Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ивангородская ДШИ»
Конспект учебного занятия
«Чтение с листа в классе шестиструнной гитары»
Преподаватель по классу гитары Несветаева Татьяна Ивановна
Предмет: Чтение с листа на шестиструнной гитаре в ДШИ
Урок проведен с учеником третьего класса Селезневым Артемом
Продолжительность занятия — 20 минут
Цель урока: формирование навыков чтения нот с листа, умение применить полученные навыки при самостоятельной работе с новым произведением
Задачи урока:
1.Обучающие:
– формирование навыков грамотного прочтения нотного текста
2.Развивающие:
- развитие внимания
- активизирование творческих навыков
- обогащение музыкального опыта
3.Воспитательные:
- воспитание внимания
- творческого мышления
- желания знакомиться с новым музыкальным материалом
Форма урока: учебное занятие
Форма организации урока: индивидуальная
Структура урока:
1.Вводная часть
- приветствие
- постановка цели занятия
- подготовка нотного материала
- практическая работа
2.Подведение итогов
Планируемый результат урока: дать ученику комплекс знаний, направленных на внимательное прочтение текста, точное соблюдение аппликатуры, ритмического рисунка, выполнение динамики и характера произведения.
Материально-техническое оснащение:
- кабинет
- метроном
- письменный стол, стулья
- гитары
- пюпитр
- подставка для ноги
- ноты
- канцелярские принадлежности.
Ход урока:
Добрый день! Тема сегодняшнего урока — чтение с листа. Формирование навыка чтения нот с листа особенно актуально для учащихся на начальном этапе обучения. Очень важно научить ребенка сразу внимательно читать нотный текст, обращать внимание на аппликатуру и ритмический рисунок. Давно известно, что переучивать труднее, чем выучить правильно. Недостаточное внимание к чтению с листа затрудняет и замедляет дальнейшую работу над музыкальным произведением.
Артем, я предлагаю прочитать русскую народную песню «Ах, ты, зимушка-зима». Прежде, чем играть, посмотри, какой размер, определи тональность, просмотри ритмический рисунок, назови темп.
( предполагаемый ответ)
А теперь проиграй эту мелодию. Как видишь, она написана в один голос, поэтому больше удели внимания на ритм.
( Артем играет. При этом могут быть ошибки в нотах и ритме. Тогда надо указать на них и попробовать еще раз).
Вот видишь, уже получилось более правильно, да и темп приблизился к указанному в нотах.
А сейчас мы возьмем дуэт Л. Ивановой и сыграем вместе. Сначала ты проиграешь текст один. Определи тональность, просмотри ритмический рисунок. Обрати внимание, что ритм повторяется в трех тактах, а четвертом — другой.
( Артем играет)
А теперь играем вместе. При этом очень важно не останавливаться и не пытаться исправить неправильно сыгранную ноту.
(Играем вместе)
Артем, как ты считаешь, у нас все получилось?
(Предполагаемый ответ)
А теперь попробуем еще раз и постараемся придать нужный характер этой пьесе. Она написана в темпе Allegretto. Что это значит?
(предполагаемый ответ)
(играем вместе)
Сейчас у нас получилось лучше. Артем, тебе понравилось играть дуэтом? А что такое «дуэт»?
(предполагаемый ответ)
Урок закончен. Я желаю тебе, Артем, стараться дома самому брать ноты и читать с листа. У тебя все получится, а что будет непонятно, я потом объясню на уроке.
Подведение итогов:
1.Были сыграны две пьесы
2.Проработано определение тональности, ритмического рисунка, темпа.
Методы обучения:
- словесный (устное изложение, беседа)
- практический (проигрывание текста)
Нотная литература:
«Чтение с листа на уроках гитары», составители А.А. Николаев, А.С. Николаева.
Л.Иванова «Школа радости» 1-2 годы обучения
Самоанализ урока
Урок посвящен чтению нот с листа на шестиструнной гитаре. Проводился с учеником третьего класса Селезневым Артемом. Мальчик старательный, исполнительный, общительный. К занятиям музыкой относится с интересом и ответственностью. К уловным недостаткам можно отнести некоторую неуверенность в своих силах, особенно на начальном периоде обучения. Но постепенно он избавляется от этого. С моей помощью Артем старается преодолеть трудности и в чтении с листа.
На сегодняшнем уроке я предложила прочитать и разобраться в тексте русской народной песни «Ах, ты, зимушка-зима» и Дуэта Л. Ивановой.
Проанализировав текст «Зимушки», Артем верно определил тональность, размер и просмотрел ритмический рисунок. Проиграв первый раз в спокойном темпе, допустил некоторые ошибки в тексте. Но во второй раз получилось лучше, он учел ошибки и исправил их.
Вторая пьеса — Дуэт Л. Ивановой мы должны играть вместе. Сначала Артем правильно определил тональность, размер и просмотрел ритмический рисунок. Он обратил внимание на мою подсказку относительно ритма и правильно справился с ним. Первый раз ученик сыграл текст один, чтобы ознакомиться. Во второй раз мы играли вместе, и у нас все получилось.
Я считаю, что урок прошел плодотворно , и цель была достигнута: в процессе урока формировались навыки грамотного прочтения текста, развития внимания и желания знакомиться с новым музыкальным материалом. А также добиваться результата, несмотря на трудности. Игра дуэтом тоже дает положительный результат.
На уроке были использованы следующие методы:
- словесный (беседа, объяснение)
- практический
Были поставлены конкретные задачи и , на мой взгляд, Артем с ними справился.
К этому могу добавить, что в учебной программе дается очень мало времени на чтение с листа, а ведь эта дисциплина имеет очень важное значение в обучении: развивает внимание, внимательное отношение к тексту, способность самостоятельно разбирать нотный текст, стремление к ознакомлению с разными музыкальными произведениями.
Преподаватель Несветаева Т.И.