Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

«Ансамблевое музицирование в младших и средних классах в ДШИ»

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Автор: Рожанская Лариса Алексеевна, преподаватель первой категории  по классу  фортепиано, Государственное учреждение дополнительного образования Луганской Народной Республики «Краснолучская детская школа искусств»

Методическая разработка открытого урока на тему: «Ансамблевое музицирование в младших и средних классах ДШИ».

Тип урока: комплексный.

Цель урока: развитие навыка ансамблевой игры, достижение синхронности и целостности исполнения.

Задачи:

1.Образовательные: работа над совершенствованием умений и навыков ансамблевой игры.

2.Развивающие: развитие технических навыков, чувства метроритма, гармонического слуха,музыкальной памяти  и мышления обучающихся.

3.Воспитательные: воспитание интереса к игре в ансамбле, чувства ответственности в коллективной работе.

Методы: словесный,  наглядный, практический.

План урока:

1.Организационный момент. Приветствие.

2.Игра в ансамбле (Бочалов Я., Лешанов А.).К. Влах. «Старый паровоз».

  1. Игра в ансамбле (Антипова В., Бочалов Я.). М. Шмитц. «Принцесса танцует вальс».
  2. Игра в ансамбле (преп. Рожанская Л.А., Антипова В.).Э. Градецки. «Лунная дорожка».

5.Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие. Постановка  цели урока.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке мы будем заниматься игрой в ансамбле и вспомним, какие же особенности характерны для такого вида музицирования.

  1. Игра в ансамбле ( Бочалов Я., Лешанов А.)К. Влах. «Старый паровоз».

Преподаватель: Ребята, давайте вспомним, что означает слово «ансамбль»?

Обучающиеся: Ансамбль – это вид совместного музицирования, умение сыграть вместе, синхронно. К видам ансамблям относятся дуэт, трио, квартет, квинтет  и т.д.

Преподаватель: Верно, при этом в фортепианном ансамбле можно играть как на одном инструменте, так и на двух разных. Чем же отличается посадка при игре в ансамбле в четыре руки на одном инструменте от  расположения за отдельными инструментами?

Обучающиеся: Партнеры должны правильно  поделить клавиатуру, то есть держать локти так, чтобы не мешать друг другу. Особенно это касается случаев, когда их партии сближаются.

Преподаватель: Хорошо, какие еще особенности ансамблевого музицирования вы можете назвать?

Обучающиеся: Педализация – педалирует исполнитель второй партии, так как она обычно является гармонической основой мелодии. Важно слушать общее звучание ансамбля.

-Верно. Что еще очень важно в ансамбле?

-Главное в ансамбле – это синхронность игры. Синхронность заключается в одновременном начале  и окончании произведения, соблюдении единого темпа в обеих партиях, выдерживание общего ритмического движениях при смене длительностей, изменении темпа, в пассажах, при ускорениях или замедлениях. Важную роль также играет динамика как средство выразительности.

-Все верно, молодцы. Переходим  к первому произведению – «Старый паровоз» (преподаватель приглашает первую пару исполнителей к инструменту).

Преподаватель: Итак, кто автор данной пьесы?

Обучающиеся: Автор- Карл Влах, чешский джазовый музыкант XX века.

-Верно, давайте вспомним , что такое джаз?

-Джаз – это род музыки, появившийся на рубеже XIX и XX  веков в результате смешения  дух культур –европейской и афроамериканской.

-Все верно.На какие особенности , присущие именно джазовой музыке, мы должны обратить здесь внимание?

-Это пунктирный ритм, или свинг – особый джазовый прием исполнения, при котором играем не ровными восьмыми, а пунктиром.

-Да, и такое пульсирующее свинговое  движение сохраняется на протяжении всего произведения (показ).Артему, играющему сопровождение, очень важно выдерживать его от начала до завершения произведения. К джазовым особенностям относятся также акценты на слабые доли такта (неравномерные) и синкопированный ритм  (синкопа –перенесение акцента с сильной доли на слабую). Скажите, ребята, в какой тональности  и форме написана пьеса «Старый паровоз»?

-В тональности До мажор, в простой трехчастной репризной форме АВА (простая трехчастная — форма, в которой каждая из частей по структуре не сложнее периода).

-Определение периода?

-Период – это простейшая  самостоятельная музыкальная форма, состоящая из нескольких предложений (чаще всего двух), предложения – из фраз, фразы –из мотивов (показ наглядной схемы строения периода).

-Верно. В этом произведении также есть вступление (4 такта) (показ). Как вы думаете, вступление говорит о характере пьесы?

-Да, конечно. В нем есть тот самый активный, пульсирующий пунктирный ритм, создающий активный и веселый характер, ощущение непрерывного движения.

-Хорошо, мы уже говорили о том, что каждая из трех частей пьесы по форме представляет собой период. А что означают цифры в конце построения?

-Это сокращенное обозначение вольты. Первая вольта –окончание первого периода, вторая – окончание второго (обучающиеся играют отдельно 1 и 2 вольты).

Преподаватель предлагает обучающимся сыграть первую часть пьесы  в четыре руки, обращая внимание на синхронность исполнения, ритмические трудности, акценты на слабые доли такта (игра обучающихся в ансамбле).

Преподаватель: Молодцы, ребята. Переходим  к среднему разделу произведения. В нем происходит модуляция в тональность Ми бемоль мажор, что сопровождается появлением большого количества  случайных знаков – бемолей. Середина написана также в форме периода из двух предложений, последнее из которых подводит в общей кульминации. Обратите внимание на ритмические  особенности: в сопровождении сохраняется  триольная свинговая пульсация в сочетании с ровным движением четвертными длительностями.

Показ преподавателя. Игра обучающихся  в ансамбле. Преподаватель  обращает внимание на синхронность исполнения обеих партий, ритмические особенности, фразировку, ведение динамической линии с подведением в кульминации в конце второго предложения (кульминация подчеркивается регистрово и динамически).Наконец, реприза –точный повтор первой части.

  1. Игра в ансамбле (Антипова В., Бочалов Я.)М. Шмитц. «Принцесса танцует вальс».

Преподаватель: Переходим в следующему произведению –«Принцесса танцует вальс», Автор пьесы – известный немецкий джазовый композитор, музыкант, педагог Манфред Шмитц (демонстрация фото). Он много концертировал, выступал со своим ансамблем – джазовым трио, которое имело большой успех и отмечено почетными наградами. Для нас М. Шмитц известен прежде всего как замечательный композитор, его музыка всегда интересная, увлекательная. Итак, в какой форме написана эта пьеса?

Обучающиеся: В простой трехчастной не контрастной форме.

Преподаватель: Давайте вспомним разновидности простой трехчастной формы?

Обучающиеся: Констрастная (АВА), не контрастная (АА1А) и АВС, в которой каждая часть отличается по материалу.

-Все верно. Какой характер пьесы?

-Нежный, лирический, легкий, воздушный (программность названия).

-Какими средствами выразительности композитор создает такой образ?

-Певучая, выразительная мелодия, которая излагается в унисон в верхнем регистре. Ее звучание напоминает игру скрипок в оркестре. Фактура легкая, прозрачная, не насыщенная аккордами. Сопровождение типично вальсовое –бас и два аккорда, размер три четверти.

-Давайте вспомним, что такое жанр вальса?

-Вальс – жанр танцевальной музыки, появившийся в конце XIX века в Германии, Австрии и Чехии. В переводе означает «вертеться», «кружиться».

-Да, и композитор не случайно выбрал именно жанр вальса, ведь это один из самых романтичных больных танцев. Какие еще ритмические особенности можно отметить в этой пьесе?

-Сочетание ровного движения четвертными длительностями и синкопирование.

-Какие вы можете назвать виды синкоп?

-Синкопы бывают внутритактовые и междутактовые. Они придают здесь  переменчивый и прихотливый характер музыки.

Обучающиеся исполняют пьесу в ансамбле.

  1. Игра в ансамбле (преп. Рожанская Л.А., Антипова В.). Э. Градецки. «Лунная дорожка».

Преподаватель: Итак, переходим  к рассмотрению третьего произведения – это композиция еще одного известного джазового музыканта Эмиля Градецки «Лунная дорожка» (демонстрация изображения композитора). Что можно сказать об этой пьесе? Уже авторская ремарка в начале говорит о жанровой принадлежности к стилю буги-вуги (обучающиеся дают определение –жанр фортепианной музыки, сложившийся  в середине XX  века. Для буги –вуги характерна особая блюзовая форма, лад, гармония Блюзовый лад – это мажорная гамма с пропущенными 2 и 6 ступенями и пониженными 3,5 и 7 ступенями. Блюзовая форма – квадратный период из трех предложений по четыре такта в каждом, где первое основано на тонике, второе  -TTSS, а третье – DSTT(D). После изложения темы (блюзовый квадрат) следует ряд импровизаций

Демонстрация наглядного материала –схемы блюзовой формы:

1 предложение:  TTTT

2 предложение: SSTT

3 предложение:  DSTT(D)

 

Преподаватель: При этом  в обеих партиях происходит перекличка, разговор двух действующих лиц в верхнем и нижнем регистрах, с совершенно одинаковым ритмическим рисунком, который вы должны исполнять не ровно, а  в свинговом движении.

(Игра первой части пьесы  в ансамбле)

Преподаватель: Обратим внимание на импровизации. Их всего две. В первой остается без изменений блюзовая форма и гармония. Что изменяется? Изменяются фактура сопровождения, а в мелодии появляются  мажоро-минорные интонации –натуральная и пониженная III ступень (показ). Во второй импровизации также сохраняется блюзовая основа на уровне формы, гармонии, а изменяется фактура и ритмический рисунок в первой партии (показ).Обратите также внимание на динамическое соотношение  фраз.

(Игра пьесы  в ансамбле)

  1. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание.

Преподаватель: Итак, сегодня мы исполняли  различные ансамблевые произведения. Давайте еще раз назовем особенности игры в ансамбле. Главное, на что мы обращаем внимание – это синхронность игры, которая подразумевает единство на ритмическом, фразировочном, динамическом, штриховом, темпом уровнях.

Синхронность исполнения в ансамбле:

1.Ритмическая – сочетание  пунктирного сопровождения и синкопированных ритмических рисунков в мелодии, единство темпа;

2.Фразировочная — соблюдение общей линии мелодического развития, ведения голосов к основным кульминационным точкам;

3.Динамическая и штриховая –единство в обеих партиях, играть одновременно, «как будто один исполнитель».

Домашнее задание: играть  партии рассмотренных произведений по нотам и на память, с учетом ритмических, динамических, штриховых, темповых особенностей.

 

 

Список используемой литературы:

1.А. Алексеев. «Методика обучения игре на фортепиано»
2. А. Готлиб. «Первые уроки фортепианного ансамбля»
3 . Г. Нейгауз. «Об искусстве фортепианной игры»

4.Флейман В. «Фортепианный дуэт. История и развитие жанра. Образовательная и развивающая роль в процессе обучения».

QR Code