Боронова Людмила Семеновна, преподаватель художественного класса. Кысыл-Сырский филиал МБУ ДО «Вилюйская детская школа искусств им. М.Н.Жиркова».
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
в области изобразительного искусства
«Живопись»
Предметная область художественно- творческая подготовка
Программа по учебному предмету
Живопись
2 класс
Содержание курса и методические рекомендации.
Во втором классе программа по живописи предлагает приобретение умений и навыков в новой для учащихся технике — акварели. Учащиеся получают знания о материале, технических приемах работы акварелью. Углубление знаний о влиянии среды и освещения на цвет изображаемых предметов. Закрепление теоретических знаний о цветоведении, о способах передачи пространства и объема при помощи тона и цвета. Применение этих знаний в работе над постановками.
В конце второго класса учащиеся должны усвоить основные приемы работы акварелью: по-сырому, лессировки, заливки и применять эти техники в работе над натюрмортом, в котором решаются колористические, пространственные задачи и передача формы предметов при помощи цвета и тона.
Задание 21. (3часа) Знакомство с акварелью. Оборудование живописца. Акварельные краски и их свойства. Упражнения на равномерное покрытие плоскости красочным слоем. Цель: знакомство с приемами работы акварелью.
Задача: покрытие прямоугольников равномерным прозрачным красочным слоем. Акварель. Бумага А3.
Задание 22. (3часа) Знакомство с приемами работы акварелью. Тонально – цветовые заливки плоскостей. Растяжки одной краски от темного тона к светлому, от насыщенного до малонасыщенного. Упражнения.
Цель: овладения навыками заливок.
Задача: сделать заливки прямоугольников с растяжкой цвета и тона.
Акварель. Бумага А3.
Задание 23. (3часа) Оптическое и механическое смешение цвета. Лессировки.
Цель: научиться использовать в работе главное свойство акварельных красок: их прозрачность, научиться создавать новый цвет не путем механического смешения красок, а наложением одного цвета на другой.
Задача: используя основные цвета и основное свойство акварели, создать составной цвет способом лессировок.
Акварель. Бумага А3.
Задание 24. (3часа) Изучение техники акварели по-сырому. Упражнения.
Цель: научиться выполнять заливки по-сырому.
Задача: выполнить заливки по мокрой бумаге, создавая переходы одного цвета в другой.
Акварель. Бумага А3.
Задание 25. (6часов) Этюды с осенних листьев. Нюанс.
Цель: отработка приемов работы акварелью (заливка, лессировка, мазок), Задача: заметить и передать в этюде тонкие переходы цвета в осенних листьях, используя в работе с натуры технические приемы акварели: заливку, лессировки, мазки.
Акварель. Бумага А3.
Задание 26. (3часа) Этюд «Осенний букет». Работа с натуры в технике акварели «по-сырому».
Цель: отработка навыков работы акварелью «по-сырому».
Задача: написать этюд осеннего букета в вазе в технике акварели по-сырому, сохранив цветовые и тоновые отношения.
Акварель. Бумага А3.
Задание 27. (3часа) Геометрические тела на нейтральном фоне. Шар, куб, цилиндр, конус.
Цель: отработка техники лессировок.
Задача: нарисовать с помощью шаблонов геометрические тела и решить их в цвете способом лессировок с применением тепло-холодности, представив, что тела освещены теплым светом, холодным светом.
Акварель. Бумага А3.
Задание 28. (6часов) Предметы быта на нейтральном фоне.
Цель: приобретение навыков лепки формы цветом различными способами работы акварелью.
Задача: передача формы предметов способами: лессировки, заливки, по-сырому.
Акварель. Бумага А3.
Задание 29. (6часов) Этюд овощей и фруктов на нейтральном фоне.
Цель: закрепление навыков практической работы акварелью и понятий локальный цвет, тональность, рефлекс, тепло-холодность, насыщенность.
Задача: написать этюд овощей и фруктов, используя все знания и навыки,
полученные на предыдущих занятиях, связать предметы с фоном.
Акварель. Бумага А3.
Задание 30. (6часов) Натюрморт из двух предметов быта цилиндрической и округлой формы на цветной драпировке светлой тональности.
Цель: закрепление навыков работы акварелью способом лессировки. Продолжение изучения формы предметов, их цветовых характеристик, цветовых отношений и общего светотеневого тона постановки.
Задача: передача объемов, цветовых отношений, связи предметов с фоном, передача общего светотеневого тона постановки.
Акварель. Бумага А3.
Задание 31. (6часов) Натюрморт с гипсовым цилиндром и муляжом овощей или фруктов, яркая по цвету драпировка без складок. Гризайль.
Цель: изучение светотеневого контраста, научить методически последовательно вести работу.
Задача: передача четких светотеневых отношений, формы предметов, пространства.
Акварель. Бумага А3.
Задание 32. (6часов) Натюрморт из двух-трех светлых предметов на темном цветном фоне.
Цель: изучение влияния окружающей среды на предметы, тональной и цветовой гармонии.
Задача: передача формы предметов во взаимосвязи с окружением, колористической цельности натюрморта, используя мазок, как выразительное средство лепки объемов.
Акварель. Бумага А3.
Задание 33. (3часа) Кратковременное задание. Этюд с овощами и фруктами и стеклянным предметом.
Цель: оттачивание навыков работы в технике акварели
Задача: используя технические приемы акварельной живописи заливку и мазок, передать материальность предметов, цветовые отношения, форму предметов, сохранив свежесть акварели.
Акварель. Бумага А3.
Задание 34. (6часов) Драпировка со складками. Гризайль и цветовое решение.
Цель: изучение формы и цвета складок драпировки. Изучение приемов передачи объемов складок, подчиняя их большой форме драпировки.
Задача: выполнить два этюда гризайль и цветовое решение, используя различные способы работы акварелью.
Акварель. Бумага А3.
Задание 35. (6часов) Натюрморт из двух предметов на фоне драпировки со складками.
Цель: оттачивание навыков работы в технике лессировки.
Задача: передача пространства натюрморта, цветовых и тоновых отношений, формы предметов способом лессировки.
Акварель. Бумага А3.
Задание 36. (3часа) Кратковременный этюд натюрморта с чучелом птицы на фоне драпировки со складками.
Цель: оттачивание способа работы по-сырому.
Задача: передать силуэт птицы на фоне драпировки со складками способом по-сырому, передача пространства натюрморта.
Акварель. Бумага А3.
Задание 37. (6часов) Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении.
Цель: изучение влияния теплого света на цветовые отношения в натюрморте.
Задача: передача колористических особенностей постановки, формы предметов, пространства натюрморта.
Акварель. Бумага А3.
Задание 38. (6часов) Натюрморт в теплой цветовой гамме при холодном освещении.
Цель: изучение влияния холодного света на цветовые отношения в натюрморте.
Задача: передача колористических особенностей постановки, формы предметов, пространства натюрморта.
Акварель. Бумага А3.
Задание 39. (9часов) Контрастный натюрморт из 3 предметов.
Цель: используя умения и навыки в работе акварелью создать гармонию цветовых отношений в натюрморте.
Задача: передача формы предметов, гармонии насыщенного колорита путем рефлексных связей и цветовых отношений, пространства натюрморта.
Акварель. Бумага А3.
Задание 40. (9часов) Итоговый натюрморт из трех предметов на фоне драпировки со складкой. Работа выполняется самостоятельно.
Цель: подведение итогов, определение уровня подготовленности учащихся.
Задача: передача формы предметов и гармонии колорита путем рефлексных связей и верных тональных и цветовых отношений.
Акварель. Бумага А3.
Учебно — тематический план
2 класс(105 часов)
21. | Знакомство с акварелью. Оборудование живописца. Акварельные краски и их свойства. Упражнения на равномерное покрытие плоскости красочным слоем. | 3 | ||
22. | Знакомство с приемами работы акварелью. Тонально-цветовые заливки
плоскостей. Растяжки одной краски (от темного тона к светлому, от насыщенного цвета до малонасыщенного). Упражнения. |
3 | ||
23. | Лессировки Оптическое
и механическое смешение цвета. Получение из основных цветов составного цвета способом лессировки. Упражнения. |
3 | ||
24. | Техника работы акварелью по-сырому. Упражнения. | 3 | ||
25. | Этюды с осенних листьев. Отработка приемов работы с акварелью. Заливка, лессировка, мазок Закрепление понятий«нюанс», тонкие оттенки цвета | 6 | ||
26. | Этюд «Осенний букет». Работа с натуры в технике акварели «по-сырому» | 3 | ||
27. | Геометрические тела на нейтральном фоне.
(Шар, куб, цилиндр, конус) Работа по представлению. Работа акварелью способом «лессировок». |
3 | ||
28. | Предметы быта на нейтральном фоне.
Лепка формы цветом различными способами работы акварелью. (Лессировки, заливки, работа «по-сырому») |
6 | ||
29. | Этюд овощей и фруктов(яблоко, хурма, слива)на нейтральном и цветном фоне Закрепление навыков практической работы акварелью и понятий «локальный цвет», «рефлекс», «тепло-холодность», «тональность», «насыщенность» цвета. Связь предметов с фоном. (2). | 6 | ||
30. | Натюрморт из 2-х простых предметов быта цилиндрической и округлой формы на цветной драпировке светлой тональности.
Лепка формы цветом, передача цветовых и тоновых отношений, связи предметов с фоном, передача общего светотеневого тона постановки. Закрепление навыков работы акварелью способом лессировок. |
6 | ||
31. | Натюрморт с гипсовым цилиндром и муляжом овощей или фруктов(баклажан, гранат); драпировка яркая по цвету, без
складок. Понятие светотеневого контраста, передача пространства. Гризайль. Лепка формы светотенью. Четкие светотеневые отношения, пространство. Умение последовательно вести учебную работу. |
6 | ||
32. | Натюрморт из двух-трехсветлых предметов на темном цветном фоне. Влияние окружения на предметы,
тональная и цветовая гармония, связь предметов со средой. Колористическая цельность. Мазок, как средство передачи формы предмета. |
6 | ||
33. | Кратковременное задание. Этюд с овощами и фруктами и стеклянным предметом. Умение использовать технические приемы акварели (заливка, мазок). | 3 | ||
34. | Драпировка со складками. 2 задания. Гризайль и цветовое решение. | 6 | ||
35. | Натюрморт из 2-х предметов на фоне драпировки со складками. Передача пространства натюрморта, цветовых и тоновых отношений. Технический прием — лессировки. | 6 | ||
36. | Кратковременный этюд натюрморта с чучелом птицы на фоне цветной драпировки со складками. Силуэт птицы, пространство натюрморта. Способ работы над натюрмортом по-сырому. | 3 | ||
37. | Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении. Влияние теплого света на цветовые отношения в натюрморте. | 6 | ||
38. | Натюрморт в теплой цветовой гамме при холодном освещении. Влияние холодного освещения на колористические особенности натюрморта. | 6 | ||
39. | Контрастный натюрморт из двух-трех предметов. Передать форму предметов и гармонию насыщенного колорита путем рефлексных связей и верных тональных и цветовых отношений.
Обобщение умений и знаний, навыков работы акварелью. Длительная работа акварелью |
6 | ||
40. | Итоговый натюрморт из двух-трех предметов на фоне драпировки со складкой. Передать форму предметов и гармонию насыщенного колорита путем рефлексных связей и верных тональных и цветовых отношений.
Обобщение умений, знаний, навыков. Длительная итоговая работа акварелью |
12 |