header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

30 января, 2023
QR Code

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДИН ИЗ

ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

 

 Гаспарян Гаянэ Владимировна,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин,

МБУ ДО «Детская школа искусств №2 г. Астрахани»

 

Актуальность развития эмоциональной сферы личности определяется многими социальными потрясениями современности, в том числе проявляющимися в виде роста преступности, агрессивности и жестокости молодежи, душевной черствости. Ориентируясь на реальную социокультурную ситуацию в России, одной из главных задач воспитания необходимо признать развитие эмоциональной отзывчивости и воспитание культуры чувств для согласования их с рациональными свойств личности.

Эстетическое воспитание можно трактовать как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, возвышенное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты. Следовательно, обучение каждому предмету позволяет решать задачи эстетического воспитания:

– развивать чувства и осваивать опыт эмоционально-ценностного отношения к миру;

–  формировать эстетическое сознание, включающее в себя совокупность знаний по основам эстетики и культуры; формировать эстетический вкус, то есть «способность судить о красоте», по И. Канту;

– развивать потребности, мотивацию и способности к эстетически творческой деятельности.

Педагогическое целеполагание обязательно должно быть обращено к

 

эффективной деятельности. Примерами формулировок целей урока могут быть следующие:

– вызвать заинтересованность…;

–  пробудить любознательность…

– актуализировать познавательную потребность…;

–  закрепить уверенность в…;

– обеспечить переживание радости открытия истины;

– вызвать удивление (сомнение…, недоумение, например, в связи с парадоксальностью ситуации или явления);

– обеспечить осознание социальной значимости и общекультурной ценности изучаемого содержания;

–  сформировать стремление к глубокому освоению содержания;

– организовать целенаправленное изучение различных подходов (точек зрения, вариантов деятельности) с тем, чтобы вынести собственное суждение;

– создать условия для проявления убежденности, отстаивая тот или иной идеал (модель поведения);

– поддержать (стимулировать) устойчивое желание овладеть навыками.

Для обеспечения освоения содержания образования педагог обязан пробудить чувства в связи с учебной информацией, обеспечить не только познавательные, но и эмоциональные открытия. При проектировании уроков возможно применение следующих методических приемов, усиливающих эмоциональность процесса познания:

– дать оценку историко-культурного развития проблемы;

– показать социальную обусловленность появления и решения проблемы;

– представить отношение современников;

– описать трудности решения проблемы.

Большие возможности для развития эмоциональной отзывчивости содержатся в компонентах образовательной области «Искусство», включающей музыкальное и изобразительное искусство, а также учебного предмета «Литература» («Детская литература»). Само содержание этих дисциплин обращено к чувствам человека, поскольку искусство отражает не реальный факт действительности, а эмоциональное отношение к нему. Именно воспитание эстетической культуры как части духовной культуры человека является самым действенным средством, способным противостоять нравственной и духовной убогости, эмоциональной тупости, приземленности мыслей.

Широкие возможности эстетического воспитания предоставляет и внеурочная деятельность. В образовательной практике накоплен широкий арсенал разнообразных форм организации эстетического воспитания: спектакли, концерты, фестивали искусств, литературно-музыкальные лектории, конкурсы, выполнение групповых проектов и т. д.

Таким образом, эстетическое воспитание реализуется в процессе целостной системы профессиональной работы педагогов. Актуализация личностно-ориентированной, гуманистической модели образования обеспечивает развитие эмоциональной сферы личности, способности к сочувствию, сопереживанию чуткого отношения к людям и миру в целом, освоение достойной формы выражения эмоционального отношения и воспитание культуры высших человеческих чувств.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram