МУДО «Красногорская ДМШ им. А. А. Наседкина»
Методическая разработка на тему:
«Элементы хорового сольфеджио
на теоретических уроках в ДМШ»
Подготовила
Фомичева И. В.
Преподаватель теоретических дисциплин
2023 год.
Цель: Развитие и организация ритмического и мелодического слуха и навыков интонирования в творческой и исполнительской практике. Развитие навыков ансамблевого музицирования.
Задачи:
1.Образовательные:
- Познакомить детей с формами работы на уроках сольфеджио.
- Привить детям начальные навыки сольфеджирования.
- Развить навыки интонирования и дирижирования.
- Развить навыки хорового пения.
- Развивающие:
- Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие,
исполнительские.
- Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и
слуховых навыков.
- Формировать в детях психологическое раскрепощение и
коммуникабельность.
- Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
Урок проводится в 5 классе, по предпрофессиональной программе. В группе 10 человек, специальность – хоровое пение.
Ход урока.
- Дыхательная гимнастика.
- Распевка.
- Работа над интонированием.
- Домашнее задание.
- Дыхательная гимнастика.
Как известно, правильное дыхание – залог хорошего пения и звукоизвлечения. Вначале каждого урока сольфеджио мы с учениками дышим. Гимнастика приводит в порядок организм и настраивает на дальнейшую работу.
Для начала нужно выпрямить спину и поставить ноги на ширину плеч. По руке преподавателя дети начинают делать спокойный, глубокий вдох носом, выдох – тоже спокойный, ртом. Самое главное – при вдохе стараться не поднимать плечи. Далее несколько раз вдох – выдох, только более активно, но не резко.
Затем, поднимаем руки, рястягивая тело и дышим: вдох – сжать кулаки, выдох – расжать. И так несколько раз.
В конце снова несколько раз дышим медленно и спокойно.
- Распевка.
Работаем в тональности До мажор. Учащиеся поют гамму вверх и вниз группой без сопровождения.
Далее – поём гамму, пропуская ноту через одну (например, «до» , «ре» — внутренним слухом, «ми», «фа» — внутренним слухом и т.д.). Задача этого упражнения на отработку внутреннего музыкального слуха и навыка «предслышания». Это очень помогает в пении номеров с листа, дети как бы учатся заранее слышать то, что они должны спеть.
Следующее упражнение, связанное с гаммой – делим группу пополам и поём её каноном в терцию. Одна половина начинает петь, вторая подключается тогда, когда первая поёт ноту «ми», тем самым выстраивается интервал.
- Работа над интонированием.
В этом задании я совместила теорию с практикой. Мы строим в тональности интервалы и поём их сначала вместе, затем делимся пополам, одни поют нижний звук интервала, другие – верхний.
Тональность Ля мажор:
ч 5 м 3 ум 5 б 3 б 6 м 3 ув 4 м 6
I II VII I V VII IV III
Следующее задание – пение номера из учебника Б. Калмыкова и Г. Фридкина «Сольфеджио, двухголосие».
В этом номере канон с запозданием в один такт. Начинаем работать с верхним голосом, поём все вместе, затем, ученики поют верхний голос, а преподаватель играет нижний и наоборот.
Далее делим группу пополам, одни поют верхний, а другие – нижний голос.
- Домашнее задание
Сочинить к мелодии верхний голос, петь оба. Затем – играть один, а петь другой голос.
Список литературы
- Берклиев Т. Н., Заир-Бек Е. С., Тряницына А. П. Инновации и качество школьного образования. – СПб.: КАРО, 2007.- 144 с.
3.Блонский П. П. Избранные педагогические произведения.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 696 с.
- Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология.- М., 2012.- 840 с.
- Дадиомов А. Е. Начальная теория музыки. Теория музыки в сольфеджио.- М.: Издательство В. Катанского, 2012.- 240 с.
- Калмыков Б. и Фридкин Г. – Сольфеджио, двухголосие.- М.: Музыка, 2006.-112 с.
- Королева С. Б. Я слышу, знаю и пою. Теория музыки на уроках сольфеджио с 1-го по 7-й класс. – СПб.: Композитор, 2012.- 92 с.
- Струве Г. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов.- М.: Советский композитор, 1988.- 70 с.