Методическая разработка на тему:
«Дыхательная гимнастика на уроках сольфеджио и хора в Детской музыкальной школе».
Подготовила преподаватель теоретических дисциплин
ДМШ имени А. А. Наседкина, г. Красногорск
Фомичева И. В.
2023 г.
Содержание:
- Введение…………………………………………………………………..3
- Собственные упражнения…………………………………………………4
- Заключение………………………………………………………………..5
- Литература…………………………………………………………………6
Введение.
Дыхание – это самая главная функция организма. Еще в давние времена мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям. Они считали, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание – регулятор состояния нервной системы человека.
Существует множество методик дыхательной гимнастики – по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой.
От правильного дыхания зависят здоровье человека, его самочувствие.
В музыкальной школе на уроках хора и сольфеджио необходимо проводить дыхательную гимнастику.
Гимнастика помогает успокоить дыхание, привести его в порядок, помогает настроиться перед пением.
Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:
-Укреплять физическое дыхание детей
-Тренировать силу вдоха и выдоха.
-Развивать продолжительный выдох.
Собственные упражнения.
Каждый преподаватель – теоретик или хоровик может использовать готовую дыхательную гимнастику или придумать свои упражнения.
На своих уроках по сольфеджио я использую упражнения, которые когда-то делала сама, учась в Академии музыки им. Гнесиных.
В начале каждого урока мы дышим – сначала медленно, по моей руке. Делаем глубокий, спокойный вдох носом, а выдыхаем ртом. И так несколько раз. Тем самым, у детей успокаивается дыхание и они настраиваются на дальнейшую работу.
Далее – дышим быстро, активно, но не резко. Техника та же самая, вдох – носом, выдох – ртом.
Затем – нужно поднять руки вверх и сжимать и разжимать кулаки. Сжимаем – вдыхаем, разжимаем – выдыхаем. Но не резко, иначе будет кружиться голова.
В конце – снова несколько медленных вдохов.
Обязательное условие – при вдохе нельзя поднимать плечи, дышать диафрагмой.
Эти упражнения я провожу в начале урока примерно по 5 минут. Этого вполне достаточно для того, чтобы подготовить дыхание учеников к пению.
Заключение.
Правильное дыхание – залог красивого и ровного пения. Обязательно нужно дышать перед уроком сольфеджио или хора, это очень помогает в пении. Ведь, как известно, пение – это искусство дыхания.
Литература.
- В. Багабуров “Очерки по истории вокальной методологии”. Из-во
“Музгиз”, М.1967
- Ж. Дюпре “Искусство пения”. Из-во “Музгиз”, М.1955
- И. Кочнева, А. Яковлева “Вокальный словарь”. Л.1986
- Н.М. Малышева “О пении”. Из-во “Сов. Композитор”, М.1988
- О. Чишко “Певческий голос и его свойства”. М. 1966