Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Хоровое пение, как средство воспитания личности ребенка

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Хоровое пение, как средство воспитания личности ребенка

Колчина Ольга Михайловна

Преподаватель, МБУ ДО ДШИ «Кантилена», г.Новосибирск

 

 

«Музыка – могучий источник мыслей.

Без музыкального воспитания        невозможно

Полноценное умственное развитие ребенка.

Она, музыка, — ни с чем несравнимое средство

Воспитания творческих сил разума»

В.А.Сухомлинский

 

В античные времена пение в хоре считалось показателем  грамотности и культуры человека. А в середине 20-го столетия хоровое искусство пережило небывалый подъем. В СССР  оно переросло в настоящее Всесоюзное хоровое движение. Пели все и везде. Музыка, хор, существовали не только в музыкальных, но и в общеобразовательных школах.

Г.А. Струве – продолжатель дела своего учителя Д.Б.Кабалевского, считал, что обычного ребенка можно и нужно приобщать к музыке с помощью хорового пения. Прекрасный мир музыки может открыть для себя абсолютно любой ребенок. Главный принцип – музыка для всех! Ведь музыкальное образование и воспитание человека составляют единое целое.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос самым успешным, самым умным, добрым, сильным. Каждый родитель мечтает о всестороннем развитии и совершенстве своего ребенка. Но что такое «всестороннее развитие»? Изучение математики, языка и музыки – должны лежать в основе образования и воспитания ребенка.  К сожалению, в наше время, не во всех общеобразовательных школах, музыка имеет право полноценного предмета… А самым доступным вариантом познания музыкального искусства , является хоровое пение.

Хор – уникальный инструмент совершенствования души и взращивания в ней наилучших качеств.  Б. Тараканов пишет: «Человек, певший в хоре, уже никогда не будет несчастным», и это действительно так! Ребенок, поющий в хоре, никогда не будет чувствовать себя одиноким и непонятым. Хор обладает  удивительным свойством сплочения и единения душ.

В задачи детского хора входит  не только познание музыкального мира, но и воспитание Человека. Такие качества, как чувство коллективизма, трудолюбие, сильная воля, преданность общему делу, формируются в хоровом коллективе.  Хор воспитывает характер.  Чем раньше ребенок начнет свой музыкальный путь в хоре, тем крепче и естественнее в нем утвердятся такие ценные качества. Память детства – самая драгоценная память. То, что узнал в детстве, остается на всю жизнь. Чем раньше ребенок откроет для себя музыкальное искусство, тем гармоничнее будет протекать его развитие.

Несмотря на то, что хор является самым доступным и приоритетным инструментом, дело это непростое. Хоровое пение требует дисциплины и работы над собой. Ребенок, вошедший в сформированный коллектив, в первую очередь наблюдает за певцами хора. И тогда начинается удивительное явление – не педагог занимается индивидуальным воспитанием ребенка, а коллектив воспитывает пришедшего, тем самым формируя в себе важные человеческие качества.

В устоявшемся коллективе, во главе которого стоит опытный и грамотный руководитель, существует определенная система, в которой задействован каждый ребенок. Хор работает, как единый организм, сердцем которого является руководитель. Приведу пример концертного хора (Писать какого или нет?)

Коллектив делится на старших, средних и младших, где старшие и средние дети отличаются не только возрастом, но и количеством лет, проведенных в хоре, и опытом. А младшими являются только что пришедшие дети. У старших и средних есть свои «подопечные» — младшие. Задачей такого шефства является не только помощь в изучении материала и музыкальной составляющей, но также и мягкое введение в коллектив, совсем еще несмышленого и неопытного певца. Ребенок, которому может быть страшно и непонятно, быстро осваивается в коллективе с помощью наставника, начинается дружба не только со сверстниками, но и с ребятами постарше, что благотворно влияет на раскрытие потенциала и развитию коммуникационных навыков.

Перед «малышом» открываются традиции коллектива, система ценностей – преданность, дружба, честность, взаимопомощь, трудолюбие, служение музыке. Как правило, такой коллектив является и остается в памяти не просто хором, а семьей, в которой тебя любят и ждут.

Часто старший певец становится «кумиром» в глазах младшего. И юный музыкант хочет быть похожим на предмет своего обожания, не только внешними признаками и манерами, но и в профессиональном плане – старается также усердно заниматься, развивать свой голос и становиться лучше. Опытный певец – это яркий пример для подражания. В хорошем коллективе такая система работает естественно и очень слаженно – ребята дружные, существует мотивация к успехам и развитию, не обходится иногда и без здоровой конкуренции. Но все это в результате приводит к успешности и сплоченности коллектива. Дети – от мала, до велика – с удовольствием работают над общим делом, чувствуя себя необычайно важными от ответственности, которая становится одним из главных качеств каждого певца. И, в то же время, дети получают такое удовольствие от процесса – от того, как звучат их голоса, как тонко они могут чувствовать каждого певца, как голоса стройно сливаются, а души всецело отдаются руководителю-творцу, в руках которого находится не просто класс детей, а его соратники, близкие по духу юные и начинающие музыканты.

Немного приоткрыв завесу в эталонный хоровой коллектив, уже можно сделать выводы. Ребенок, поющий в хоре, будет отличаться от остальных. И речь идет не только о музыкальных способностях. Кто-то из певцов  может выбрать себе музыкальную профессию и станет хорошим музыкантом. Но много и таких ребят, которые выберут для себя другие пути. И это прекрасно!

В постижении сложных партитур формируется трудолюбие и усидчивость, в подготовке к концертам, конкурсам вытачивается воля и сильный характер. В общении с певцами-соратниками, дружба и умение слушать и слышать, выходят в систему важных ценностей жизни. Заботясь о младших, развивается качество учителя-наставника. Ребенок учится общаться и не бояться внешнего мира. А знакомство с хоровыми партитурами, которые несут в себе упоительный мир, полный чувств, полета фантазии, удивительных и ни на что непохожих интонаций и созвучий, позволяет и призывает молодые умы и души к мечте.

Мечтающие и фантазирующие дети свободны от условностей. В голове у них тысяча идей и планов! И, что самое важное, они готовы к самовыражению, они не боятся нашего мира, они чувствуют, видят смыслы и беззаветно любят эту жизнь. А искусство и хоровой коллектив, навсегда остаются в детских сердцах и бережно хранятся в душах, помогая и ведя по жизни теплым и ярким огнем.

 

 

Список используемой литературы:

  1. В.А.Сухомлинский «О воспитании»
  2. Г.А.Струве «Школьный хор»
  3. И.Стулов «Хоровой класс. Отношение к обучению»

 

 

QR Code