header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Дифференцированный подход к проведению выпускных экзаменов по сольфеджио для учащихся 9 класса

20 января, 2025
QR Code

Методическая разработка

«Дифференцированный подход

к проведению выпускных экзаменов по сольфеджио

для  учащихся

9 класса»

Заирова И. И. – преподаватель теоретических дисциплин

муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №1» города Иркутска.

2025 год

Содержание:

 

  1. Вступление
  2. Дифференцированный подход к экзаменационным требованиям
  3. Мелодический диктант.
  4. Содержание заданий устного ответа:

а) теоретический вопрос

б) пение мелодии наизусть, пение одного из голосов 2х голосия.

в) пение гаммы

г) пение   интервалов и аккордов в ладу

д) пение интервалов и аккордов вне лада

е) пение с листа

ж) исполнение песни и романса с собственным аккомпанементом

з) определение на слух

и) ритмические задания

 

  1. Дополнительные рекомендации:

а) создание благоприятной обстановки на уроках

б) работа с родителями

в) формы контроля

  1. Заключение
  2. Дидактический материал
  3. Используемая литература

 

 

Вступление

 

Согласно учебному плану выпускники детских музыкальных школ сдают экзамен по сольфеджио. В программе по предмету сольфеджио четко определены экзаменационные требования  для разных курсов обучения. Выпускник восьмилетнего курса обучения должен показать на экзамене высокий уровень вокально-интонационных навыков и знание теоретического материала. Учащиеся 9 класса, готовящиеся к поступлению в средне – специальное учебное заведение и имеющие дополнительный класс обучения в школе, должны иметь более высокий уровень знаний и подготовки. При подготовке к экзамену таких учащихся нужно учитывать, что они будут продолжать обучение в средне – специальном учебном заведении. Соответственно требования к таким учащимся должны быть выше. Но, тем не менее они должен быть дифференцированными, так как способности учащихся различны. И так как они выбирают для поступления различные факультеты. Для учащихся, поступающих на фортепианное и вокальное отделения требования различны. Но и те и другие в достаточной мере должны владеть теоретическим материалом, иметь вокально – интонационные и слуховые навыки, навыки написания диктанта.

 

 

Дифференцированный подход к экзаменационным требованиям.

 

Всем известно, что в музыкальных школах обучаются дети с разными способностями. И учащиеся, которые решили посвятить себя музыке тоже не все одинаково способны.  И могут испытывать определенные трудности в усвоении материала, или в слуховом анализе, или в написании диктанта.

Вопрос о том, как помочь каждому ученику успешно сдать выпускные экзамены по сольфеджио возникал неоднократно. Возникла необходимость в разработке теоретиками разных уровней экзаменационных требований.  Такие требования были разработаны. Суть их в том, что педагог, учитывая индивидуальные способности ученика, может немного изменить некоторые задания. И так как речь о готовящихся к поступлению детях – эти изменения в сторону усложнения.

 

 

Первое, что нужно сделать – это четко определить уровень  экзаменационных  требований с учетом индивидуальных способностей учеников.

Вот обычный экзаменационный билет   для  устного экзамена:

1) теоретический вопрос;

2) спеть мелодию наизусть; спеть один из голосов 2х голосия, подыгрывая себе другой голос;

3) спеть гамму;

4) спеть в тональности аккорды и интервалы с разрешением;

5) спеть отдельные аккорды и интервалы вне лада;

6) спеть мелодию с листа;

7) определить на слух;

8) исполнить   романс (песню) с собственным аккомпанементом;

9) ритмические задания.

10) исполнение собственного сочинения (в качестве исключения из правил).

Уровень сложности заданий может быть различным.      Педагог может составить билеты разной сложности. Простые  билеты  для более слабых детей. С более сложными заданиями – для одаренных детей.

Теперь  более подробно про каждый вопрос.

 

 

Мелодический диктант.

 

Экзаменационные требования по сольфеджио включают в себя мелодический диктант, который обычно пишется вместе с письменной теоретической работой. При подготовке к экзамену мы пишем «неудобоваримые» диктанты Н. Ладухина, А. Островского, Г. Фридкина. Которые имеют не повторную структуру, или состоят из трех предложений. С различными ритмическими и мелодическими сложностями. Однотональные и модулирующие. На экзамен подбирается более «удобный» диктант.

 

Анализ заданий устного ответа

 

а) Теоретический вопрос очень важен. Все сольфеджио строится на теории. Теорией ученик должен владеть безупречно. От качества теоретических знаний зависят и успехи в практических заданиях. К теоретическому вопросу мы готовимся очень тщательно. Используем учебник «Элементарная теория музыки» И. В. Способина, Рабочие тетради по сольфеджио Г. Калининой, экспериментальную программу «Элементарная теория музыки» Т. Г. Шелковниковой.

б) Пение мелодии наизусть – это задание, которое ученик готовит дома. По программе надо выучить несколько одноголосных мелодий и примеры на два голоса.  Отобранные примеры тщательно прорабатываются, учитывая индивидуальные способности и особенности детей. Например: диапазон голоса мальчиков может быть ограниченным, или после ломки голоса более низким, чем в младших и средних классах. В крайнем случае выбранную мелодию можно транспонировать на октаву ниже, или в более удобную тональность. Конечно это делается заранее. Тоже и с пением двухголосия.

в) Третье задание – пение гаммы.  Некоторые считают это задание простым. Так как мы говорим про более развитых и талантливых учеников – так оно, возможно, и есть. Можно усложнить задание, включая пение не только трех видов мажора и минора, но и пение ладов народной музыки.   Каждый ученик должен знать свой диапазон и уметь самостоятельно решить в какой октаве он будет петь. Уверенное пение гаммы создает благоприятное впечатление об ученике.

 

 г) Следующее задание – пение в тональности. В это задание включаются все простые интервалы. А также можно добавить пение составных интервалов (до ундецимы, в крайнем случае до дуодецимы – в зависимости от диапазона учащегося. Если он не очень широк, то только нону и дециму).  К аккордам главных ступеней можно добавить аккорды побочных ступеней с обращениями. Это относится как к трезвучиям, так и к септаккордам.  Наша задача – научиться все это чисто петь. Проблема чистого интонирования – это «головная боль» любого теоретика. Почему дети плохо поют? Потому что они не поют дома. Все силы тратятся на построение. Ученики считают: если построил – значит домашнюю работу сделал, а   петь необязательно. Пока этот стереотип сидит у ребенка в голове – он никогда не будет  дома петь. И проблема решится только тогда, когда построение не будет вызывать ни малейших затруднений. Этого нужно  добиваться постоянной тренировкой.  В классе работать над пением. Учить детей грамотно искать первый звук при помощи устойчивых звуков. Это очень важный момент! Обязательно нужно спрашивать петь индивидуально, чаще у доски. Усвоили  одни интервалы – добавили другие и т.д. Все время нужно идти на усложнение материала.   В дальнейшем работа в ладу       станет самым простым и понятным заданием. Постепенно теория отходит на второй план, и домашнее задание будет начинаться со слова «спеть». Вот тогда дети и начнут петь дома, потому что оценку получат именно за пение.

Свободное владение теоретическим материалом дает возможность полноценной работе над интонацией.

 

д) Пятое задание включает в себя пение интервалов и аккордов от звука с разрешением в разные тональности.   Это сложное задание и к нему нужна подготовка.

Целесообразно  разделять работу в ладу и  работу  от звука. Это подчеркивают и другие преподаватели, например Горелова Е. С.(«Изучение закономерностей ладовой и абсолютной системы в младших классах на уроках сольфеджио»). Это важно и в старших классах тоже. Надо объяснять материал так, что бы дети всегда четко понимали, где они работают – в ладу или вне лада. Многие проблемы в усвоении теоретического материала возникают именно из-за непонимания  разницы положения аккорда или интервала в ладовой или относительной системе.

 

е) Учебник «Чтение с листа» Г. Фридкина, мы  регулярно используем, начиная с младших классов. Но, это задание не всем удается. Хорошо, если номер с листа будет в тональности, что и интервалы с аккордами. В противном случае нужно обязательно настроиться, спев несколько  ступеней, или ступеневых дорожек, или несколько аккордов в тональности.  Особое внимание надо обратить на правильное воспроизведение ритмического рисунка. Прочитайте методическую разработку Плавинской А.В. «Чтение с листа как основа развивающего обучения» и пояснительную записку к учебнику Г.Фридкина «Чтение с листа» В этих работах подчеркивается первостепенная важность постоянной тренировки навыка чтения с листа.  Занимайтесь этим каждый урок.

ж) Определение на слух. В это задание можно включать все то, что было в пении.  Простые и составные интервалы, аккорды главных и побочных ступеней (в тональности), лады народной музыки наряду с тремя видами мажора и минора, Все это можно играть как неспешно, так и в подвижном темпе. Можно усложнить задание играя различные виды мажора, минора и ладов народной музыки в восходящем и нисходящем движении. Например: вверх гармонический мажор, вниз – натуральный минор. И т.п. Это задание тоже требует регулярной тренировки.

