header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

«Детская филармония в музыкальной школе – миф или реальность?»

9 октября, 2023
QR Code

Авторы:

1.Шапошникова Ярослава Валерьевна (заведующий фортепианным отделением, преподаватель высшей квалификационной категории)

2.Мармузова Ксения Александровна (заведующий хоровым отделением, преподаватель первой квалификационной категории)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования “Детская музыкальная школа №4 им. Д.А. Хворостовского”

  ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Сколько существует российская педагогика столько и существует необходимость создания ребенку «социальной ситуации развития», а именно  среды творческого общения, которую невозможно заменить даже самым ярким, насыщенным и интересным уроком.

Создание культурного пространства, объединяющего все социальные институты (образовательные и культурные учреждения, семью) работающие с юным поколением – это уже не прихоть, а необходимость в современной музыкальной школе.

    Здесь хочется упомянуть высказывание выдающегося педагога В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Отсюда следует, что значимость музыкальной школы уже давно выходит за рамки развития мотивации учащихся к познанию и творчеству, но и затрагивает такие области, как  воспитательная и просветительская.

Формирование новых технологий в образовательной и воспитательной  системах  школы,  погружение  юных артистов и слушателей  в активную концертную деятельность посредством  создания Детской филармонии – вот один из шагов к становлению успешного ученика – музыканта.

Так что же такое Детская филармония в современной музыкальной школе? Можно ли благодаря ей приобщить учащихся к отзывчивому, бережному отношению к музыке?

Как известно, будущее каждого человека во многом определяют впечатления детства.  Важно, чтобы на раннем этапе становления личности ребенок знакомился с художественно – ценными образцами искусства. Поэтому можно смело утверждать, что  детская филармония в музыкальной школе – это инвестиция в будущее.

Детская филармония – это творческий тандем, призванный раскрывать потенциал каждого ее участника и приобщать его  к  процессу сотворчества. Он способствует не только   демократизации учебного процесса, но и способен повлиять на гармонизацию  взаимоотношений учитель –  ученик.

 Цели Детской филармонии:

  1. Объединение солистов, детских и юношеских ансамблей в творческий союз, который будет благотворно влиять на культурные потребности детей;
  2. Формирование музыкальной культуры слушателя, а также развитие способностей  к восприятию музыки;

Задачи Детской филармонии:

  1. Организовывать тематические концерты, творческие встречи;
  2. Подбирать художественно – ценный репертуар и демонстрировать его качественное исполнение;
  3. Учитывать возрастные особенности детей и умело подбирать соответствующую форму проведения концерта;

     4. Направлять концертную деятельность на развитие воображения и художественно – эстетического вкуса;

  1. Соблюдать продолжительность концертных мероприятий исходя из возраста слушателей;

 Основные принципы организации деятельности Детской филармонии:

  1. Планомерность
  2. Последовательность
  3. Систематичность

Здесь хочется заострить внимание на том, что этот вид деятельности учащихся  –  неотъемлемая часть образовательного процесса в ДМШ и является успешной результативной педагогической деятельностью, а также естественным продолжением учебной работы.

Мероприятия  Детской филармонии рассчитаны на разную аудиторию. Филармоническая деятельность в музыкальной школе предполагает подготовку грамотного слушателя в принципе, и  ориентирована не только на учащихся ДМШ и ДШИ.

Цикл концертов для юных слушателей  непринужденно и увлекательно знакомит их с волшебным миром музыки. Особенностью таких концертов является их интерактивность, когда дети являются не только слушателями,  но и непосредственными участниками действа, таким образом, давая  обратную связь:  радуясь, танцуя, подпевая…

    Ведущий таких концертов помогает расставить смысловые акценты в еще не сформировавшихся привязанностях и симпатиях юных слушателей и является скорее, модератором, задающим интеллектуальный тон мероприятиям и, конечно же, настроение.

Когда говоришь ученику о его возможности участия в концертах, реакция ребенка незамедлительная: «Когда?» и это не может не радовать!

      С большим удовольствием юные артисты выступают в детских садах. И с особым трепетом относятся к концертам в родных стенах –  в садах,  которые они еще недавно посещали сами.

Здесь их ждет благоприятная морально – психологическая атмосфера, которая является важным элементом в создании ситуации успеха.   Концерты для более взрослых зрителей нацелены на знакомство с музыкальными стилями и жанрами разных эпох и играют большую роль в популяризации русского народного творчества, классической и джазовой музыки, мировых шедевров.

    Серия таких концертов проходят  в библиотеках, реабилитационных центрах. Тематика проводимых концертов разнообразна. «Без музыки не проживу и дня!» – концерт, посвященный Международному дню музыки, который проходил в Детской библиотеке имени П. П. Бажова,

«Славим годы золотые!» – концерт – интерактив, посвященный Международному дню пожилых людей. Этот концерт проходил в Городской библиотеке имени Н. Гоголя.

Посещая такие концерты, зрители  приобретают музыкальные познания, которые обогащают их внутренний мир, а юные исполнители, в свою очередь,  вносят  вклад в развитие музыкальной культуры. Таким образом, филармоническая деятельность благодатно влияет  на качество процесса обучения и воспитания, как слушателей, так и исполнителей.

Существует множество целесообразных методов повышения эффективности культурного пространства. Творческая обстановка просветительской работы, практические наработки Детской филармонии и тесная координация методических начинаний – всё это в синтезе формируют аналитическое мышление, художественный  вкус и  эстетическое развитие всех  участников без исключения, делая, таким образом, Детскую филармонию ни чем-то мифическим, а вполне реальным, жизнеспособным проектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram