header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Формирование навыков работы над полифонией в классе гитары (на примере произведений И.С.Баха).

8 июня, 2023
QR Code

Лопатина Ирина Григорьевна, старший преподаватель , Северо-Кавказский государственный институт искусств.

Конспект  открытого урока

 

На тему :  Формирование  навыков работы над полифонией в классе гитары

(на примере произведений И.С.Баха).

 

Подготовила и провела                                    ст. преподаватель  Лопатина И.Г.

 

Тип урока: комбинированный

Цель урока: систематизация и обобщение знаний о полифонической музыке и более глубокое её осмысление.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Формирование навыков полифонического мышления.
  2. Формирование практических исполнительских навыков –вырабатывать навык постоянного слухового контроля за звукоизвлечением.
  3. Учить рассказывать о музыкальных произведениях и их выразительных средствах.

Развивающие:

  1. Способствовать расширению кругозора обучающегося.
  2. Развивать внимание и контроль за правильностью аппликатуры при исполнении музыкальных произведений на гитаре.
  3. Развивать координацию движений.

4.Способствовать развитию образного мышления, воображения и  инициативы учащегося через поиск приёмов игры для воплощения художественного замысла музыкального произведения.

Воспитательные:

  1. Прививать художественный вкус и любовь к музыке.
  2. Воспитывать творческое сотрудничество ученика и педагога.
  3. Воспитывать совместные навыки игры в ансамбле.

Основные методы работы на занятии:

-словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов игры);

-практический (работа на инструменте);

-аналитический (сравнение и обобщение, развитие логического мышления);

-метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика);

-репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу педагога).

 

Методическое обеспечение:

  1. План занятия
  2. Ноты произведений:

И.С.Бах. Менуэт №7 (Соль мажор) из нотной тетради А.М. Бах (переложение для дуэта гитар, Ля мажор);

И.С.Бах. Менуэт II из сюиты для виолончели соло №1

 

 

Материально-техническое оснащение:

-Настроенные музыкальные инструменты (2 гитары)

-Стулья

-Пульт

-Регулирующаяся подставка под ногу гитариста

 

План урока.


  1. Организационный момент (2 минуты)
  2. Основной этап (35 минут)
  3. Работа с музыкальным материалом Менуэта №7 И.С.Баха из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» (30 минут)
  4. Исполнение Менуэта II из Сюиты №1 для виолончели соло И.С.Баха (5 минут)
  5. Определение задач домашней работы. (3 минуты)

 

Ход урока:

Подготовительный этап (2 минуты)

Задачи:

-Создать психологический настрой на учебную деятельность, комфортную рабочую обстановку и активизировать внимание обучающегося;

– Информация об истории создания тетради А.М.Бах;

Предварительная теоретическая работа ученика по подготовке к занятию: почитать историю создания «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; прослушать целиком виолончельную сюиту №1 И.С.Баха.

Преп: Добрый день!

Уч: Здравствуйте!

Преп: Над чем мы сегодня будем работать?

Уч: Мы продолжаем изучение Менуэта №7 из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».

Преп: Замечательно! А кто такая Анна Магдалена Бах?

Уч: Это жена композитора Баха. Она очень хорошо пела. И для неё и  своих детей Бах сочинял музыку, чтобы научить их играть на музыкальных инструментах. Эта музыка записывалась в тетради под названием «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».

Преп:  А когда  они были созданы?

Уч: Примерно триста лет назад.

Преп: Совершенно верно, во времена Баха. Тогда было заведено вести домашние альбомы. В них записывались и стихи, и пьесы.  Конечно в доме, где все занимались музыкой и сочиняли её, нужно было иметь альбом для записи музыкальных произведений. Тетрадей в семье Баха было несколько.  К примеру  во второй записаны целые циклы, известные под названием «Французские сюиты». Ты играешь Менуэт из какой тетради?

Уч: Из той, где более лёгкие пьесы – танцы, марши, вокальные сочинения, чтобы их петь в домашней обстановке.

Преподаватель: Вот и  мы с тобой на минуточку представим, что находимся в семье Баха, где каждый из детей играл на скрипке, или на флейте или на клавесине,  и ты  вместе с ними  музицируешь на гитаре.

(Просит учащегося продемонстрировать  выполненное практическое домашнее задание – сыграть наизусть  Менуэт №7 И.С.Баха.  Так как произведение изучается в  переложении для дуэта гитар, то прослушивание пьесы  происходит в виде исполнения учеником партии первого голоса).

(Исполнение учеником партии первого голоса)

Преп: Молодец, замечательно! На данный момент ты достаточно свободно владеешь текстом наизусть, ты преодолела первый этап изучения этой музыки. Подобно созданию художником картины, когда он грунтует холст, чтобы лучше ложились краски.  Ноты все сыграны правильно, но музыкальная ткань ровная, плоская. И наша с тобой задача её оживить,  наполнить смыслом и выразительностью.

Форма произведения:

Преп: Давай уточним, сколько  частей в этом менуэте?

Уч: Три.

Преп: Согласна. Явные  элементы трёхчастности с отчётливой репризой, повторяющей второе предложение первого колена. Благодаря этому получается своего рода форма Da capo, – среднюю часть (17-32 т.) можно исполнять p – противопоставляя её крайним частям mf.

Элементы трёхчастности проявляются и в тональном  плане, в котором первое предложение срединного периода звучит в параллельном миноре.

Тональный план :

Часть I: тональный план очерчен аккордами   A dur, его субдоминанты (D dur) и доминанты (E dur).

Часть II: f# moll-c# moll (первые 8 тактов второго периода);

второе и третье предложение части 2 – это возврат в круг основных аккордов тональности A dur  (A dur- D dur- E dur-A dur).

Динамический план:

Преп: Сейчас мы сыграем первую часть – это период, состоящий из двух предложений.  Задание такое– определить её кульминацию.

(Исполняется первый период.)

(Выявляется, что его кульминация в конце периода –  это  такты 13-16.  Это будут самые значимые по громкости такты, подобно выводу в конце предложения.)

Преп: Какую  особенность динамики ты заметила  в тактах 1-4?

Уч: Я заметила, что первые два такта звучат на  mf, а третий и четвёртый такты – резко на  p.

Преп: Очень хорошо, что ты это заметила. Этот динамический приём был весьма характерным для инструментальной музыки баховского времени – противопоставление «форте» и «пиано» при повторном проведении одного и того же мотива. Подобный эффект «эхо»  ведёт своё происхождение от различных по силе мануалов (клавиатур для рук) клавесина или органа.

Давай попробуем сыграть первые 4 такта  вместе.

(Играют первые 4 такта)

Преп: А ты заметила, что твоя тема, которая построена по звукам тонического трезвучия, в несколько изменённой конфигурации звучит и у меня во втором голосе? (Ответ ученика) Такое повторение темы в другом голосе называется имитацией. Это основной способ развития темы в  произведениях полифонического склада. Имитацию необходимо подчеркнуть не только громкостью, но и тембрально.

Как звучит  твой голос? Какой он? (преподаватель демонстрирует).

Уч: Он  звучит звонко, светло.

Преп: А второй? (играет фрагмент).

Уч: Второй звучит более приглушённо, бархатно.

Преп: Да, как будто   переговариваются  скрипка и виолончель (показ). Примени творческую фантазию, на что ещё похож этот диалог голосов?

Уч: На пение высокого женского голоса  и низкого мужского баса.

Преп: Согласна. Попробуем сыграть этот фрагмент вместе и представить, что первые два такта звучат близко, а их повторение – далеко.

(Играют дуэтом такты 1-4)

Преп: Скажи пожалуйста, в нашем исполнении кто был главный?

Уч: Я думаю, что оба голоса были главными.

Преп: Молодец, верно. Такое изложение музыкального материала называется полифонией (поли-много, фон-голос.)    Полифония – это не просто многоголосие, это такая  особая техника, где каждый из голосов главный, нет главного и подчинённого, все голоса равноправны и каждый ведёт свою мелодию. Давай ещё раз сыграем вместе первую часть Менуэта, но при этом ты, исполняя свою партию, будешь очень внимательно слушать и мою партию.

(Исполняется первая часть Менуэта дуэтом)

Преп: Молодец, слушала хорошо. Но мне кажется, что не хватает в нашей игре какой-то тонкости, характерности в каждом голосе. Скажи пожалуйста, что представляет собой танец менуэт?

Уч: Я прочитала, что Менуэт –это  старинный французский парный танец, переводится как «маленький шаг». Исполнялся  на балах, но и дома тоже его танцевали.    Одежда женщин была пышной, поэтому двигались они не быстро.

Преп: А какие были движения в этом танце?

Уч: С поклонами, кружением, реверансами.

Преп: Совершенно верно. Поэтому и музыка должна была отображать характер этих движений- плавность поклонов и низких приседаний.

Давай определимся, этот характер мы будем выражать какими штриховыми вариантами? Верхний голос певучий или более отрывистый? (Преп. играет)

Уч: Певучий, выразительный.

Преп: Значит восьмые в твоём голосе будем играть legato. И ещё мы помним, что музыка отражает плавные поклоны и низкие приседания, значит будем соблюдать лиги. Подчеркнём сильные  доли такта и смягчим слабые. А ноты, которые  в тексте остались  без лиги, как их будем исполнять?

Уч: Будем играть отдельно, но не очень – non legato.

Преп: При этом следим за правильной постановкой правой руки – извлекаем звук со струны левым боком подушки пальца (под углом 45%), глубокое тирандо, добиваясь певучего, округлого звука.

Преп: А второй голос, контрастирующий с твоим, чтобы он был более выпуклым, объёмным, более самостоятельным, какими штрихами будем играть?

Уч: Наверно не очень связно- non legato?

Преп: Верно. И я буду использовать тембр басовых  струн – он более соответствует характеру мужского начала.

Преп: Попробуем сыграть весь Менуэт полностью, применяя выбранные нами штрихи, соблюдая лиги и динамические оттенки, не забываем о кульминациях. Глядя в нотный текст, ты можешь показать, где кульминация второй части?

Уч: Да. Это третья строчка второй части ( такты 25-28).

Преп: Правильно. Итак, играем весь  Менуэт , но при этом обращаем  внимание, на то, что:

во второй части происходит изменение тональности;

-соответственно происходят изменения характера и мелодического движения. Она становится более нежной и  мягкой;

-в тактах 29-30 встречается скрытое двухголосие, поэтому необходимо выделить первую долю такта, а вторую и третью представить вторым планом – сыграть тише. Давай вспомним этот фрагмент и сыграем так: ты играешь длинно ноты, приходящиеся на первые доли, а я буду исполнять ноты, приходящиеся на вторую и третью доли такта.  (Играют на два голоса  фрагмент со скрытым двухголосием в первой партии менуэта(такты 29-32).

 

Исполняют Менуэт полностью, сознательно применяя на практике полученные во время урока знания.

 

Преп: Молодец! Скажи пожалуйста, что ещё из музыки И.С.Баха ты играешь?

Уч: Ещё один менуэт, который нужно будет исполнить на сцене.

Преп: Я попрошу тебя его исполнить с первого раза, как на концерте. Но не забываем, что этот Менуэт не предназначен для танцев, а он более для слушания. Будешь ты играть его быстро?

Уч: Нет.

Преп: К тому же он минорный, грациозный, несколько застенчивый. Играть его надо особенно сосредоточенно, чтобы передать смысл звуков. Помни о символичности, заложенной в мотивах. Ведь  в Сюите, в которую включён этот танец скрыт    смысл предопределения жизненного пути  Иисуса Христа. В самом начале звучат интонации  «Предопределения воли Господней» («Что Господь делает-то во благо») и «Креста». Поэтому каждую интонацию нужно проговорить. В окончании звучат три септаккорда- это символ «Креста Господа». Не смотря на то, что в этом фрагменте восьмые звучат как бы на одном дыхании,  их нужно исполнить значительно, без суеты.

 

Исполняется Менуэт II из сюиты для виолончели соло №1

 

Заключительный этап (3 минуты)

Задачи:

  • Обобщение полученных знаний, выводы.
  • Домашнее задание.

 

Преп: Ну что ж, ты прекрасно потрудилась. И домашнее задание для тебя будет следующим:

  1. Менуэт №7  играть полностью с применением динамических оттенков и с соблюдением кульминаций.
  2. Добиваться певучей манеры игры.
  3. Следить за правильностью постановки правой руки и учиться извлекать звук глубоким тирандо.
  4. Менуэт Ре-минор исполнять, представляя, что играешь перед полным залом слушателей, добиваясь состояния концертного исполнения. Назначать самой себе время исполнения, готовить стул, подставку, инструмент. Начинать  с выхода, концентрации и погружения в исполняемую музыку и  играть с первого раза.

5.Хорошо, если ты будешь каждый вечер записывать свою игру на диктофон, после чего прослушивать это исполнение, с последующим анализом: то есть глядя в нотный текст, отмечать карандашом ошибки для их исправления.  Это позволит тебе ещё  лучше подготовиться к концертному выступлению.

 

Преп:  Благодарю за работу. Плодотворных домашних занятий. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Великовский А. «Великие музыкальные эпохи»
  2. Денисов В. «Трактовка и исполнение сюит Баха» -Пенза, 2010
  3. Кузин Ю.П. «Азбука гитариста»-Новосибирск, НМК-1999
  4. Кузнецов В. «Иоганн Себастьян Бах. Транскрипции для одной, двух и трёх гитар»-Композитор, Санкт-Петербург, 1999
  5. Майкапар А.Е. «Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».-М., Музыка, 1972
  6. Монастыршина Ю. «Стиль барокко в детском фортепианном репертуаре»
  7. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» – М., 1958
  8. Носина В. Б. “Символика музыки Баха”, Классика-XXI в., -2021
  9. Овчинников С. « О некоторые аспектах интерпретации Сюит для виолончели соло И.С.Баха» -статья.
  10. Ройзман Л.И. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»-М., «Музыка», 1972

11.Руднев С. «И.С.Бах. 20 лёгких пьес с табулатурами»-М.: Guitar College, 2004

  1. Соколов И. «Точка золотого сечения в классической музыке».

 

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram