Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Хоровое пение, как средство воспитания личности ребенка

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

«Музыка – могучий источник мыслей.

Без музыкального воспитания        невозможно

Полноценное умственное развитие ребенка.

Она, музыка, — ни с чем несравнимое средство

Воспитания творческих сил разума»

В.А.Сухомлинский

 

В античные времена пение в хоре считалось показателем  грамотности и культуры человека. А в середине 20-го столетия хоровое искусство пережило небывалый подъем. В СССР  оно переросло в настоящее Всесоюзное хоровое движение. Пели все и везде. Музыка, хор, существовали не только в музыкальных, но и в общеобразовательных школах.

Г.А. Струве – продолжатель дела своего учителя Д.Б.Кабалевского, считал, что обычного ребенка можно и нужно приобщать к музыке с помощью хорового пения. Прекрасный мир музыки может открыть для себя абсолютно любой ребенок. Главный принцип – музыка для всех! Ведь музыкальное образование и воспитание человека составляют единое целое.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос самым успешным, самым умным, добрым, сильным. Каждый родитель мечтает о всестороннем развитии и совершенстве своего ребенка. Но что такое «всестороннее развитие»? Изучение математики, языка и музыки – должны лежать в основе образования и воспитания ребенка.  К сожалению, в наше время, не во всех общеобразовательных школах, музыка имеет право полноценного предмета… А самым доступным вариантом познания музыкального искусства , является хоровое пение.

Хор – уникальный инструмент совершенствования души и взращивания в ней наилучших качеств.  Б. Тараканов пишет: «Человек, певший в хоре, уже никогда не будет несчастным», и это действительно так! Ребенок, поющий в хоре, никогда не будет чувствовать себя одиноким и непонятым. Хор обладает  удивительным свойством сплочения и единения душ.

В задачи детского хора входит  не только познание музыкального мира, но и воспитание Человека. Такие качества, как чувство коллективизма, трудолюбие, сильная воля, преданность общему делу, формируются в хоровом коллективе.  Хор воспитывает характер.  Чем раньше ребенок начнет свой музыкальный путь в хоре, тем крепче и естественнее в нем утвердятся такие ценные качества. Память детства – самая драгоценная память. То, что узнал в детстве, остается на всю жизнь. Чем раньше ребенок откроет для себя музыкальное искусство, тем гармоничнее будет протекать его развитие.

Несмотря на то, что хор является самым доступным и приоритетным инструментом, дело это непростое. Хоровое пение требует дисциплины и работы над собой. Ребенок, вошедший в сформированный коллектив, в первую очередь наблюдает за певцами хора. И тогда начинается удивительное явление – не педагог занимается индивидуальным воспитанием ребенка, а коллектив воспитывает пришедшего, тем самым формируя в себе важные человеческие качества.

В устоявшемся коллективе, во главе которого стоит опытный и грамотный руководитель, существует определенная система, в которой задействован каждый ребенок. Хор работает, как единый организм, сердцем которого является руководитель. Приведу пример концертного хора (Писать какого или нет?)

Коллектив делится на старших, средних и младших, где старшие и средние дети отличаются не только возрастом, но и количеством лет, проведенных в хоре, и опытом. А младшими являются только что пришедшие дети. У старших и средних есть свои «подопечные» — младшие. Задачей такого шефства является не только помощь в изучении материала и музыкальной составляющей, но также и мягкое введение в коллектив, совсем еще несмышленого и неопытного певца. Ребенок, которому может быть страшно и непонятно, быстро осваивается в коллективе с помощью наставника, начинается дружба не только со сверстниками, но и с ребятами постарше, что благотворно влияет на раскрытие потенциала и развитию коммуникационных навыков.

Перед «малышом» открываются традиции коллектива, система ценностей – преданность, дружба, честность, взаимопомощь, трудолюбие, служение музыке. Как правило, такой коллектив является и остается в памяти не просто хором, а семьей, в которой тебя любят и ждут.

Часто старший певец становится «кумиром» в глазах младшего. И юный музыкант хочет быть похожим на предмет своего обожания, не только внешними признаками и манерами, но и в профессиональном плане – старается также усердно заниматься, развивать свой голос и становиться лучше. Опытный певец – это яркий пример для подражания. В хорошем коллективе такая система работает естественно и очень слаженно – ребята дружные, существует мотивация к успехам и развитию, не обходится иногда и без здоровой конкуренции. Но все это в результате приводит к успешности и сплоченности коллектива. Дети – от мала, до велика – с удовольствием работают над общим делом, чувствуя себя необычайно важными от ответственности, которая становится одним из главных качеств каждого певца. И, в то же время, дети получают такое удовольствие от процесса – от того, как звучат их голоса, как тонко они могут чувствовать каждого певца, как голоса стройно сливаются, а души всецело отдаются руководителю-творцу, в руках которого находится не просто класс детей, а его соратники, близкие по духу юные и начинающие музыканты.

Немного приоткрыв завесу в эталонный хоровой коллектив, уже можно сделать выводы. Ребенок, поющий в хоре, будет отличаться от остальных. И речь идет не только о музыкальных способностях. Кто-то из певцов  может выбрать себе музыкальную профессию и станет хорошим музыкантом. Но много и таких ребят, которые выберут для себя другие пути. И это прекрасно!

В постижении сложных партитур формируется трудолюбие и усидчивость, в подготовке к концертам, конкурсам вытачивается воля и сильный характер. В общении с певцами-соратниками, дружба и умение слушать и слышать, выходят в систему важных ценностей жизни. Заботясь о младших, развивается качество учителя-наставника. Ребенок учится общаться и не бояться внешнего мира. А знакомство с хоровыми партитурами, которые несут в себе упоительный мир, полный чувств, полета фантазии, удивительных и ни на что непохожих интонаций и созвучий, позволяет и призывает молодые умы и души к мечте.

Мечтающие и фантазирующие дети свободны от условностей. В голове у них тысяча идей и планов! И, что самое важное, они готовы к самовыражению, они не боятся нашего мира, они чувствуют, видят смыслы и беззаветно любят эту жизнь. А искусство и хоровой коллектив, навсегда остаются в детских сердцах и бережно хранятся в душах, помогая и ведя по жизни теплым и ярким огнем.

Колчина О. М.

 

 

QR Code