header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Доклад “Инструментальное творчество И. С. Баха”

28 апреля, 2022
QR Code

Муниципальное  Бюджетное  Образовательное Учреждение   Дополнительного  Образования  Детей   «Сакская  детская  музыкальная  школа имени Ю. Богатикова»

 

 

 

 

 

Доклад

 

на тему:  «Инструментальное  творчество  И.С.Баха» ( с музыкальными  иллюстрациями)

 

 

 

 

 

Выполнила:

Преподаватель  фортепианного  отделения    Аблязизова  Ф.Ш.

 

 

Одним  из  главных  условий  гармоничного развития  музыканта,  в  том  числе  и  пианиста,  является  приобщение к  миру  полифонической  музыки..Вершиной  и  наивысшей  ступенью  в  этой  музыке  признано  творчество  И.С.Баха.

Творчество  Баха  связано  множеством  нитей  с  музыкальной  культурой  своей  родины,  а  также  и  других  стран—Италии,  Франции, Нидерландов. Годы  жизни  композитора  с  1685  по 1750—конец  17-начало  18вв.—в  это  время  в  музыкальном  искусстве  широко  распространяется  стиль  барокко,  преобладает  искусство  импровизации.  Для  барокко  характерны  метафоричность  и  эмблематика  (отвлеченные  понятия)  в  изобразительном  искусстве.

Пышность, торжественность  в  барокко  сочетается  с  самоуглубленным  анализом,  размышлениями  о  жизни  и  смерти,  о  бренности  существования  и  безграничности  вечного  времени.

И.С.Бах—выходец  из  огромного  и  славного  семейства  Бахов,  которые  не одну  сотню  лет  служили  музыке  во  славу  своей  земли.

Орган—любимый  инструмент  И.С.Баха,  спутник  всей  его  творческой  жизни.  В  игре  на  органе,  в  импровизациях  на  этом  инструменте,  в  создании  музыки  для  него  Бах  особенно  глубоко  проявил  свое  артистическое  «Я».  Он  мог  доверить  органу  и высокое  духовное  начало,  и  строгость  и  серьезность  помыслов,  и  величие  и  пафос  чувств. Большая  часть сочинений  для  органа,  лучшие  его  произведения,  которые  смело  можно  отнести  к  выдающимся произведениям  мировой  музыкальной  литературы  для  этого  инструмента,  написаны  Бахом  в  Веймарский  период  его  жизни.  Это  и  органные  фантазии  и  токкаты,  прелюдии  и фуги,  знаменитая  до минорная  Пассакалия,  хоральные  обработки,  органные  транскрипции  концертов  Вивальди  и  других  композиторов,  тетрадь  упражнений  для  сына—«Органная  книжка»,  включавшая  46  органных  хоральных  прелюдий.  (Бах-Вивальди. Концерт  соль  минор,  Маленькая  прелюдия  до минор).-музыкальные  иллюстрации.

Инструментальная  (клавирная )  музыка:  двух,  трех голосные   инвенции,  сюиты,  маленькие  прелюдии  и  фуги,  2  тома  ХТК,  Брандербургские  концерты,  Гольдберг-вариации,  Итальянский  концерт,  концерты  для  клавира  с  оркестром.

Цикл  « Маленькие  прелюдии  и фуги»  был  создан  с  целью  упражнений  для  учеников.  Это  материал,    который  дает  возможность  педагогу    познакомить  ученика  с  характерными  особенностями  баховской  фразировки,  артикуляции,  динамики,  голосоведения,  объяснить  ему  такие  важные  понятия  полифонии,  как  тема,  противосложения  и  т.д.

22  января  1720  года  Бах  начал  записывать  в  нотную  тетрадь  пьесы  для  обучения  музыке  своего  старшего  сына  Вильгельма  Фридемана,  которому  исполнилось  тогда  9,5 лет  и  которому  впоследствии  также  суждено  было  стать  музыкантом.  В  этой  тетради   были  помещены  15  двухголосных  пьес  под  названием  «Преамбулы»  и  14  трех голосных  под  названием  «Фантазиен».  Композитор,  по-видимому,  увлекся  этими  сочинениями,  работал  над  их  усовершенствованием,  так  как  вскоре  появляется  их  новая  версия,  где  многие  пьесы  уже  значительно  расширены,  более  совершенным  становится  голосоведение,  более  богата  мелизматика.  В  окончательном  варианте  этой  рукописи  двухголосные  пьесы    называются  инвенциями,  трехголосные—синфониями,  а  в  заголовке  подробно  излагаются  педагогические  задачи этого  сборника:  «Подлинное  руководство,  в  котором  любителям  клавира  предлагается  ясный  способ,  как  можно  не  только  научиться  играть  на  два  голоса,  но  при  дальнейшем  процессе правильно  и  красиво  обращаться  и  с  тремя  облигатными  голосами,  при  сем  же  не  только  знакомиться  с  хорошими  инвенциями,  но  и  прилично  их  разрабатывать,  а  главным  образом  добиться   певучей  манеры  в  игре  и  вместе с  этим получить  сильное  предрасположение  к  сочинительству».

Инвенции,  несмотря  на  свою  утилитарно-педагогическую  направленность,  отличаются  богатым  образным  содержанием.  Это  подлинные  шедевры  музыкального  искусства.( звучат  инвенции  До  мажор, ля  минор,  си  минор).

В  декабре  1717г.  в  Кетен,  небольшой  немецкий  городок,  по  приглашению  князя  Леопольда  Ангальт-Кетенского,  прибыл  новый  директор  камерной  музыки.  Это  был  тридцатидвухлетний  И.С.Бах.  В  Кетене  за  те  почти  6  лет,  что  он проживет  в  этом  городе,  будут  созданы  его  сонаты  и  партиты  для  скрипки  соло,  сюиты  для  виолончели  соло,  концерты  для  оркестра,  называемые  «Брандербургскими»,  1-я  часть  ХТК,  а  также  6  «Английских»  и  6  «Французских»  сюит.  «Французскими»  ученики  Баха  прозвали  их,  потому  что  они  близки  по  характеру  танцев,  входящих  в  них, к  сюитам,  которые  писали  французские  композиторы,  а  «Английские»  –будто-бы  потому,  что  сочинялись  для  одного  англичанина.  Бах  очень  любил  форму  сюиты, позволявшую  объединять  в  одно  целое  разнообразные  танцы.   Французское  слово  «сюита»  происходит  от  глагола  suivre  –«следовать»  и  переводится  как  «последование»,  «ряд»,  «вереница».  В  музыкальной  сюите  17-18  веков  идут  друг  за  другом  танцы—медленные  и  величавые,  быстрые  и  веселые,  задумчивые  и  нежные,  изящные  и  стремительные.  Но  это  не  просто  собрание  танцевальных  пьес.  Как  в  старинных  шествиях  и  процессиях,  здесь  есть  свой  порядок.  Есть  главные  участники  и  те,  кто  их  сопровождает.

Главных  участников  4:  аллеманда,  куранта,  сарабанда  и  жига.

Аллеманда—немецкого  происхождения ( allemande  по  французски—«немецкая»).  Когда-то  это  был  величественный,  несколько  грузноватый  танец.  Нужно  представить  себе  анфиладу  зал  в  старом  замке  и  медленно  движущиеся  сквозь  нее  пары  в  тяжелых  одеждах,  не  позволяющих  особенно  быстрых  движений.  Размер  аллеманды—4/4  с  характерным  затактом  в  одну  восьмую  или  шестнадцатую—ритмическим  отображением  шага  «с  каблучка  на  носок»,  свойственного  аллеманде.  ( Звучат  аллеманды  из  сюит  си  минор  и  соль  мажор,  «Французских»).

Слово  «куранта»  происходит  то  ли  от  французского  courir—«бегать»,  то  ли  от итальянского  corrente—«течение»,  «текущий».      Для  исполнения  этого  танца  характерны  скользящие  движения  ног.  Ее  танцевала  пара  танцоров,  которая  должна  была  обежать  кругом  всю  залу.  Куранта—танец  подвижный  и  очень  трудный  ( размер  трехдольный).  Считалось,  что  научившемуся  ее  танцевать  покажутся  легкими  все  остальные  танцы.

О  возникновении  и  первоначальном  характере  сарабанды  высказывают  самые  разные  мнения.  Ей  приписывают  происхождение  испанское  и  восточное,  мавританское,  характер  торжественный,  вполне  благочестивый, и  наоборот,  слишком  страстный, «дьявольский».

Самый  быстрый  танец  в  сюите—жига,  старинный  английский  народный   танец  ,ставший  в  16 веке  бальным.  Жиги  пишутся  в  триольном  движении  на  6/8,  9/8,  12/8.  Позднее  в  сюиту  вошли  более  новые  танцы,  самые  знаменитые  из  которых—гавот,  бурре  и  «король  танцев»  в  18 веке—менуэт.    Менуэт  родом  из  провинции  Пуату  на  западе  Франции.  Очутившись  при  дворе,  он  стал  изысканным  танцевальным  приветствием.  Новые  танцы  заняли  в сюите  строго  определенное  место—между  сарабандой  и  жигой.

Сюита—один  из  первых  опытов  создания  большой  многочастной  формы.  И.С.Бах  сумел  добиться  единства  и  цельности  сюиты  более  чем  кто-либо  из  его  предшественников.

И  более,  чем  у  кого-либо  его  сюита,  родившаяся  когда-то  из  «свиты»  танцев,  а  теперь  не  предназначенные  для  того,  чтобы  под  них  танцевали,  представляет  собой  целый  мир  музыки—глубокой  и  возвышенной,  живой,  веселой,  стремительной.

Открытие  на  своем  жизненном  пути  «Хорошо  темперированного  клавира»   равнозначно  обретению  преданного  друга.  Создавая  свой  цикл  прелюдий  и  фуг,  известный  ныне  всему  миру  под  названием  «Хорошо  темперированный  клавир»,  Бах  ставил  перед  собой  вполне  определенную  цель:  ознакомить  играющих  на  клавире  со  всеми  24 мажорными  и  минорными  тональностями,  многие  из  которых  до  того  времени  не  были  в  употреблении.   Он  хотел  показать  несомненное  преимущество  темперированной  настройки  клавишных  инструментов  перед  общепринятым  в  старину  натуральным  строем.  «ХТК»  справедливо  считается  своеобразной  энциклопедией  баховских  образов.  Среди  48  фуг  нет  и  двух  похожих.  Многообразие  мыслей,  чувств  и  состояний  в  них  так  же  поразительно,  как  и  естественность,  с  какой  Бах  владеет  полифонической  техникой.  «ХТК»  Баха—не  просто  один  из  шедевров  мировой  музыкальной  литературы.  Это  настольная  книга  каждого  мыслящего  музыканта,  необходимое  на  всю  жизнь!—учебное  пособие  и  вместе  с  тем  неиссякаемый  источник  самого  чистого наслаждения. (звучит  Прелюдия  и  фуга  до  минор  из  2-го  тома  ХТК).

Концерты  И.С.Баха—еще  один  мощный  и  гениальный  пласт  в  его  творческом  наследии.

В  разные  периоды  жизни  Бахом  были  написаны:  6  «Брандербургских»  оркестровых  концертов,  7  концертов  для  клавесина (клавира)  с  оркестром,  3  концерта  для  двух  клавесинов  с  оркестром,  2  концерта  для  трех  клавесинов  с  оркестром,  Концерт  для  двух  скрипок  с  оркестром  ре  минор,  Концерт  для  скрипки  с  оркестром  Ре  мажор,  Тройной  концерт  для  клавесина,  флейты  и  скрипки  с  оркестром,  16  обработок  для  клавира  концертов  Вивальди,  Марчелло,  Телемана,  Иоганна  Эрнеста  Веймарского,  Итальянский  концерт  для  клавесина.

Среди  клавирных  концертов  с  оркестровым  сопровождением  наиболее  популярны  в  современном  фортепианном  репертуаре  концерты  №1  ре минор,  5-й  концерт  фа  минор,  широко  используемый  в  учебном  репертуаре  пианистов,  7-й  соль  минорный  концерт.

Первые  части  циклов  наиболее  внушительны  по  размаху  и  концертны  по  изложению,  энергичны  по тонусу,  интенсивны  по  тематическому  развитию.

Вторые ( средние  части)—медленные   Адажио,  где  солирующий  клавир  вступает  в  суверенные  права  и  полнозвучно  поет  свою  лирическую  мелодию  с  сопровождением.  Финалы  концертов  вновь  погружают  в  сферу  энергичного  движения,  высокого  и  ровного  тонуса.( звучат  первые  части  1-го  и  5-го  клавирных  концертов).

Завершающей  кульминацией  на  пути  баховских  исканий  и  достижений  в  жанре  концерта  стал  Итальянский  концерт.  Название  дано  самим  Бахом  и  указывает  на  происхождение  самого  жанра,  корни  которого  следует  искать  в  концертах  итальянских  мастеров.

Музыка  «Итальянского  концерта»–праздничная,  яркая,  светская  по  своему  содержанию,  обращена  к  большой  аудитории  слушателей.  Это  трехчастный  цикл,  написан  для  клавира  с  двумя  мануалами,  без  оркестрового  сопровождения.   Музыка  1-й  части—активная,  действенная.  2-я  часть  вносит  глубокий  контраст,  она  уводит  слушателя  в  мир  поэтических  раздумий,  серьезной  лирики.  Финал  возвращает  к  быстрым  темпам  1-  части.  передает  ощущение  радостного  кипения  жизненных  сил. (звучит  эпизод  из  «Итальянского  концерта»).

По  сравнению  с  огромным  размахом  органного  и  клавирного  творчеств,  другие  инструментальные  жанры  Баха  могут  показаться  скудными.  Художественное  же  значение  их  огромно:  прошли  столетия,  а  они  более  чем  когда-либо  раньше,  в центре  концертного  репертуара;  некоторые  из  них,  например,  виолончельные  сюиты,  лишь  в  наши  дни  нашли  исполнителей,  в  полной  мере  раскрывших  их  красоты ( Мстислав  Ростропович,  Пабло  Казальс,  Йо-Йо-Ма  и  др.).  Известно,  что  сам  Бах  в  ранней  юности  начинал  концертную  деятельность  в  качестве  скрипача.  В  Кетене  около  1720  года  Бах  написал  скрипичные  партиты,  сюиты  и  концерты,  составившие  кульминацию  в  этой  области  творчества.  Сами  же  произведения,  их  стиль,  фактура,  техника  свидетельствуют  не  только  о  глубоком  знании  инструмента,  драгоценных  традиций  его  профессиональной  и  народной,  в  частности,  немецкой,  культуры,  но, как  это  было  и  с  клавиром, о  мудром  провидении  его  дальнейшей  эволюции.  ( слушаем  часть  Концерта  для  скрипки  с  оркестром  ре  минор  и  для  двух  скрипок).

Последний  период  жизни  Баха  связан  с  Лейпцигом,  куда  он  вместе  с  семьей  переезжает  в  1722 году  и  охватывает  27  лет,  вплоть  до  смерти  композитора  в  1750-м.

Здесь  он  создал  лучшие  духовные  кантаты,  оратории,  пассионы,  мессу  си  минор,  «Музыкальное  приношение», «Искусство  фуги». Творчество  этих  лет—подлинное  обобщение  всего  достигнутого  раньше.  Умер  Бах  22  июля  1750  года  на  66-м  году  жизни,  потеряв  зрение  и  пережив  дважды неудачные  операции,  которые  полностью  расшатали  его  здоровье.

В  миллионах  километров  от  нашей  планеты   летит  космический    корабль  «Вояджер».  Он  был  запущен  с  Земли  в  1977  году.  На  своем  борту  он  несет  диск  с  музыкой  Баха.  Звуками,  представляющими  человечество,  будет  «Бранденбургский  концерт»   №2, фа  мажор. (слушаем  запись).

 

 

Список  использованной  литературы:

 

Друскин М. Иоганн  Себастьян  Бах.

Хубов  Георгий.  Себастьян  Бах.

Швейцер  А.  И.С.Бах.

Ливанова  Т.  Музыкальная  драматургия  И.С.Баха  и  ее  исторические  связи.

Алексеев  А.  История  фортепианного  искусства., ч.1-я.

Музыкальное  иллюстрирование:

  1. Бах-Вивальди. Концерт соль  минор.  Исп.  Кравченко  Н.В.
  2. Бах И.С.  Маленькая  прелюдия  до  минор.  Исп.  на баяне  Кравченко  Г.А.
  3. Бах И.С. Маленькая  прелюдия  до  мажор.  Исп. уч-ся  3 класса  Сейт-Арифова  Лилия.
  4. Двухголосная инвенция  до  мажор.  Исп.  Аблязизова  Ф.Ш.
  5. Трехголосная инвенция  си  минор.  Исп.  Бушуева  Г.В.
  6. Партита до  минор ( отрывок).  Исп.  Кравченко  Н.В.
  7. Аллеманда из  Французской  сюиты  си  минор  и  аллеманда  из  Французской  сюиты  соль  мажор.Исп.  Аблязизова  Ф.Ш.
  8. Прелюдия и  фуга  до  минор  из  2 тома  «ХТК».  Исп.  Аблязизова  Ф.Ш.
  9. Концерт для  клавира  с  оркестром  №5,  фа  минор,  1-я  ч.  Исп.  Аблязизова  Ф.Ш. и  Кравченко  Н.В.
  10. «Итальянский концерт» ( отрывок).  Исп.  Кучук  Н.П.
  11. Концерт для  двух  скрипок  ре  минор, исп.  Анисимова  Т.А.  и  Пиастро  Б.А.
  12. Сюита для  виолончели  №5,  соль  минор (отрывок).  Запись  Йо-Йо-МА.
  13. «Брандербургский концерт»  №2, фа  мажор ( отрывок). Запись  Моцарт-оркестр.
Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram