ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДИН ИЗ
ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
Гаспарян Гаянэ Владимировна,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин,
МБУ ДО «Детская школа искусств №2 г. Астрахани»
Актуальность развития эмоциональной сферы личности определяется многими социальными потрясениями современности, в том числе проявляющимися в виде роста преступности, агрессивности и жестокости молодежи, душевной черствости. Ориентируясь на реальную социокультурную ситуацию в России, одной из главных задач воспитания необходимо признать развитие эмоциональной отзывчивости и воспитание культуры чувств для согласования их с рациональными свойств личности.
Эстетическое воспитание можно трактовать как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, возвышенное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты. Следовательно, обучение каждому предмету позволяет решать задачи эстетического воспитания:
— развивать чувства и осваивать опыт эмоционально-ценностного отношения к миру;
— формировать эстетическое сознание, включающее в себя совокупность знаний по основам эстетики и культуры; формировать эстетический вкус, то есть «способность судить о красоте», по И. Канту;
— развивать потребности, мотивацию и способности к эстетически творческой деятельности.
Педагогическое целеполагание обязательно должно быть обращено к
эффективной деятельности. Примерами формулировок целей урока могут быть следующие:
— вызвать заинтересованность…;
— пробудить любознательность…
— актуализировать познавательную потребность…;
— закрепить уверенность в…;
— обеспечить переживание радости открытия истины;
— вызвать удивление (сомнение…, недоумение, например, в связи с парадоксальностью ситуации или явления);
— обеспечить осознание социальной значимости и общекультурной ценности изучаемого содержания;
— сформировать стремление к глубокому освоению содержания;
— организовать целенаправленное изучение различных подходов (точек зрения, вариантов деятельности) с тем, чтобы вынести собственное суждение;
— создать условия для проявления убежденности, отстаивая тот или иной идеал (модель поведения);
— поддержать (стимулировать) устойчивое желание овладеть навыками.
Для обеспечения освоения содержания образования педагог обязан пробудить чувства в связи с учебной информацией, обеспечить не только познавательные, но и эмоциональные открытия. При проектировании уроков возможно применение следующих методических приемов, усиливающих эмоциональность процесса познания:
— дать оценку историко-культурного развития проблемы;
— показать социальную обусловленность появления и решения проблемы;
— представить отношение современников;
— описать трудности решения проблемы.
Большие возможности для развития эмоциональной отзывчивости содержатся в компонентах образовательной области «Искусство», включающей музыкальное и изобразительное искусство, а также учебного предмета «Литература» («Детская литература»). Само содержание этих дисциплин обращено к чувствам человека, поскольку искусство отражает не реальный факт действительности, а эмоциональное отношение к нему. Именно воспитание эстетической культуры как части духовной культуры человека является самым действенным средством, способным противостоять нравственной и духовной убогости, эмоциональной тупости, приземленности мыслей.
Широкие возможности эстетического воспитания предоставляет и внеурочная деятельность. В образовательной практике накоплен широкий арсенал разнообразных форм организации эстетического воспитания: спектакли, концерты, фестивали искусств, литературно-музыкальные лектории, конкурсы, выполнение групповых проектов и т. д.
Таким образом, эстетическое воспитание реализуется в процессе целостной системы профессиональной работы педагогов. Актуализация личностно-ориентированной, гуманистической модели образования обеспечивает развитие эмоциональной сферы личности, способности к сочувствию, сопереживанию чуткого отношения к людям и миру в целом, освоение достойной формы выражения эмоционального отношения и воспитание культуры высших человеческих чувств.