header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

« Фактура и штриховка в рисунке. Живописный рисунок»

3 декабря, 2022
QR Code

« Фактура и штриховка в рисунке. Живописный рисунок»
ГБУДОСО «Верхнесалдинская детская школа искусств»,
г. Верхняя Салда, преподаватель рисунка и живописи
Углова Светлана Геннадьевна
Аннотация: Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учётом ФГТ требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», и содержит следующие задачи:
– Приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира.
– Формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических творческих задач.
-Формирование навыков передачи материальности и фактур предметов.
В своей статье хочу поделиться своим опытом работы, как мы с учениками решаем поставленные задачи в данной программе, как с помощью простого карандаша можно передать фактуры поверхностей.
Ключевые слова: Фактура, текстура, графические средства, штриховка, наблюдать, линия.
1. Линия и штриховка в рисунке.
2. Знакомство с различными графическими приёмами для передачи различных текстур.
3. Творческий натюрморт.
4. Учебный (академический) натюрморт.
5. Живописный рисунок.
1) Линия и штриховка в рисунке.
Штриховка в рисунке имеет немалое значение. Поэтому умение рисовать форму предмета и передачи её объёма, ученик должен передавать фактуру поверхности или материальности предмета. Даже самый простой контурный рисунок имеет свои текстуры. Азами азов рисунка являются линии и штрихи. Линии в рисунке формируют контур объектов, а штрихи образуют их тональность, создавая иллюзию светотени, объема и пространства. Теперь поподробнее разберемся в понятиях. Линия – это прямая, ломаная или кривая, условно не имеющая толщины. В рисунке линия способна отобразить видимые контуры объекта, создать ощущение объема, формировать иллюзию пространственность и подчеркивать наиболее контрастные участки. Достигается это за счет характера линии: ее формы, толщины и насыщенности. Штрих – это линия, формирующая визуальный объем объекта и пространство вокруг него в рисунке. В классическом (академическом) рисунке штрихи наносится по форме изображаемых объектов. Множество упорядоченных штрихов формируют тон в рисунке.

В 1классе выполняются ряд упражнений для передачи разнообразных линий и штрихов.
2) Знакомство с различными графическими приёмами для передачи различных текстур.
Мы живём в мире, заполненным разнообразием форм, текстур и поверхностей. Даже самый простой контурный рисунок имеет свои текстуры. Мы признаём, объект не только по его конкретной форме, но и по его текстуре его поверхности. Вещи гладкие, грубые, мягкие или жёсткие.
В наших рисунках мы должны создать иллюзию поверхностных текстур.
Фактура – это характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность…
Текстура – видимый рисунок поверхности
( текстура древесины, ткани, мрамора…)
Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение натуры. Наблюдение является здесь ключевым.

1 года обучения: работа выполняется по воображению.

2 года обучения: работа с натуры.
3) Творческий натюрморт.
Я предлагаю поэкспериментировать с текстурой. Применить все полученные знания и навыки.
2 класс: Составить натюрморт из предложенных предметов. Выбрать их масштабность, интересно подобрать ритм расположения предметов. Дополнить свою композицию деталями и драпировками. Используя различные технические приёмы передать материальность предметам. Целостность восприятия всего натюрморта.

Предложить учащимся шаблон натюрморта. Используя различные технические приёмы передать материальность предметам. Грамотно сочетать фактуры. Целостное восприятие всего натюрморта.

3 класс. Тематический натюрморт « Осень».
Составить натюрморт из овощей и фруктов с натуры. Найти наиболее удачное расположение предметов различной величины и формы, разной тональности на листе заданного формата, срифмовать формы и пятна. Использовать различные приёмы графики.

Натюрморт на заданную тему: «Чаяпитие»

Возможность самостоятельно выбрать изображение и технические приёмы, стимулируют творческую мысль, память, воображение, формирует художественное мышление.
4) Учебный (академический) натюрморт.
В академическом рисунке есть свои традиции в плане штриховки. Академический рисунок – это мастерство по передаче объема и фактуры при помощи светотени. Наша цель в рисунке передать не только форму о объём предметам, но и прозрачность стекла, мягкость меха, твёрдость металла… Чтобы добиться успеха, мы должны « чувствовать» особые качества этих материалов и чем они оличаются, а так же применить технические приёмы для передачи материальности. Картина может быть точно задумана и скомпонована, но это – не законченная картина, пока не добавлены детали, формы и текстуры. Культура шриха, штрих по форме предмета.

Работы учащихся предвыпускных и выпускных классов.

5) Живописный рисунок.
Живописный рисунок – это свободный полёт штриха, живое и разнообразное и рзнообразное движение теней, резкие удары и тоньчайшие переходы. Всё работает на образ и выразительность. Здесь техника выдвигается на первый план, именно технические приёмы придают рисунку отличительные черты. В живописном рисунке уместно всё: и линия, и затирание, плавные растяжки, и случайные эффекты, и откровенная чернота. В таких заданиях, учащиеся применяют все свои знания и умения полученные за годы обучения.

Работы учащихся предвыпускных и выпускных классов.

Список литературы:
1.zaholstom.ru
Сайт художника Алексея Епишина
2. Паранюшкин Р.В. Техника рисунка – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 186, (Школа изобразительного искусства)
3. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник – М.: Эксмо, 2010.- 480.:ил.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram