Гендерная педагогика в России делает лишь первые шаги, даже сам термин до недавнего времени мало кому был известен. Сейчас, по сравнению с прошлым десятилетием, образование отходит от бесполой педагогики, но учет половых различий происходит в трактовке преимущественно психофизиологической. Психологи отмечают, что кроме постоянной естественно отличающейся системы воспитания будущих мужчин и женщин есть период у мальчиков (11-12 лет), когда происходит их психологическая идентификация с образом «я – мужчина».
Можно предположить, что совместное воспитание, усложняя процесс идентификации, может быть одной из причин наблюдаемого роста массовой феминизации мужчин, их инфантилизма в выполнении социальной мужской роли мужа. Смешанное воспитание и отход от принципов раздельного обучения меняет половую ориентацию, делая ее смешанной: маскулинизирует, омужествляет женщину и феминизирует мужчину. Так что, падение нравственности может быть напрямую связано с недооцениванием гендерных особенностей развития и смешанным воспитанием в образовательных системах.
В настоящее время физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и девочек. Педагоги на протяжении последних нескольких лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода. Однако в большинстве все воспитание, ориентировано на «условного» ребенка, а не на мальчика или девочку: те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.
В учебные, игровые, сюжетные, тренирующие занятия в младших классах, крайне важно включать занятия, основанные на гендерных особенностях детей. Структура таких занятий обычна, а вот их содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков — это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек — развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости.
Этот подход осуществляется двумя способами организации занятий. Первый способ – занятия проводятся один раз в неделю раздельно для мальчиков и для девочек. На этих занятиях целесообразно обучать упражнениям, требующим разных методических подходов для мальчиков и девочек, и заниматься теми видами деятельности, которые вызывают интерес у данной группы детей (например, с мальчиками – присядки и силовые упражнения, с девочками – упражнения не гибкость и грацию). Занятия для девочек строятся в основном на методике игрового стретчинга, игроритмики и игропластики. У мальчиков же преобладают силовые упражнения, подготовка к трюкам.
Второй способ – занятия проводятся совместно, но часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия. Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности. В подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание.
На протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек.
Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я — девочка», «Я — мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.
На таких занятиях используются следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:
- Различия в подборе упражнений: только для мальчиков или только для девочек.
- Различия в дозировке (например, девочки выполняют движение или упражнение 5 раз, а мальчики 10 раз).
- Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
- Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики — медведи, а девочки — пчелки).
- Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков требовать большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек мы добиваемся больше пластичности, выразительности, грациозности).
- Расстановка и уборка инвентаря (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий, а мальчики небольшими группами — тяжелое оборудование).
- Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).
- Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
- Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды движений
Следует также помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности. Педагог должен научиться видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим.
Следовательно, можно сделать следующие выводы: мальчикам свойственно стремление к лидерству, склонность к риску, энергия, активное поведение, независимое от группы мнение. Девочкам свойственны чувствительность, общительность, добросовестность и старательность, уверенность в себе без склонности к лидерству и риску, доверие к авторитетам, терпение.
Природа хореографического коллектива, основанная на коллективных действиях, включающая органический синтез пластических, музыкальных, изобразительных и других средств художественной выразительности, создает реальные предпосылки развития различных качеств детей — как художественно-эстетических, так и нравственных. Но при этом следует учитывать гендерные особенности в воспитании и обучении ребенка на всех уроках хореографии.
Целенаправленная педагогическая деятельность педагогов по формированию определенных черт и качеств ребенка должна быть всегда ориентирована на определенную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбираться определенные средства и методы воспитательного воздействия. Это поможет дать гармоничное развитие ребенка (согласие интеллекта и чувств, умственных и физических качеств, раскрепощенности и осознанной дисциплины и т.д.).
Литература
- Абакумова, А.Г. Педагогические условия формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях по хореографии [Текст] / А.Г. Абакумова // Известия ВГПУ, 2017. – № 7. – С. 54-58.
- Виноградова, Н.А. Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Сфера, 2015. – 320 с.
- Гендерное образование: Учебное пособие [Текст] / под ред. Л.И. Столярчук. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2014. – 386 с.
- Харлова, Е.Л. Гендерный подход к организации учебновоспитательного процсса в системе дополнительного образования детей [Текст] / Е.Л. Харлова // Вестник ун-та Росс. Акад. образования, 2013. – № 1. – С. 120-125. с.
- Чурашов, А.Г. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии: диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук [Текст] / А.Г. Чурашов. – Челябинск: ФГБОУ ВПО ЧГПУ, 2013. – 139 с.
- Шелухина, И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.П. Шелухина. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.