Автор: Рожанская Лариса Алексеевна, преподаватель первой категории по классу фортепиано, Государственное учреждение дополнительного образования Луганской Народной Республики “Краснолучская детская школа искусств”
Методическая разработка открытого урока на тему: «Ансамблевое музицирование в младших и средних классах ДШИ».
Тип урока: комплексный.
Цель урока: развитие навыка ансамблевой игры, достижение синхронности и целостности исполнения.
Задачи:
1.Образовательные: работа над совершенствованием умений и навыков ансамблевой игры.
2.Развивающие: развитие технических навыков, чувства метроритма, гармонического слуха,музыкальной памяти и мышления обучающихся.
3.Воспитательные: воспитание интереса к игре в ансамбле, чувства ответственности в коллективной работе.
Методы: словесный, наглядный, практический.
План урока:
1.Организационный момент. Приветствие.
2.Игра в ансамбле (Бочалов Я., Лешанов А.).К. Влах. «Старый паровоз».
- Игра в ансамбле (Антипова В., Бочалов Я.). М. Шмитц. «Принцесса танцует вальс».
- Игра в ансамбле (преп. Рожанская Л.А., Антипова В.).Э. Градецки. «Лунная дорожка».
5.Итог урока. Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие. Постановка цели урока.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке мы будем заниматься игрой в ансамбле и вспомним, какие же особенности характерны для такого вида музицирования.
- Игра в ансамбле ( Бочалов Я., Лешанов А.)К. Влах. «Старый паровоз».
Преподаватель: Ребята, давайте вспомним, что означает слово «ансамбль»?
Обучающиеся: Ансамбль – это вид совместного музицирования, умение сыграть вместе, синхронно. К видам ансамблям относятся дуэт, трио, квартет, квинтет и т.д.
Преподаватель: Верно, при этом в фортепианном ансамбле можно играть как на одном инструменте, так и на двух разных. Чем же отличается посадка при игре в ансамбле в четыре руки на одном инструменте от расположения за отдельными инструментами?
Обучающиеся: Партнеры должны правильно поделить клавиатуру, то есть держать локти так, чтобы не мешать друг другу. Особенно это касается случаев, когда их партии сближаются.
Преподаватель: Хорошо, какие еще особенности ансамблевого музицирования вы можете назвать?
Обучающиеся: Педализация – педалирует исполнитель второй партии, так как она обычно является гармонической основой мелодии. Важно слушать общее звучание ансамбля.
-Верно. Что еще очень важно в ансамбле?
-Главное в ансамбле – это синхронность игры. Синхронность заключается в одновременном начале и окончании произведения, соблюдении единого темпа в обеих партиях, выдерживание общего ритмического движениях при смене длительностей, изменении темпа, в пассажах, при ускорениях или замедлениях. Важную роль также играет динамика как средство выразительности.
-Все верно, молодцы. Переходим к первому произведению – «Старый паровоз» (преподаватель приглашает первую пару исполнителей к инструменту).
Преподаватель: Итак, кто автор данной пьесы?
Обучающиеся: Автор- Карл Влах, чешский джазовый музыкант XX века.
-Верно, давайте вспомним , что такое джаз?
-Джаз – это род музыки, появившийся на рубеже XIX и XX веков в результате смешения дух культур –европейской и афроамериканской.
-Все верно.На какие особенности , присущие именно джазовой музыке, мы должны обратить здесь внимание?
-Это пунктирный ритм, или свинг – особый джазовый прием исполнения, при котором играем не ровными восьмыми, а пунктиром.
-Да, и такое пульсирующее свинговое движение сохраняется на протяжении всего произведения (показ).Артему, играющему сопровождение, очень важно выдерживать его от начала до завершения произведения. К джазовым особенностям относятся также акценты на слабые доли такта (неравномерные) и синкопированный ритм (синкопа –перенесение акцента с сильной доли на слабую). Скажите, ребята, в какой тональности и форме написана пьеса «Старый паровоз»?
-В тональности До мажор, в простой трехчастной репризной форме АВА (простая трехчастная – форма, в которой каждая из частей по структуре не сложнее периода).
-Определение периода?
-Период – это простейшая самостоятельная музыкальная форма, состоящая из нескольких предложений (чаще всего двух), предложения – из фраз, фразы –из мотивов (показ наглядной схемы строения периода).
-Верно. В этом произведении также есть вступление (4 такта) (показ). Как вы думаете, вступление говорит о характере пьесы?
-Да, конечно. В нем есть тот самый активный, пульсирующий пунктирный ритм, создающий активный и веселый характер, ощущение непрерывного движения.
-Хорошо, мы уже говорили о том, что каждая из трех частей пьесы по форме представляет собой период. А что означают цифры в конце построения?
-Это сокращенное обозначение вольты. Первая вольта –окончание первого периода, вторая – окончание второго (обучающиеся играют отдельно 1 и 2 вольты).
Преподаватель предлагает обучающимся сыграть первую часть пьесы в четыре руки, обращая внимание на синхронность исполнения, ритмические трудности, акценты на слабые доли такта (игра обучающихся в ансамбле).
Преподаватель: Молодцы, ребята. Переходим к среднему разделу произведения. В нем происходит модуляция в тональность Ми бемоль мажор, что сопровождается появлением большого количества случайных знаков – бемолей. Середина написана также в форме периода из двух предложений, последнее из которых подводит в общей кульминации. Обратите внимание на ритмические особенности: в сопровождении сохраняется триольная свинговая пульсация в сочетании с ровным движением четвертными длительностями.
Показ преподавателя. Игра обучающихся в ансамбле. Преподаватель обращает внимание на синхронность исполнения обеих партий, ритмические особенности, фразировку, ведение динамической линии с подведением в кульминации в конце второго предложения (кульминация подчеркивается регистрово и динамически).Наконец, реприза –точный повтор первой части.
- Игра в ансамбле (Антипова В., Бочалов Я.)М. Шмитц. «Принцесса танцует вальс».
Преподаватель: Переходим в следующему произведению –«Принцесса танцует вальс», Автор пьесы – известный немецкий джазовый композитор, музыкант, педагог Манфред Шмитц (демонстрация фото). Он много концертировал, выступал со своим ансамблем – джазовым трио, которое имело большой успех и отмечено почетными наградами. Для нас М. Шмитц известен прежде всего как замечательный композитор, его музыка всегда интересная, увлекательная. Итак, в какой форме написана эта пьеса?
Обучающиеся: В простой трехчастной не контрастной форме.
Преподаватель: Давайте вспомним разновидности простой трехчастной формы?
Обучающиеся: Констрастная (АВА), не контрастная (АА1А) и АВС, в которой каждая часть отличается по материалу.
-Все верно. Какой характер пьесы?
-Нежный, лирический, легкий, воздушный (программность названия).
-Какими средствами выразительности композитор создает такой образ?
-Певучая, выразительная мелодия, которая излагается в унисон в верхнем регистре. Ее звучание напоминает игру скрипок в оркестре. Фактура легкая, прозрачная, не насыщенная аккордами. Сопровождение типично вальсовое –бас и два аккорда, размер три четверти.
-Давайте вспомним, что такое жанр вальса?
-Вальс – жанр танцевальной музыки, появившийся в конце XIX века в Германии, Австрии и Чехии. В переводе означает «вертеться», «кружиться».
-Да, и композитор не случайно выбрал именно жанр вальса, ведь это один из самых романтичных больных танцев. Какие еще ритмические особенности можно отметить в этой пьесе?
-Сочетание ровного движения четвертными длительностями и синкопирование.
-Какие вы можете назвать виды синкоп?
-Синкопы бывают внутритактовые и междутактовые. Они придают здесь переменчивый и прихотливый характер музыки.
Обучающиеся исполняют пьесу в ансамбле.
- Игра в ансамбле (преп. Рожанская Л.А., Антипова В.). Э. Градецки. «Лунная дорожка».
Преподаватель: Итак, переходим к рассмотрению третьего произведения – это композиция еще одного известного джазового музыканта Эмиля Градецки «Лунная дорожка» (демонстрация изображения композитора). Что можно сказать об этой пьесе? Уже авторская ремарка в начале говорит о жанровой принадлежности к стилю буги-вуги (обучающиеся дают определение –жанр фортепианной музыки, сложившийся в середине XX века. Для буги –вуги характерна особая блюзовая форма, лад, гармония Блюзовый лад – это мажорная гамма с пропущенными 2 и 6 ступенями и пониженными 3,5 и 7 ступенями. Блюзовая форма – квадратный период из трех предложений по четыре такта в каждом, где первое основано на тонике, второе -TTSS, а третье – DSTT(D). После изложения темы (блюзовый квадрат) следует ряд импровизаций
Демонстрация наглядного материала –схемы блюзовой формы:
1 предложение: TTTT
2 предложение: SSTT
3 предложение: DSTT(D)
Преподаватель: При этом в обеих партиях происходит перекличка, разговор двух действующих лиц в верхнем и нижнем регистрах, с совершенно одинаковым ритмическим рисунком, который вы должны исполнять не ровно, а в свинговом движении.
(Игра первой части пьесы в ансамбле)
Преподаватель: Обратим внимание на импровизации. Их всего две. В первой остается без изменений блюзовая форма и гармония. Что изменяется? Изменяются фактура сопровождения, а в мелодии появляются мажоро-минорные интонации –натуральная и пониженная III ступень (показ). Во второй импровизации также сохраняется блюзовая основа на уровне формы, гармонии, а изменяется фактура и ритмический рисунок в первой партии (показ).Обратите также внимание на динамическое соотношение фраз.
(Игра пьесы в ансамбле)
- Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание.
Преподаватель: Итак, сегодня мы исполняли различные ансамблевые произведения. Давайте еще раз назовем особенности игры в ансамбле. Главное, на что мы обращаем внимание – это синхронность игры, которая подразумевает единство на ритмическом, фразировочном, динамическом, штриховом, темпом уровнях.
Синхронность исполнения в ансамбле:
1.Ритмическая – сочетание пунктирного сопровождения и синкопированных ритмических рисунков в мелодии, единство темпа;
2.Фразировочная – соблюдение общей линии мелодического развития, ведения голосов к основным кульминационным точкам;
3.Динамическая и штриховая –единство в обеих партиях, играть одновременно, «как будто один исполнитель».
Домашнее задание: играть партии рассмотренных произведений по нотам и на память, с учетом ритмических, динамических, штриховых, темповых особенностей.
Список используемой литературы:
1.А. Алексеев. «Методика обучения игре на фортепиано»
2. А. Готлиб. «Первые уроки фортепианного ансамбля»
3 . Г. Нейгауз. «Об искусстве фортепианной игры»
4.Флейман В. «Фортепианный дуэт. История и развитие жанра. Образовательная и развивающая роль в процессе обучения».