header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

«Элементы хорового сольфеджио на теоретических уроках в ДМШ»

9 июня, 2023
QR Code

МУДО «Красногорская ДМШ им. А. А. Наседкина»

Методическая разработка на тему:

«Элементы хорового сольфеджио

на теоретических уроках в ДМШ»

Подготовила

Фомичева И. В.

Преподаватель теоретических дисциплин

2023 год.

Цель: Развитие и организация ритмического и мелодического слуха и навыков интонирования в творческой и исполнительской практике. Развитие навыков ансамблевого музицирования.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Познакомить детей с формами работы на уроках сольфеджио.
  • Привить детям начальные навыки сольфеджирования.
  • Развить навыки интонирования и дирижирования.
  • Развить навыки хорового пения.
  1. Развивающие:
  • Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие,

исполнительские.

  • Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и

слуховых навыков.

  • Формировать в детях психологическое раскрепощение и

коммуникабельность.

  • Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».

Урок проводится в 5 классе, по предпрофессиональной  программе. В группе 10 человек, специальность – хоровое пение.

Ход урока.

  1. Дыхательная гимнастика.
  2. Распевка.
  3. Работа над интонированием.
  4. Домашнее задание.

 

  1. Дыхательная гимнастика.

Как известно, правильное дыхание – залог хорошего пения и звукоизвлечения. Вначале каждого урока сольфеджио мы с учениками дышим. Гимнастика приводит в порядок организм и настраивает на дальнейшую работу.

Для начала нужно выпрямить спину и поставить ноги на ширину плеч. По руке преподавателя дети начинают делать спокойный, глубокий вдох носом, выдох – тоже спокойный, ртом. Самое главное – при вдохе стараться не поднимать плечи. Далее несколько раз вдох – выдох, только более активно, но не резко.

Затем, поднимаем руки, рястягивая тело и дышим: вдох – сжать кулаки, выдох – расжать. И так несколько раз.

В конце снова несколько раз дышим медленно и спокойно.

 

  1. Распевка.

Работаем в тональности До мажор. Учащиеся поют гамму вверх и вниз группой без сопровождения.

Далее – поём гамму, пропуская ноту через одну (например, «до» , «ре» – внутренним слухом, «ми», «фа» – внутренним слухом и т.д.).  Задача этого упражнения на отработку внутреннего музыкального слуха и навыка «предслышания». Это очень помогает в пении номеров с листа, дети как бы учатся заранее слышать то, что они должны спеть.

Следующее упражнение, связанное с гаммой – делим группу пополам и поём её каноном в терцию. Одна половина начинает петь, вторая подключается тогда, когда первая поёт ноту «ми», тем самым выстраивается интервал.

  1. Работа над интонированием.

В этом задании я совместила теорию с практикой. Мы строим в тональности интервалы и поём их сначала вместе, затем делимся пополам, одни поют нижний звук интервала, другие – верхний.

Тональность Ля мажор:

ч 5       м 3      ум 5    б 3            б 6      м 3      ув 4   м 6

I           II         VII       I              V        VII       IV      III

 

Следующее задание – пение номера из учебника Б. Калмыкова и Г. Фридкина «Сольфеджио, двухголосие».

В этом номере канон с запозданием в один такт. Начинаем работать с верхним голосом, поём все вместе, затем, ученики поют верхний голос, а преподаватель играет нижний и наоборот.

Далее делим группу пополам, одни поют верхний, а другие – нижний голос.

 

  1. Домашнее задание

Сочинить к мелодии верхний голос, петь оба. Затем – играть один, а петь другой голос.

Список литературы

  1. Берклиев Т. Н., Заир-Бек Е. С., Тряницына А. П. Инновации и качество школьного образования. – СПб.: КАРО, 2007.- 144 с.

3.Блонский П. П. Избранные педагогические произведения.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 696 с.

  1. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология.- М., 2012.- 840 с.
  2. Дадиомов А. Е. Начальная теория музыки. Теория музыки в сольфеджио.- М.: Издательство В. Катанского, 2012.- 240 с.
  3. Калмыков Б. и  Фридкин Г.  – Сольфеджио, двухголосие.- М.: Музыка, 2006.-112 с.
  4. Королева С. Б. Я слышу, знаю и пою. Теория музыки на уроках сольфеджио с 1-го по 7-й класс. – СПб.: Композитор, 2012.- 92 с.
  5. Струве Г. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов.- М.: Советский композитор, 1988.- 70 с.
Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram