Черкасова Ирина Александровна. Концертмейстер.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЛАНЦЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Преобразования современного мира кардинально меняют требования к качеству образования. Современное эстетическое образование и воспитание подрастающего поколения должно не просто удивлять и радовать красками, но и готовить личность нового типа: раскрепощённую, прагматичную, независимую от шаблонов, умеющую комбинировать полученные знания из всех сфер наук. Великий философ, теоретик музыки и учёный Востока Аль Фараби уже в средневековье обращал внимание на такие важные аспекты в обучении, как развитие интеллекта, системность и прочность приобретаемых знаний; формирование у детей способностей, которые они впоследствии смогут применять в своей будущей профессиональной деятельности [1, с. 174].
Проблема профессиональной музыкальной подготовки учащихся включает в себя два взаимосвязанных фактора – эстетическое и общемузыкальное воспитание, и развитие и формирование определённых навыков. Здесь речь идёт как о формировании soft skills («мягких» навыков), так и о hard skills («твёрдых навыков»). У учащегося, который получает музыкальное образование, приобретёнными soft skills являются развитие креативности, творчества, эмоционального интеллекта, умение держаться на публике. Примером hard skills могут стать те навыки, которые помогут в дальнейшем продолжить своё профессиональное образование. К ним относится формирование основных навыков звукоизвлечения у учащихся в классе общего курса фортепиано.
В профессиональном музыкальном образовании предмет обязательное фортепиано введён в курс обучения по всем специальностям: народное, духовое, струнное, вокальное, хореографическое отделения. Урок проводится в форме индивидуального занятия. В ходе образовательного процесса педагогу необходимо грамотно выстраивать личностно-ориентированную траекторию обучения исходя из физических, психологических, возрастных особенностей учащегося с обязательной опорой на специфику профилирующего инструмента.
Методы обучения игре на фортепиано в классе «общего курса фортепиано» у учащихся отделения народных инструментов несколько отличаются от методов обучения игре на этом инструменте в специальном курсе музыкальных школ, несмотря на общность основных принципов той и другой работы. Задачи пианистического развития более ограничены, чем в специальном курсе, что связано с определёнными возрастными особенностями учащихся, уровнем их первоначальной музыкальной подготовки (или её отсутствием), а главное, спецификой профилирующего инструмента и характером дальнейшей специализации. «Ограниченные сроки требуют от преподавателя фортепиано поисков наиболее рациональных методов обучения. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы ученики не только научились играть на инструменте, но и усвоили сущность тех или иных приёмов работы над произведением» [2].
Зарубежная и отечественная фортепианная педагогика базируется на таких именах, как Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер, А. Алексеев. Современное преподавание сочетает традиционные методики А. Артоболевской, Е. Гнесиной, А. Николаева, Л. Баренбойма, Г. Жолымбетовой и интенсивные – А. Исенко, Т. Смирновой. Активно используются «занимательные» методики М. Никольской, Г. Богино, Г. Хохряковой.
Руководствуясь наработками музыкантов-методистов, опираясь на опыт своих коллег и свой собственный, можно выделить основные направления в работе над формированием навыков звукоизвлечения:
— развитие аппликатурных навыков;
— развитие технических навыков;
— развитие слуховых навыков.
Навык, согласно словарю русского языка, есть «умение, приобретенное упражнениями, созданное привычкой» [3]. Иными словами, навык есть способность деятельности, сформированная путём повторения и доведённая до автоматизма. Звукоизвлечение – вокально-речевое интонирование. Навыки звукоизвлечения при игре на фортепиано – набор определённых физических движений, способствующих воспроизведению звуков различного качества.
Навыки образуются в результате упражнений: целенаправленных систематических повторений определённых движений. При грамотном подборе упражнений изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Для формирования и закрепления мышечных действий требуется довольно продолжительное время, поэтому наиболее прочными являются навыки, полученные в детстве.
Развитие аппликатурных навыков
Аппликатурные правила охватывают весь процесс обучения игре на фортепиано. Рациональное, естественное её использование позволяет исполнителю минимально затрачивать физическую энергию в процессе исполнения музыкального произведения. Следует особо отметить, что аппликатура (порядок пальцев) на разных инструментах имеет отличия. При игре на фортепиано применяется классическая аппликатура: большой палец (1), указательный (2), средний (3), безымянный (4), мизинец (5). У домристов, скрипачей, гитаристов, духовиков иное обозначение: большой (б), указательный (1), средний (2), безымянный (3), мизинец (4). Немаловажным является тот факт, что в силу особенностей каждого инструмента, учащиеся владеют аппликатурными навыками только для левой руки, тогда как правая рука выполняет совершенно иные функции.
Задача преподавателя общего курса фортепиано – помочь учащемуся найти контакт с фортепианной клавиатурой, развить и закрепить аппликатурные навыки, сохранив при этом природную свободу игрового аппарата и учитывая специфику родного для ребёнка инструмента.
Навык может быть сформирован:
— через простой показ;
— через объяснение;
— через сочетание показа и объяснения.
В фортепианной практике используются все три метода, но наиболее эффективным и распространённым считается последний. «Ещё И.С. Бах считал этот метод наиболее целесообразным в процессе занятий с учениками. Он «…начинал с практического показа за инструментом, не отягощая юные умы большим количеством правил. Великий мастер не любил абстрактных объяснений, пустого теоретизирования и предпочитал всему этому наглядный показ» [4, с. 150].
Можно предложить ученику сыграть гамму До-мажор той аппликатурой, которую он считает для себя удобной. Вариантов может быть множество. Далее – ваш вариант исполнения. Такой метод позволяет показать и объяснить ребенку, насколько удобно и просто пользоваться предложенной аппликатурой.
Следует отдельно отметить, что достижение данных целей связано с определённым звуковым результатом, критерий которого должен постоянно находиться в слуховом поле учителя. Работа над организацией аппликатурных навыков должна проходить параллельно с осознанием и умением пользоваться средствами музыкальной выразительности начиная с первого урока обучения игре на фортепиано.
Таким образом, знание аппликатурных правил ставит перед исполнителем не только технологические, но и художественные задачи. Работа над освоением аппликатурных правил способствует целостному подходу к проблемам фортепианной техники и исполнительских проблем, что, несомненно, предполагает высокие требования к осознанности исполняемого произведения и соответствует главным задачам музыкальной педагогике.
Список использованных источников
- Давлетова А.А., Бейсембаева Г.Б. Становление и развитие профориентационной работы в Казахстане//Успехи современного естествознания. – 2015. №3 – с. 174-175.
- Трофимова А.В. Обучение игре на фортепиано с основой на специфику профилирующего инструмента. Международная онлайн-конференция учителей по обмену педагогическим опытом, Киров, 2020г. Электронный ресурс https://schoolstars.ru/2020-1933.
- Словарь русского языка: в 4-х томах. / РАН, ин-т лингвистических исследований, под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999 г.
- Трофимова А.В. Работа в классе «Общего курса фортепиано» // сборник статей «Теория и практика исполнительского искусства»; выпуск 1, Петропавловск, 2020 г. – 210 с.