Авторы:
1.Шапошникова Ярослава Валерьевна (заведующий фортепианным отделением, преподаватель высшей квалификационной категории)
2.Мармузова Ксения Александровна (заведующий хоровым отделением, преподаватель первой квалификационной категории)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования “Детская музыкальная школа №4 им. Д.А. Хворостовского”
ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Сколько существует российская педагогика столько и существует необходимость создания ребенку «социальной ситуации развития», а именно среды творческого общения, которую невозможно заменить даже самым ярким, насыщенным и интересным уроком.
Создание культурного пространства, объединяющего все социальные институты (образовательные и культурные учреждения, семью) работающие с юным поколением – это уже не прихоть, а необходимость в современной музыкальной школе.
Здесь хочется упомянуть высказывание выдающегося педагога В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Отсюда следует, что значимость музыкальной школы уже давно выходит за рамки развития мотивации учащихся к познанию и творчеству, но и затрагивает такие области, как воспитательная и просветительская.
Формирование новых технологий в образовательной и воспитательной системах школы, погружение юных артистов и слушателей в активную концертную деятельность посредством создания Детской филармонии – вот один из шагов к становлению успешного ученика – музыканта.
Так что же такое Детская филармония в современной музыкальной школе? Можно ли благодаря ей приобщить учащихся к отзывчивому, бережному отношению к музыке?
Как известно, будущее каждого человека во многом определяют впечатления детства. Важно, чтобы на раннем этапе становления личности ребенок знакомился с художественно – ценными образцами искусства. Поэтому можно смело утверждать, что детская филармония в музыкальной школе – это инвестиция в будущее.
Детская филармония – это творческий тандем, призванный раскрывать потенциал каждого ее участника и приобщать его к процессу сотворчества. Он способствует не только демократизации учебного процесса, но и способен повлиять на гармонизацию взаимоотношений учитель – ученик.
Цели Детской филармонии:
- Объединение солистов, детских и юношеских ансамблей в творческий союз, который будет благотворно влиять на культурные потребности детей;
- Формирование музыкальной культуры слушателя, а также развитие способностей к восприятию музыки;
Задачи Детской филармонии:
- Организовывать тематические концерты, творческие встречи;
- Подбирать художественно – ценный репертуар и демонстрировать его качественное исполнение;
- Учитывать возрастные особенности детей и умело подбирать соответствующую форму проведения концерта;
4. Направлять концертную деятельность на развитие воображения и художественно – эстетического вкуса;
- Соблюдать продолжительность концертных мероприятий исходя из возраста слушателей;
Основные принципы организации деятельности Детской филармонии:
- Планомерность
- Последовательность
- Систематичность
Здесь хочется заострить внимание на том, что этот вид деятельности учащихся – неотъемлемая часть образовательного процесса в ДМШ и является успешной результативной педагогической деятельностью, а также естественным продолжением учебной работы.
Мероприятия Детской филармонии рассчитаны на разную аудиторию. Филармоническая деятельность в музыкальной школе предполагает подготовку грамотного слушателя в принципе, и ориентирована не только на учащихся ДМШ и ДШИ.
Цикл концертов для юных слушателей непринужденно и увлекательно знакомит их с волшебным миром музыки. Особенностью таких концертов является их интерактивность, когда дети являются не только слушателями, но и непосредственными участниками действа, таким образом, давая обратную связь: радуясь, танцуя, подпевая…
Ведущий таких концертов помогает расставить смысловые акценты в еще не сформировавшихся привязанностях и симпатиях юных слушателей и является скорее, модератором, задающим интеллектуальный тон мероприятиям и, конечно же, настроение.
Когда говоришь ученику о его возможности участия в концертах, реакция ребенка незамедлительная: «Когда?» и это не может не радовать!
С большим удовольствием юные артисты выступают в детских садах. И с особым трепетом относятся к концертам в родных стенах – в садах, которые они еще недавно посещали сами.
Здесь их ждет благоприятная морально – психологическая атмосфера, которая является важным элементом в создании ситуации успеха. Концерты для более взрослых зрителей нацелены на знакомство с музыкальными стилями и жанрами разных эпох и играют большую роль в популяризации русского народного творчества, классической и джазовой музыки, мировых шедевров.
Серия таких концертов проходят в библиотеках, реабилитационных центрах. Тематика проводимых концертов разнообразна. «Без музыки не проживу и дня!» – концерт, посвященный Международному дню музыки, который проходил в Детской библиотеке имени П. П. Бажова,
«Славим годы золотые!» – концерт – интерактив, посвященный Международному дню пожилых людей. Этот концерт проходил в Городской библиотеке имени Н. Гоголя.
Посещая такие концерты, зрители приобретают музыкальные познания, которые обогащают их внутренний мир, а юные исполнители, в свою очередь, вносят вклад в развитие музыкальной культуры. Таким образом, филармоническая деятельность благодатно влияет на качество процесса обучения и воспитания, как слушателей, так и исполнителей.
Существует множество целесообразных методов повышения эффективности культурного пространства. Творческая обстановка просветительской работы, практические наработки Детской филармонии и тесная координация методических начинаний – всё это в синтезе формируют аналитическое мышление, художественный вкус и эстетическое развитие всех участников без исключения, делая, таким образом, Детскую филармонию ни чем-то мифическим, а вполне реальным, жизнеспособным проектом.