з) Пение песни или романса с собственным аккомпанементом может показать ученика в очень выгодном свете и добавить баллов на экзамене. Так как это – домашнее задание и его можно начать готовить загодя. Самое главное –не затягивать с выбором произведения. Можно ребенка послушать заблаговременно и решить оставлять ли данный романс (песню), или заменить его иным. Можно рассчитывать на помощь педагога по специальности, но чаще дети справляются самостоятельно. Иногда выбор оказывается неожиданным – песня любимых западных исполнителей на английском языке. А иногда пианист берет для аккомпанемента гитару, что бывает, конечно, не часто. В основном репертуар остается классически – романсным.

и) Ритмические задания заключаются в точном воспроизведении ритма с использованием движений на координацию. Ритмическое задание может быть в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8 и в более сложных размерах. Могут встретиться ритмические трудности такие, как синкопа, триоль, пунктирный ритм. Возможно ритмическое 2х голосие.

 

          к) Исполнение собственного произведения. Этот пункт не относится напрямую к сольфеджио и был включен мной в билеты всего один раз для особенного ученика, который писал музыку. Конечно у него были сольные концерты, состоящие целиком из его произведений, но потребность поделиться своими мыслями, выраженными в его сочинениях была велика, и я пошла ему навстречу, разрешив исполнить одно произведение на выбор.

 

 

Дополнительные  рекомендации.

 

Теперь несколько общих рекомендаций.

а) Основная задача преподавателя в начале учебного года – это добиться спокойной, рабочей обстановки в группе и  регулярного выполнения домашних заданий.

Не   надо    ругать ребенка, а  с первых же уроков в выпускном классе создать позитивное отношение к предмету. Необходимо постоянно внушать ученикам уверенность в свои силы, обязательно хвалить за  достигнутые результаты.      Нужно любым способом добиться того, что бы ученик поверил в себя!  Педагогу важно   подобрать новый своеобразный стиль общения с выпускниками. К выпускникам надо относиться как к старшим, опытным ученикам, которые  действительно многого достигли. Это повышает у детей самооценку и ответственность. Но нельзя забывать, что это дети, и излишняя строгость или фамильярность может повредить учебному процессу. Нельзя запугивать детей трудными экзаменационными требованиями.

 

б) Второе важное условие успеха – это работа с родителями. Регулярное общение   с родителями выпускников – обязательная форма работы для любого педагога. Я думаю, что все преподаватели это знают. В начале учебного года я собираю родителей выпускников и рассказываю про экзамен.

Встречи с родителями можно проводить на групповом занятии и индивидуально. Можно показать на примере опроса одного из учеников, какие будут задания на устном экзамене. Можно спросить всех, чтобы родители сравнили уровень подготовленности своего ребенка. Лучшая форма работы – это открытый устный контрольный урок, на который приглашаются родители. Устный ответ в присутствии родителей – это серьезное испытание для ребенка. Даже самые ленивые учащиеся всегда ответственно готовятся к такому уроку. А родители наглядно видят, как отвечает их ребенок. После урока я обсуждаю результаты и советую, как можно помочь своим детям.  Мое главное требование-это подпись  дневника после урока сольфеджио. Это совсем несложно, но дает хороший результат. Родители чувствуют ответственность за детей, а дети – контроль со стороны родителей. В родителях надо видеть, прежде всего, помощников, а не объекты для жалоб на детей.

в) В выпускном классе можно практиковать различные зачеты или «допуски к экзамену». Зачет по тональностям, по тритонам, по мелодиям наизусть и т.п. Можно сделать  зачет по пению с листа, по пению гамм и.т.п. Эта форма работы активизирует детей и приносит хорошие результаты.

 

Заключение

 

В заключение работы я хочу еще раз выделить некоторые моменты в подготовке  учеников к выпускным экзаменам по сольфеджио:

1) Очень важен настрой на серьезную работу в течение всего года. В сентябре кажется, что времени впереди еще достаточно, и «успею все выучить». Начинать работу нужно именно 1 сентября. И работа должна быть не только классной, но и домашней.

2) Создание  благоприятной обстановки на уроках.

3) Обязательная беседа с родителями.

4) Проведение разных «допусков к экзамену».

 

Любите и уважайте своих учеников, старайтесь увидеть в каждом из них личность. И тогда Ваш труд  обязательно принесет свои плоды.

 

Дидактический материал

 

Пример экзаменационных билетов по сольфеджио (9 кл.)

 

Билет №1

 

1). Теоретический вопрос: Хроматическая гамма.

2). Спеть наизусть мелодию № 43 (мелодия из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин») учебник «Сольфеджио» Ю. Фролова 6-7 класс.   Спеть один из голосов 2х голосия Баркароллы К. Оффенбаха (№38 из учебника SOLFEDJO Т. Боровик.)

3).  Спеть с листа № 440  учебник «Чтение с листа» Г. Фридкин

4). Спеть гамму Си мажор гармонического вида вверх и натурального вида вниз. От звука Си спеть мажорную пентатонику вверх и вниз и Лидийский лад вверх и вниз.

5).  В Си мажоре спеть цепочку интервалов: м3/III, ум5/II, м3/III, ум7/VII, ч5/I, м3/II, ум5/VII, б3/I; цепочку аккордов: Т5/3, VI7,S7, Т6/4, D5/3, D6, D6/5, Т5/3

6). От ноты «Си –бемоль» спеть ув4 с разрешением (в 4 тональности); от ноты  «РЕ- диез» спеть ум7 с разрешением. От  ноты «ДО» спеть VII7 c разрешением.

7). Определить на слух аккордовую цепочку в ладу и отдельные интервалы и аккорды вне лада

8). Исполнить романс с аккомпанементом.

9). Ритмическое упражнение.

 

Билет №2

 

1). Теоретический вопрос: Лады народной музыки.

2) Спеть наизусть № 74 (Э. Григ Княжна). Учебник Ю. Фролова 6-7 класс. Спеть один из голосов 2х голосия № 26 (Моцарт Немецкий танец). Учебник SOLFEDJIO Т. Боровик.

3).  Спеть с листа № 385  учебник «Чтение с листа» Г. Фридкин

4).  Спеть гамму Си бемоль минор мелодический вид в восходящем движении, гармонический – в нисходящем. От звука си бемоль спеть минорную пентатонику вверх и вниз, фригийский лад.

5). В Си бемоль миноре спеть все большие и увеличенные интервалы с разрешением, включая составные интервалы.  Спеть цепочку аккордов: Т6/4, S6, Д7, VI5/3, S7, D2, Т6, D43, Т5/3.

6).  От ноты  «СОЛЬ-диез» спеть ум5 с разрешением (в 4 тональности)

От ноты «МИ-бемоль» спеть б6,сделать энгармоническую замену и разрешить в мажорную  и минорную тональности.

От ноты «ЛЯ» спеть М 64 вниз и определить в какой тональности этот аккорд будет S6/4, в какой D6/4, в какой Т6/4.

7). Определить на слух отдельные интервалы и аккорды  вне лада

8). Исполнить романс с аккомпанементом

9) Ритмическое упражнение.

 

 

Используемая литература:

 

  1. Учебник «Сольфеджио» Одноголосье. Часть 1. Б.Калмыков и Г.Фридкин Москва «Музыка» 1971 г.
  2. Учебник «Чтение с листа на уроках сольфеджио» Г.А.Фридкин. М.1982г.
  3. SOLFEDJO Хрестоматия певческих упражнений для V – VII классов ДМШ. Сост. Т. Боровик. Гродно 1996 г.
  4. Методическая разработка «Чтение с листа как основа развивающего обучения» Плавинская А.В. МБОУ ДОД ДМШ №5 г. Мурманск.
  5. Методическая разработка «Еще раз о гамме. От ненависти до любви» Гущина Я.В. Электронный журнал Экстернат Р.Ф.
  6. Методическая разработка «Изучение закономерностей ладовой и абсолютной системы в младших классах на уроках сольфеджио» автор Горелова Е.С. Д.Ш.И. поселок Тюльган Оренбургской области
  7. Методическая разработка Экспериментальная программа «Элементарная теория музыки» Шелковникова Т.Т., МБОУК ДОД ДШИ №68 Таштопольского муниципального района
  8. Фролова Ю. В. Сольфеджио 6-7 классы.
  9. Калинина Г. «.Рабочие тетради по сольфеджио» 5-7 Кл. М. 2003-2005 г.г.
  10. Программа по сольфеджио «Инструментальное музицирование 7 лет»
  11. Программа по сольфеджио Ф.Г.Т.

 

 

 

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе