header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

 «Чтение с листа в классе шестиструнной гитары» 

17 октября, 2023
QR Code

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ивангородская ДШИ» 

Конспект учебного занятия

 «Чтение с листа в классе шестиструнной гитары» 

Преподаватель по классу гитары Несветаева Татьяна  Ивановна

Предмет: Чтение с листа  на шестиструнной гитаре  в ДШИ

Урок проведен с учеником третьего класса Селезневым Артемом

Продолжительность занятия — 20 минут

Цель урока: формирование навыков чтения нот с листа, умение применить полученные навыки при самостоятельной работе с новым произведением

Задачи урока:

1.Обучающие:

–   формирование навыков грамотного прочтения нотного текста

2.Развивающие:

  • развитие внимания
  • активизирование творческих навыков
  • обогащение музыкального опыта

3.Воспитательные:

  • воспитание внимания
  • творческого мышления
  • желания знакомиться с новым музыкальным материалом

 

Форма урока: учебное занятие

Форма организации урока: индивидуальная

Структура урока:

1.Вводная часть

  • приветствие
  • постановка цели занятия
  • подготовка нотного материала
  • практическая работа

2.Подведение итогов

 Планируемый результат урока: дать ученику комплекс знаний, направленных на внимательное прочтение текста, точное соблюдение аппликатуры, ритмического рисунка, выполнение динамики и характера произведения.

    Материально-техническое оснащение:

  • кабинет
  • метроном
  • письменный стол, стулья
  • гитары
  • пюпитр
  • подставка для ноги
  • ноты
  • канцелярские принадлежности.

Ход урока:

Добрый день! Тема сегодняшнего урока — чтение с листа. Формирование навыка чтения нот с листа особенно актуально для учащихся на начальном этапе обучения. Очень важно научить ребенка сразу внимательно читать нотный текст, обращать внимание на аппликатуру и ритмический рисунок. Давно известно, что переучивать труднее, чем выучить правильно. Недостаточное внимание к чтению с листа затрудняет и замедляет дальнейшую работу над музыкальным произведением.

Артем, я предлагаю прочитать русскую народную песню «Ах, ты, зимушка-зима». Прежде, чем играть, посмотри, какой размер, определи тональность, просмотри ритмический рисунок, назови темп.

( предполагаемый ответ)

А теперь проиграй эту мелодию. Как видишь, она написана в один голос, поэтому больше удели внимания  на ритм.

( Артем  играет.  При этом могут быть ошибки в нотах и ритме.  Тогда  надо указать  на них  и попробовать еще раз).

Вот видишь, уже получилось более правильно, да и темп приблизился к указанному в нотах.

А сейчас мы возьмем дуэт Л. Ивановой и сыграем вместе. Сначала ты проиграешь текст один. Определи тональность, просмотри ритмический рисунок. Обрати внимание, что ритм повторяется в трех тактах, а четвертом — другой.

( Артем играет)

А теперь играем вместе. При этом очень важно не останавливаться и не пытаться исправить неправильно сыгранную ноту.

(Играем вместе)

Артем, как ты считаешь, у нас все  получилось?

(Предполагаемый ответ)

А теперь попробуем еще раз и постараемся придать нужный характер этой пьесе. Она написана в темпе Allegretto. Что это значит?

(предполагаемый ответ)

(играем вместе)

Сейчас у нас получилось лучше.  Артем, тебе понравилось играть дуэтом? А что такое «дуэт»?

(предполагаемый ответ)

Урок закончен. Я желаю тебе, Артем, стараться дома самому брать ноты и читать с листа. У тебя все получится, а что будет непонятно, я потом объясню на уроке.

       Подведение итогов:

1.Были  сыграны две пьесы

2.Проработано определение тональности, ритмического рисунка, темпа.

 

    Методы обучения:

  • словесный (устное изложение, беседа)
  • практический (проигрывание текста)

 

Нотная литература:

«Чтение с листа на уроках гитары», составители А.А. Николаев, А.С. Николаева.

Л.Иванова «Школа радости» 1-2 годы обучения

Самоанализ урока

 

Урок посвящен чтению нот с листа на шестиструнной гитаре. Проводился с учеником третьего класса Селезневым Артемом.           Мальчик старательный, исполнительный, общительный. К занятиям музыкой относится с интересом и ответственностью. К уловным недостаткам можно отнести некоторую неуверенность в своих силах, особенно на начальном периоде обучения. Но постепенно он избавляется от этого. С моей помощью Артем старается преодолеть трудности и в чтении с листа.

На сегодняшнем уроке я предложила  прочитать и разобраться в тексте русской народной песни «Ах, ты, зимушка-зима» и Дуэта Л. Ивановой.

Проанализировав текст «Зимушки», Артем верно определил тональность, размер и просмотрел ритмический рисунок. Проиграв первый раз в спокойном темпе, допустил некоторые ошибки в тексте. Но во второй раз получилось лучше, он учел ошибки и исправил их.

Вторая пьеса — Дуэт Л. Ивановой мы должны играть вместе.  Сначала Артем правильно определил тональность, размер и просмотрел ритмический рисунок. Он обратил внимание на мою подсказку относительно ритма и правильно справился с ним. Первый раз ученик сыграл текст один, чтобы ознакомиться. Во второй раз мы играли вместе, и у нас все получилось.

Я считаю, что урок прошел плодотворно , и цель была достигнута: в процессе урока формировались навыки грамотного прочтения текста, развития внимания и желания знакомиться с новым музыкальным материалом. А также добиваться результата, несмотря на трудности. Игра дуэтом тоже дает положительный результат.

На уроке были использованы следующие методы:

  • словесный (беседа, объяснение)
  • практический

Были поставлены конкретные задачи и , на мой взгляд, Артем с ними справился.

К этому могу добавить, что в учебной  программе дается очень мало времени на чтение с листа, а ведь эта дисциплина имеет очень важное  значение в обучении: развивает внимание, внимательное отношение к тексту, способность самостоятельно разбирать нотный текст, стремление к ознакомлению с разными музыкальными произведениями.

 

Преподаватель             Несветаева Т.И.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram