Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

АНСАМБЛЬ БАЯНИСТОВ КАК ВИД ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

В последнее время заметно возрос интерес к ансамблевой игре, в том числе к ансамблю баянистов. Во многих музыкальных школах и вузах существуют ансамбли баянистов и аккордеонистов.

Так, например, в 11-й музыкальной школе г.Мариинска успешно действует трио «Росичи» (руководитель Голозубова Т.Е.), в городе Киселевск функционирует детский ансамбль «Островок надежды» (руководитель Ларчик О.В.) и педагогический ансамбль «Русские напевы» в составе: Н.Абраменко (баян) и О.Ларчик (аккордеон) на базе детской музыкальной школы №17.

В нашей школе искусств на протяжении ряда лет существует ансамбль баянистов и аккордеонистов. Примеров можно привести великое множество, не говоря уже о всем известном эстрадном дуэте «Баян-Микс».

Это не случайно. Ведь ансамблю баянистов, подобно малому оркестру, доступен самый разнообразный репертуар. А если учесть оперативность таких коллективов, то становится ясным, что они имеют большую перспективу.

В данном докладе сделана попытка раскрыть основные аспекты деятельности ансамбля баянистов. Это установление психологического климата в детском коллективе, создание творческой атмосферы, воспитание морально-этических качеств участников, те есть те факторы, которые помогают сплотить ансамбль.

«Ансамбль» (от французского ensemble – вместе) – группа исполнителей, выступающих совместно.

Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкальных исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание музыкального произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе.

Работа в коллективе, особенно детском, несомненно, сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В то же время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического  и тембрального слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении.

Так, известны случаи, когда ученик, выступая как солист, играл неуверенно, робко. Поработав же в ансамбле, он заметно укреплял свои профессиональные позиции. Его игра становилась осмысленнее, эмоциональнее, баянист раскрывался как музыкант.

Играя в ансамбле, общаясь друг с другом , каждый ребенок становится лучше как человек, как личность, поскольку воспитываются такие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, чувство коллективизма и т.п.

Если выступление солиста можно сравнить с «театром одного актера», то ансамбль представляет собой как бы небольшую театральную группу. Благодаря этому возникает возможность живого диалога между разными «действующими лицами», отчего действие «спектакля», его драматургия развиваются более динамично, более активно.

В ансамбле баянистов все равны, здесь не может быть деления на ведущих и не ведущих, на солистов и аккомпаниаторов.

Все ученики должны уметь быстро переключатся с одной функции на другую. Партитура хорошо звучит только в том случае, если на должном уровне исполнены все голоса, все партии.

Ансамблевая деятельность несет в себе немалый воспитательный заряд, такой как жить и творить в коллективе, находить общий язык друг с другом. От  этого зависит психологический климат, непринужденно-деловая обстановка, которая способствуют творческому росту ансамбля.

Известный суворовский афоризм – тяжело в учении – легко в бою – в полной мере можно отнести и к работе ансамбля баянистов. Надо стремиться в процессе репетиций (то есть в учении) все отработать так, чтобы на концерте (в бою) никто из сидящих в зале не задумался о том, насколько кропотливой была работа, насколько сложна. Чего стоит, например, всем одинаково почувствовать темп, уловить незначительные отклонения от него, цезуры, взять одновременно аккорд и т.п., а главное, чтобы все это выходило естественно, как бы само собой.

Так же в работе с ансамблем баянистов необходимо учитывать фактор времени, добиваться того, чтобы за возможно короткий срок были достигнуты значительные результаты.

Нельзя учить пьесу так долго, чтобы она успевала изрядно надоесть и музыка ее перестала волновать исполнителей. Можно ли хорошо сыграть произведение, к которому вы равнодушны?

Поэтому детскому ансамблю, работающему над новым произведением желательно планировать время, указав срок освоения (пусть ориентировочно).

Еще одним важным фактором в ансамблевой игре является критика и самокритика. Это должно быть нормой в жизни ансамбля, законом его деятельности. Уметь правильно воспринимать суждение партнера (или слушателя), ставить это суждение выше собственного самолюбия необходимо каждому ансамблисту. Ведь если кого-то критикуют, значит, верят в его способность стать лучше, чем был.

Критика должна быть аргументированной, подкрепленной фактами и доказательствами. Критикуя, надо суметь убедить партнера. Только в этом случае критика достигает цели.

Между тем, иногда наблюдается иное отношение к критике. Некоторые ученики склонны рассматривать всякое замечание (даже высказанное в самой осторожной и деликатной форме) как недоброжелательность, а то и просто как оскорбление.

Вместо того, чтобы согласиться с критикой, парируют его, более того ищут случая свести счеты с критикующим, чтобы взять реванш. А реакция на замечание, на объективную критику должна быть одна – благодарность, ведь тот, кто указал на вашу ошибку, хочет вам помочь.

Каждый участник ансамбля баянистов обязан не только правильно воспринимать критику, но и быть самокритичным, не бояться вслух признать свои ошибки. Этот должно стать правилом для всех, включая руководителя. Признание собственной ошибки поднимет авторитет руководителя в глазах всех членов детского коллектива.

Одно из важнейших условий деятельности ансамбля баянистов – здоровый морально-психологический климат. Это понятие включает в себя: уровень сплоченности, взаимопонимание, дисциплину, требовательность к себе и другим, поддержку и помощь, а также настроение коллектива.

«В хаосе не может быть искусства. Искусство – порядок, стройность», поддерживаемые «почти военной дисциплиной», — утверждал К.Станиславский[1].

Все задачи, которые ставит руководитель перед ансамблем, должны быть осознаны и стать частью собственных убеждений членов ансамбля. Не исключена инициатива и самих участников. Они должны знать, что им доверяют, дают возможность проявить себя. Это будет способствовать созданию в ансамбле хорошего морального климата, хорошего настроения. Для участника ансамбля баянистов «окружающей средой» являются его товарищи. Поэтому важно, чтобы в коллективе всегда присутствовало чувство локтя, взаимная поддержка, доброжелетельность. «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку».[2]

Руководитель должен быть конструктором взаимоотношений в детском ансамбле. Его замечания никогда не должны задевать самолюбия музыканта. Пристрастие к повышенному тону отнюдь не свидетельствует о требовательности руководителя. Окрик – скорее расписка в собственном бессилии. А.Макаренко как-то заметил: «Если бы криком можно было построить дом, осёл построил бы целую улицу»[3].

Следовательно, от личных качеств руководителя зависит многое. Умение вести за собой коллектив – это большое искусство.

 

В заключении хочется сказать, что основой для сплочения и развития деятельности ансамбля баянистов служит общая цель, любовь к музыке, баяну, интерес к ансамблю как форме коллективного творчества.

Непременным условием творческого долголетия ансамбля является, прежде всего, взаимная заинтересованность каждого из его участников в общем деле.

Литература

 

1.Варфоломос, А.Д. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов/ А.Д. Варфаломос. – М: «Музыка»,  1989. Выпуск 1. – 80с.

  1. Липс, Ф.Р. Искусство игры на баяне/ Ф.Р. Липс. – М: «Музыка», 2004. – 144с.
  2. Маскимов, В. Баян. Основы исполнительства и педагогики/ В.Максимов. – СПб: «Композитор», 2003. – 136с.
  3. Оберюхтин, М.Д. Проблемы исполнительства на баяне/ М.Д. Оберюхтин. – М: «Музыка», 1989. – 95с.
  4. Ризоль, Н.И. Очерки о работе в ансамбле баянистов/ Н.И. Ризоль. – М: «Советский композитор», 1986. – 224с.
  5. Финкельштейн, Э. Музыка от А до Я./ Э. Финкельштейн. – СПб: «Композитор», 2008. – 118с.

 

[1] Станиславский К. Моя жизнь в искусстве, с.121, 297.

[2] Сухомлинский В. Сердце отдаю детям. – Собр.соч, 1980, т.3, с.249

[3] Золотые россыпи (мысли и афоризмы). Изд.2-е. – Одесса, 1960, с.104.

QR Code