАРАФОН», разработанную по принципу настольной игры-ходилки с игровым полем, кубиком и фишками.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Дети делятся на несколько команд. Перед ними лежит игровое поле, кубик и разноцветные фишки-маркеры. Команда делает шаги по «ноткам» в соответствии с выпавшим количеством очков на кубике.  «Стартом»  может служить как скрипичный, так и басовый ключ. Побеждает тот, кто первым дошёл до финиша – «ключа» (басового или скрипичного).

Все жёлтые квадраты содержат задания:

Знак «вопрос»: необходимо ответить на вопрос преподавателя;

Знак «скрипичный ключ»: узнать фрагмент из ранее прослушанных музыкальных произведений;

Знак  «экран»:  узнать, что или кто изображены  на слайде (портреты композиторов, музыкальные инструменты, иллюстрации к каким-то музыкальным произведениям).

 Если выпадает «нотка» со знаком «диез», фишка делает шаг вперед (в сторону «повышения»). Если выпадает  «нотка» со знаком «бемоль», фишка делает шаг назад (в сторону «понижения»).

Если от ноты начинается знак «лига» – фишка перемещается по лиге до конечной «нотки».

Если игрок или команда выполнили задание на желтом квадрате не правильно, фишка возвращается на предыдущую позицию.

В заключении можно отметить, что всё перечисленное – это всего лишь малая часть игр, возможных на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы». Их количество  зависит от фантазии педагога. А для ребёнка игра – это наиболее естественный и всегда желанный путь познания, приносящий радость и хорошие результаты.

Используемая литература:

Евплова Е.В. Блиц-игры, или Как сделать учебный процесс интересным [Текст] / Е.В. Евплова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 11. – С. 84–87.

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram