header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Ежедневная практика музыканта

19 августа, 2022
QR Code

Управление образования администрации
Надеждинского муниципального района Приморского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного обзывания «Центр детского творчества «Ровесник»
Надеждинского района»

Методическая рекомендация
«Ежедневная практика музыканта»

Сафончик Елена Сергеевна
Педагог дополнительного образования классической гитары

п. Раздольное
2022
Предисловие

Когда мы хотим изучить и разобраться в любой сложной области, в которой много элементов, например, музыка, то нам хочется всё и сразу. От этого в голове формируется кашеобразная информация, которая очень мешает развиваться.
Исправить ситуацию может только системный подход к обучению. В том числе система самообразования. Занимаясь, даже регулярно, но неправильно, тратится очень много времени, а результат минимальный.
К любому процессу обучения нужно относиться творчески. То есть нужно следить за собой, как идет развитие. Некоторым что-то дается проще, кому-то нет. Другими словами нужно научиться учиться. У себя. Наблюдать, как отвечают руки, как отвечает голова. Кто умеет учиться, у того всё идет проще и стабильнее. Соответственно быстрее.
При правильно выстроенном графике обучения и должном подходе сразу растет польза от занятий и их эффективность, даже с меньшими затратами времени.
Исходя из моего опыта погружения в область музыки с целью получения знаний и навыков, и практики преподавания игры на гитаре в сфере дополнительного образования, были составлены данные методические рекомендации.
Да, занятия музыкой могут вызывать определенные трудности. Однако есть универсальный порядок для получения музыкальных знаний и навыков, который нужно будет подстроить под себя, свои способности, согласовать со своим личным ритмом жизни и возможностями. Конечно, на практике существуют фундаментальные отличия между занятиями, например, на пианино и на гитаре, но от этого принципы эффективной техники занятий не меняются. В данных методических рекомендациях представлены конкретные советы по ежедневным занятиям.

Я рекомендую использовать данные методические рекомендации музыкантам всех специальностей, учащимся не только музыкальных школ, школ искусств, центров творчества, колледжей, но педагогам, просто любителям, а также и тем, кто занимается самообразованием в области музыки и музыкальных инструментов.
Итак, каждодневная практика музыканта:

Первое.
Утром 15 минут:
Спеть мелодию с листа (взять учебник по сольфеджио, например, Ладухина Н. М. или любой другой. Для начинающих – начать с двух нот).
Написать нотный диктант (сразу после пропевания. Можно использовать специальные программы, например https://musicacademy.app/ru/melodic-dictation . Или другие. Начинать с трёх нот. Когда диктант на три ноты будет получаться с первого раза без ошибок, то можно добавить еще одну ноту. И так далее).
Если пение с листа и написание диктанта занимает меньше 15 минут, то всё это можно выполнить дважды.

Второе.
15 минут в любое время в течение дня. Развитие ступеневого слуха.
Послушать и определить интервал. Можно использовать специальные программы, например https://musicacademy.app/ru/interval-ear-training .
Послушать и определить ступени лада на слух. Можно использовать специальные программы, например https://musicacademy.app/ru/scale-ear-training . Можно их пропеть.
Учить все интервалы сразу не имеет смысла. Только мучить себя. Мозг запоминает интервалы чрез циклы чередования ночного сна. Тогда слуховая информация заходит в долговременную память.
Третье.
Развитие мышления. Практика теории.
15 минут в любое время в течение дня на чтении главы из учебника по теории музыки (например, И. В. Способин. Элементарная теория музыки, В. А. Вахромеев. Элементарная теория музыки) либо просмотр урока из обучающего курса по теории музыки (https://4brain.ru/music/ или https://study-music.ru/course/sovremennaya-teoriya-muzyki-101/#component=course или https://pimaschool.ru/guitar_theory/ ).
15 минут в любое время в течение дня на практику по теории музыки. Это работа в рабочих тетрадях по сольфеджио ( Г.Ф. Калининой, например) или, например, Сборник олимпиадных заданий по теории музыки для старших классов ДМШ и ДШИ / Сост. Е.С. Долгалова (http://www.educentre.ru/images/deyatelnost/Izdatelstvo/2018/Dolgalova.pdf ), специальный практикум в онлайн колледже Study music (https://study-music.ru/course/praktikum-po-teorii-muzyki/#component=course ).

Четвертое.
Развитие чувства ритма
15 минут в любое время в течение дня без инструмента и под метроном проговорить, простукать, прохлопать ритм. Использовать учебные пособия по ритму. Общая теория: https://www.youtube.com/watch?v=ylA2WtMDfmY , упражнения: https://www.youtube.com/watch?v=tKIHyvfiKOw, обучающий курс: https://study-music.ru/vk/solfa-ritm/
Этой практикой можно заниматься через день, но тогда тратить на неё по 30 минут.

Пятое.
Изучать музыкальную литературу.
В любое свободное время в любом месте от 15 минут до бесконечности.
При этом лучше иметь перед собой партитуры, ноты, чтобы разбираться в элементах музыки. Работа с нотным материалом резко ускоряет рост в качестве музыканта, потому что музыка воспринимается не только ушами, но и глазами. В процессе изучения музыкальной литературы полезно составить хронологию исполнителей (солистов или групп) – в мировой музыке либо музыки в определенном стиле. При этом инструменталисты слушают музыку по инструментам: гитаристы – гитарную музыку соответственно. От зарождения гитарной музыки до современности. Чтобы впитать культуру звука, музыки, композиции. Словами это никто не сможет донести. Но и мировую музыку, в разных стилях, в смежных областях (ансамбли, оркестр, песни) необходимо слушать.
Для этой практики можно создавать себе плейлист в телефоне или записать музыку на любой носитель.
Для гитаристов рекомендую серию фильмов Александра Куинджи. Во второй половине каждого фильма есть хит-парад музыки того времени, о котором шла речь в фильме:
ИСТОРИЯ ГИТАРЫ | ШЕСТИСТРУННЫЙ ВЕК #1 | НАЧАЛО ИСТОРИИ (Др Египет, Виуэла, Барокко, Торрес, Гибсон) https://www.youtube.com/watch?v=kNKuqUWtslA
ИСТОРИЯ ГИТАРЫ. ШЕСТИСТРУННЫЙ ВЕК #2 {1900-1909} ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД БУРЕЙ (Сеговия, Полет Шмеля, Гибсон)

ИСТОРИЯ ГИТАРЫ. ШЕСТИСТРУННЫЙ ВЕК #3 {1910 – 1919} ПЕСНИ СУРОВЫХ ЛЕТ (Барриос, джаз, Гаваи, танго)

ИСТОРИЯ ГИТАРЫ. ШЕСТИСТРУННЫЙ ВЕК #4 {1920 1924} ЭРА ДЖАЗА И РОЖДЕНИЕ БЛЮЗА

Шестое.
Техника игры на инструменте.
Чтобы расти как музыкант, работать над техникой нужно обязательно. Удалять здесь времени можно столько, сколько есть свободного. Отдельно работать над репертуаром, иметь какое-то произведение в работе, но на него тратить времени меньше, чем на работу над техникой игры.
Отдельно необходимо обратить внимание на ежедневное занятие гитарой. Как его построить.
Цель каждого занятия – эффективность, рост с каждым занятием, продуктивность.
Заниматься на гитаре необходимо строго ежедневно как минимум по 30 минут. Можно это время разделить на два подхода по 15 минут. Можно больше времени. Но нельзя: один раз в неделю, зато 3 часа. Если пропуск в занятии 1 день – это не страшно, но при пропуске в два или три дня тридцати минут занятия уже мало. Дело в том, что игра на гитаре – это моторика, как следствие – физиология. Тело запоминает, что делать и как правильно. Поэтому регулярность важнее, чем количество времени.
Итак, нужно поймать момент, когда удается усадить себя за инструмент.
Первые 5-7 минут играется упражнение для разогрева левой и правой руки (можно использовать следующие: https://www.youtube.com/watch?v=sRxAqTbTBVs&list=PLMQ3XHxKk_Cnw8fFwB3DzstndHJNon8U1&index=35 ). Эти же упражнения помогают отрабатывать технические моменты.
Далее уделяется время для изучения нового материала. Это могут быть партии в ритме или соло. 15-20 минут. Больше времени будет не так продуктивно. Лучше заниматься несколько раз в день.
Затем нужно проигрывать уже изученный ранее материал. Дорабатывать его, чтобы всё звучало без шероховатостей. Всегда можно сыграть увереннее, с другим характером, лучше. Цель – идеально.
А потом отдельно можно уделить время импровизации.

Седьмое.
Творческая практика.
То есть заниматься написанием музыки (хотя б 4 такта), сочинением песен, импровизацией на инструменте. Здесь только один важный момент – регулярность. Оценивать не нужно. Просто нарабатывать практику и опыт.

Все эти семь пунктов должны выполняться ежедневно. И сосредоточится необходимо на период 3-6 месяцев. С таким подходом через указанное время будет видимый результат. Далее можно брать следующие направления развития.

Успехов!

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram