header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Ансамблевое музыцирование в скрипичном классе, как средство формирования основных качеств музыканта-исполнителя.

13 мая, 2024
QR Code

Автор: Иванова Жанна Васильенва

Место работы; Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 41»

Должность: преподаватель

 

Ансамблевое музыцирование в скрипичном классе, как средство формирования основных качеств музыканта-исполнителя.

 

Ансамблевое музыцирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор; воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы произведения. Развиваются профессионально-психологические качества: – наблюдательность; – слуховой контроль; – рационализация игровых движений. Мобилизуются ресурсы, появляется больше возможностей для выступления учащихся различного уровня подготовки, с активной концертной деятельностью появляется интерес и осмысленное отношение к процессу занятий, ребёнок ощущает результативность и значимость своей работы.

Технология сотрудничества, которая применятся в процессе обучения по предмету, основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Вступая в общение и участвуя в совместной деятельности, учащиеся учатся не только исполнительскому мастерству, но и активно взаимодействуют друг с другом. Таким образом, представляя собой технологию личностно ориентированного обучения, основанного на принципах, взаимозависимость учащихся; личная ответственность каждого учащегося за собственные успехи и успехи коллектива, слуховой контроль в процессе совместного исполнения (умения не только себя, но и  друг друга); умение управлять процессом исполнения во время игры;

Как правило, до самого последнего момента перед выступлением идет постоянная работа над основными сложностями, которые характерны не только в классе ансамбля, но и на уроках по специальности.

А именно:

  • синхронности при взятии, снятии звука и переносах смычка.
  • Точное интонирование, умение исполнить свою партию в общем гармоническом строе (аккордовом мышлении)
  • Равновесие звучания в партиях, передача  от партнера к партнеру
  • Согласование приемов звукоизвлечения, единство штриховой техники.
  • Единство динамики, фразировки.
  • Соблюдение общности ритмического пульса
  • Единство темпа, как средство выразительности.
  • Использование особых тембральных возможностей инструмента, как средство интерпретации.

Синхронное исполнение не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания, а также определенного исполнительского опыта.  Учащимся, должны обладать умением делать ауфтакт, этот прием дирижерского замаха,  должен выполняться на протяжении всего произведения и служить координатором действии ведущего голоса с остальными партиями. Перенос смычка также должен быть в едином темпе и обладать единой амплитудой.

Нечистое интонирование – один из наиболее распространенных недостатков обучающихся игре на скрипке. С этим недостатком, как правило, продолжается работа до конца периода обучения в музыкальной школе и продолжается все последующие годы в училище и консерватории.  Нет необходимости доказывать, насколько нечистая интонация снижает качество музыкального исполнения. В ансамбле идет работа над развитием не только мелодического, но и гармонического слуха.

В этой пьесе есть ряд мест, где учащимся необходимо следить за балансом звучания, чтобы мелодия « не терялась» а переходила из голоса в голос, также местами идет  перекличка-диалог.

Единство штриховой техники играет ключевую роль в ансамбле. Учащиеся не всегда одинаково владеют штриховой техникой и, как правило, имеют свой индивидуальный штриховой почерк, и взгляд на исполнение штриха. Одинаковые и синхронно-точные штрихи являются одним из признаков хорошего ансамбля, тем более что скрипачи находятся на виду у зрительского зала и штриховой разнобой видит и понимает даже неискушённый зритель.

Очень важно специально сосредоточить внимание учащихся на динамике в исполнении произведения данного стиля и жанра. Наиболее распространённый недостаток  – динамическое однообразие. Важно раскрыть смысл динамического указания, исходя из содержания музыки, тогда естественно появится нужный нюанс, и исполнение будет более ярким. Динамика и фразировка должна быть четкой и выпуклой, мелизмы исполнены в одной манере.

В ансамбле, в отличие от сольного исполнения, ритмические недочеты очень заметно нарушают целостность впечатления. В скрипичном ансамбле ритм обладает особым качеством – он коллективный. Каждому ребенку присуще свое чувство ритма, поэтому согласованность и слаженность достигается далеко не сразу. Жанровая особенность «Чардаша» подразумевает некую ритмическую свободу в исполнении, схематичность ритма не дает нужного эффекта,  ритм должен быть  гибким и живым. Общность понимания и чувствования темпа – одно из необходимых условий для исполнителей.

Одной из художественных задач скрипача является использование особых тембральных возможностей инструмента. Полезно спрашивать учеников, какой характер звука, по их мнению, соответствует той или иной фразе. Бережное и сосредоточенное отношение к звуку является необходимой предпосылкой художественного исполнения.

 

В заключении подчеркну, что ансамблевое музицирование – в данный момент входит в перечень необходимых предметов для изучения по нормативам ФГТ и дает преподавателю возможность приобщить к этому творчеству детей своего класса с различным уровнем подготовки, активно участвовать в концертной деятельности, получая необходимый опыт выступления на сцене.

Ансамбль  – это одна из самых интересных и плодотворных форм работы как с начинающими скрипачами, так и продолжающими обучение в старших классах. При игре в ансамбле прекрасно развивается гармонический, мелодический, слух, чувство темпа, ритма, музыкальная память. Дети учатся слышать и понимать внутренний мир музыки, растут и развиваются в эмоциональном и эстетическом плане.

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе