header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КЛАССА ОБЩЕГО КУРСА ФОРТЕПИАНО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ.

6 сентября, 2023
QR Code

Черкасова Ирина Александровна. Концертмейстер.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЛАНЦЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Преобразования современного мира кардинально меняют требования к качеству образования. Современное эстетическое образование и воспитание подрастающего поколения должно не просто удивлять и радовать красками, но и готовить личность нового типа: раскрепощённую, прагматичную, независимую от шаблонов, умеющую комбинировать полученные знания из всех сфер наук. Великий философ, теоретик музыки и учёный Востока Аль Фараби уже в средневековье обращал внимание на такие важные аспекты в обучении, как развитие интеллекта, системность и прочность приобретаемых знаний; формирование у детей способностей, которые они впоследствии смогут применять в своей будущей профессиональной деятельности [1, с. 174].

Проблема профессиональной музыкальной подготовки учащихся включает в себя два взаимосвязанных фактора – эстетическое и общемузыкальное воспитание, и развитие и формирование определённых навыков. Здесь речь идёт как о формировании soft skills («мягких» навыков), так и о hard skills («твёрдых навыков»). У учащегося, который получает музыкальное образование, приобретёнными soft skills являются развитие креативности, творчества, эмоционального интеллекта, умение держаться на публике. Примером hard skills могут стать те навыки, которые помогут в дальнейшем продолжить своё профессиональное образование. К ним относится формирование основных навыков звукоизвлечения у учащихся  в классе общего курса фортепиано.

В профессиональном музыкальном образовании предмет обязательное фортепиано введён в курс обучения по всем специальностям: народное, духовое, струнное, вокальное, хореографическое отделения. Урок проводится в форме индивидуального занятия. В ходе образовательного процесса педагогу необходимо грамотно выстраивать личностно-ориентированную траекторию обучения исходя из физических, психологических, возрастных  особенностей учащегося с обязательной опорой на специфику профилирующего инструмента.

Методы обучения игре на фортепиано в классе «общего курса фортепиано» у  учащихся отделения народных инструментов несколько отличаются от методов обучения игре на этом инструменте в специальном курсе музыкальных школ, несмотря на общность основных принципов той и другой работы. Задачи пианистического развития более ограничены, чем в специальном курсе, что связано с определёнными возрастными особенностями учащихся, уровнем их первоначальной музыкальной подготовки (или её отсутствием), а главное, спецификой профилирующего инструмента и характером дальнейшей специализации. «Ограниченные сроки требуют от преподавателя  фортепиано поисков наиболее рациональных методов обучения. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы ученики не только научились играть на инструменте, но и усвоили сущность тех или иных приёмов работы над произведением» [2].

Зарубежная и отечественная фортепианная педагогика базируется на таких именах, как Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер, А. Алексеев. Современное преподавание сочетает  традиционные методики А. Артоболевской, Е. Гнесиной, А. Николаева, Л. Баренбойма, Г. Жолымбетовой и интенсивные – А. Исенко, Т. Смирновой. Активно используются «занимательные» методики М. Никольской, Г. Богино, Г. Хохряковой.

Руководствуясь наработками музыкантов-методистов, опираясь на опыт своих коллег и свой собственный, можно выделить основные направления в работе над формированием навыков звукоизвлечения:

— развитие аппликатурных навыков;

— развитие технических навыков;

— развитие слуховых навыков.

Навык, согласно словарю русского языка, есть «умение, приобретенное упражнениями, созданное привычкой» [3]. Иными словами, навык есть способность деятельности, сформированная путём повторения и доведённая до автоматизма. Звукоизвлечение – вокально-речевое интонирование. Навыки звукоизвлечения при игре на фортепиано – набор определённых физических движений, способствующих воспроизведению звуков различного качества.

Навыки образуются в результате упражнений: целенаправленных систематических повторений определённых движений. При грамотном подборе упражнений изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Для формирования и закрепления мышечных действий требуется довольно продолжительное время, поэтому наиболее прочными являются навыки, полученные в детстве.

Развитие аппликатурных навыков

Аппликатурные правила охватывают весь процесс обучения игре на фортепиано. Рациональное, естественное её использование позволяет исполнителю минимально затрачивать физическую энергию в процессе исполнения музыкального произведения. Следует особо отметить, что аппликатура  (порядок пальцев) на разных инструментах имеет отличия. При игре на фортепиано применяется классическая аппликатура: большой палец (1), указательный (2), средний (3), безымянный (4), мизинец (5). У домристов, скрипачей, гитаристов, духовиков иное обозначение: большой (б), указательный (1), средний (2), безымянный (3), мизинец (4). Немаловажным является тот факт, что в силу особенностей каждого инструмента, учащиеся владеют аппликатурными навыками только для левой руки, тогда как правая рука выполняет совершенно иные функции.

Задача преподавателя общего курса фортепиано – помочь учащемуся найти контакт с фортепианной клавиатурой, развить и закрепить аппликатурные навыки, сохранив при этом природную свободу игрового аппарата и учитывая  специфику родного для ребёнка инструмента.

Навык может быть сформирован:

— через простой показ;

— через объяснение;

— через сочетание показа и объяснения.

В фортепианной практике используются все три метода, но наиболее эффективным и распространённым считается последний. «Ещё И.С. Бах считал этот метод наиболее целесообразным в процессе занятий с учениками. Он «…начинал с практического показа за инструментом, не отягощая юные умы большим количеством правил. Великий мастер не любил абстрактных объяснений, пустого теоретизирования и предпочитал всему этому наглядный показ» [4, с. 150].

Можно предложить ученику сыграть гамму До-мажор той аппликатурой, которую он считает для себя удобной. Вариантов может быть множество. Далее – ваш вариант исполнения. Такой метод позволяет показать и объяснить ребенку, насколько удобно и просто пользоваться предложенной аппликатурой.

Следует отдельно отметить, что достижение данных целей связано с определённым звуковым результатом, критерий которого должен постоянно находиться в слуховом поле учителя. Работа над организацией аппликатурных навыков должна проходить параллельно с осознанием и умением пользоваться средствами музыкальной выразительности начиная с первого урока обучения игре на фортепиано.

Таким образом, знание аппликатурных правил ставит перед исполнителем не только  технологические, но и художественные задачи. Работа над освоением аппликатурных правил способствует целостному подходу к проблемам фортепианной техники и исполнительских проблем, что, несомненно, предполагает высокие требования к осознанности исполняемого произведения и соответствует главным задачам музыкальной педагогике.

 

Список использованных источников

  1. Давлетова А.А., Бейсембаева Г.Б. Становление и развитие профориентационной работы в Казахстане//Успехи современного естествознания. – 2015. №3 – с. 174-175.
  2. Трофимова А.В. Обучение игре на фортепиано с основой на специфику профилирующего инструмента. Международная онлайн-конференция учителей по обмену педагогическим опытом, Киров, 2020г. Электронный ресурс https://schoolstars.ru/2020-1933.
  3. Словарь русского языка: в 4-х томах. / РАН, ин-т лингвистических исследований, под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999 г.
  4. Трофимова А.В. Работа в классе «Общего курса фортепиано» // сборник статей «Теория и практика исполнительского искусства»; выпуск 1, Петропавловск, 2020 г. – 210 с.
Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram