header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Актуальные вопросы музыкального образования детей дошкольного возраста

14 февраля, 2024
QR Code

Автор: Демихова Наталья Васильевна

Санкт-Петербургское ГБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 41»

 

Актуальные вопросы музыкального образования детей дошкольного возраста

Обучение музыке в дошкольном возрасте имеет ряд важных преимуществ и благоприятных влияний на общее развитие детей.  Дошкольное и школьное музыкальное образование способствует развитию когнитивных функций, таких как внимание, память и концентрация. Изучение музыкальных элементов, таких как ритм, мелодия и тембр, стимулирует мозговую активность, что положительно влияет на общее познавательное развитие. В раннем возрасте дети активно формируют свой музыкальный слух. Занятия музыкой помогают развивать способность различать звуки, распознавать мелодии и ритмы. Эти навыки имеют важное значение для музыкального восприятия и понимания. Кроме того, чрезвычайно важно помнить, что музыка является мощным средством выражения эмоций. Учение музыке дает детям возможность выразить свои чувства и эмоции через звуки и музыкальные формы. Это важно для развития эмоционального интеллекта и понимания собственных чувств. Помимо этого, групповые занятия по музыке способствуют развитию социальных навыков у детей. Совместное музицирование, пение в хоре, использование инструментов в коллективе улучшают умение слушать друг друга, сотрудничать и развивают общение. Не менее важно и то, что активное участие в музыкальных занятиях способствует развитию моторики и координации движений. Использование музыкальных инструментов, танцевальные движения под ритм музыки способствуют улучшению физического развития. Еще один важных физиологический и в то же время психологический аспект – музыкальные занятия включают в себя использование слов и текстов, что помогает в развитии речевых навыков. Стихи, песни и игры с музыкальным содержанием способствуют обогащению словарного запаса и улучшению артикуляции. И, наконец, не стоит забывать о том, что раннее введение в музыку создает основу для более продвинутого музыкального образования в будущем. Это может вдохновить интерес к изучению инструментов, композиции или пения в более старшем возрасте. Как следствие, мы определенно можем утверждать, что обучение музыке в дошкольном возрасте не только способствует музыкальному развитию, но также оказывает положительное воздействие на общее психофизическое развитие ребенка. Однако, в силу специфичности музыкального образовательного процесса важно проявлять детерминизм, выработать правильный дидактический и педагогический подходы к работе с детьми.

Особенно важно в данном контексте учитывать возрастную группу на стыке старшего дошкольного и младшего школьного возраста – 5-6 лет.

В возрасте 5-6 лет дети находятся в ключевом этапе своего развития, и музыкальное образование играет важную роль в формировании их когнитивных, эмоциональных и социальных навыков. Обучение музыке детей возраста 5-6 лет требует учета их физического, эмоционального и психологического развития. Вот несколько особенностей обучения музыке в этом возрасте:

  • Игровой подход: возраст 5-6 лет характеризуется выраженным интересом к игре. Поэтому интеграция музыкального обучения с игровыми элементами может быть эффективным методом. Игры с музыкальными инструментами, ролевые игры, музыкальные загадки и задания могут сделать процесс обучения более увлекательным и интересным.
  • Активное музицирование: дети этого возраста обладают достаточным уровнем моторики и координации, поэтому активное музицирование, такое как игра на детских музыкальных инструментах, танцы под музыку или участие в хоре, способно положительно отразиться на развитии их музыкальных навыков.
  • Развитие ритмических навыков: обучение ритмике имеет важное значение в данном возрасте. Дети могут учиться распознавать ритмические узоры, используя тело и музыкальные инструменты. Танцы, игры с ритмическими паттернами, использование ударных инструментов помогают развивать ритмическую чувствительность.
  • Эмоциональное восприятие музыки: дети на этом этапе активно развивают свои эмоциональные навыки. Музыка может стать средством выражения и понимания эмоций. Важно включать музыкальные композиции с разными настроениями и стимулировать обсуждение чувств, которые они вызывают.
  • Изучение элементов музыки: в этом возрасте дети способны учить основные элементы музыки, такие как высота звука, длительность, громкость и тембр. Простые музыкальные игры и упражнения могут помочь им освоить эти концепции.
  • Развитие музыкального слуха: обучение музыке включает развитие музыкального слуха. Дети могут учиться различать высоту и качество звуков, распознавать мелодии и ритмические узоры. Слушание разнообразной музыки и выполнение слуховых упражнений важны для этого процесса.
  • Использование музыкальных игр и историй: музыкальные игры, включая ролевые игры, а также создание историй с музыкальным фоном, могут стать эффективным средством обучения и вдохновить детей к творчеству.
  • Сотрудничество и коллективное музицирование: участие в групповых музыкальных активностях, таких как хоровое пение или создание музыкальных ансамблей, развивает социальные навыки и способствует формированию коллективного духа.

С учетом этих особенностей, музыкальное обучение для детей 5-6 лет должно быть интересным, разнообразным и соответствовать их возрастным и психологическим особенностям. Существует также ряд аспектов, связанных с развитием и обучением малышей через музыку. Существует несколько ключевых вопросов и тенденций в этой области. Все больше педагогов и родителей признают важность интеграции музыки в обучение. Музыкальные элементы могут помогать в освоении различных предметов и развитии общих навыков. Использование современных технологий, таких как мобильные приложения и интерактивные онлайн-ресурсы, позволяет сделать музыкальное образование более доступным и увлекательным для детей. Для более полного развития детей важно предлагать им разнообразные музыкальные жанры. Это может включать в себя классическую музыку, народные песни, музыку различных культур и жанров. Но важно помнить и то, что заинтересованные и вовлеченные родители могут играть ключевую роль в музыкальном образовании детей. Взаимодействие с музыкой в семейной среде может усилить положительные эффекты обучения. В данном аспекте важно не только учить детей воспринимать музыку, но и развивать их собственную музыкальную креативность. Это может включать в себя импровизацию, создание собственных мелодий и игры на простых музыкальных инструментах. И, наконец, одно из «золотых» правил педагогики: подходы к музыкальному образованию должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Это включает в себя учет разных стилей обучения, темпов развития и интересов. Общий тренд в современном музыкальном образовании для дошкольников — это стремление сделать процесс обучения увлекательным, креативным и максимально адаптированным к индивидуальным потребностям каждого ребенка.

В современном дошкольном музыкальном образовании акцентируется важность совершенствования музыкально-образовательного процесса в соответствии с федеральными требованиями. Одним из ключевых элементов является музыкально-игровая деятельность, в частности, использование наглядного моделирования. Применение знаково-символических средств в этом контексте остается актуальным, подчеркивая высказывания отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский[1], относительно роли системы значений в освоении информации о мире.

Ученые, такие как Л.А. Венгер[2], Н.Г. Салмина[3], и Е.Е. Сапогова[4], подчеркивают, что знаково-символическая деятельность способствует более комфортному процессу осознания сущности объектов, особенно на начальных этапах развития в дошкольном детстве. Деятельность моделирования рассматривается как эффективный метод, что подтверждают исследования Н.Г. Салминой, Л.М. Фридман[5], и В.А. Штоффа[6], подчеркивающие важность использования знаков и символов для получения новой информации о системно-структурных и функциональных взаимосвязях окружающей действительности.

В области музыкального образования выявляется потенциал использования знаково-символических средств для соотнесения свойств музыкальных звуков с жизненными образами. Н.А. Ветлугина[7][8] успешно применяет эти средства, ориентируясь на внемузыкальные компоненты и стимулируя ассоциации детей с музыкальными элементами и понятиями. Исследования Л.Н. Комиссаровой[9] и Э.П. Костиной[10] углубляют понимание использования знаково-символических средств наглядного моделирования в музыкальном образовании дошкольников. Эти исследования подтверждают успешное развитие музыкального мышления детей при помощи специальных схем и моделей, специально созданных для их доступности. Важно понимать ценность деятельности моделирования в индивидуальном развитии детей дошкольного возраста, освещая этот процесс через призму замещения, кодирования, декодирования, схематизации, моделирования и умственного экспериментирования – ключевых аспектов знаково-символической деятельности. Можно выделить использование наглядного моделирования в музыкально-художественной деятельности старших дошкольников, считая его ключевым для формирования музыкальности и развития навыков наглядного моделирования.

При этом мы опираемся на труды Г.Н. Кечхуашвили[11] и других, выделяя несколько направлений использования наглядного моделирования в музыкальной педагогике: как знаково-символическую деятельность, освоение знаково-символических средств и метод познания образовательной области “Музыка”. Мы предлагаем методику работы с моделью, включающую этапы знакомства с относительными свойствами музыкальных звуков, перевода материала на знаково-символический язык, работы с моделью и соотнесения результатов с реальностью.

Важной особенностью процесса овладения наглядным моделированием у детей старшего дошкольного возраста является последовательное развитие этого навыка в сочетании с усложнением программных задач. Стоит выделить несколько ключевых особенностей, таких как насыщение процесса ситуациями использования знаково-символических средств, внедрение в совместную деятельность взрослого и детей, а также создание интереса через метод информационных проектов и проблемно-поисковые ситуации.

Еще один аспект, важность которого нельзя недооценивать – применение не только зарекомендовавших себя, но и новейших дидактических методик. В современной системе обучения детей дошкольного возраста активно внедряются информационные технологии и электронные учебно-методические комплексы, разработанные на инновационных основах. Это направление обусловлено требованиями современного общества и является приоритетным национальным заданием. Исследования, проведенные как в России (С.Л. Новосёлова[12]) так и за рубежом, подчеркивают важную роль информационных технологий в развитии интеллекта и личности детей. В настоящее время, мультимедийные технологии являются одним из наиболее динамично развивающихся направлений в информационных технологиях. Они расширяют возможности организации учебной деятельности, включая музыкальные занятия в детском саду. Мультимедийные ресурсы обогащают учебный материал цветными динамическими иллюстрациями, звуковым сопровождением и фрагментами “живых” занятий.

Однако, важно отметить, что мультимедийные технологии должны служить лишь дидактическим средством передачи информации, а не играть ведущую роль. Оценочная характеристика, предоставленная преподавателем, его заинтересованность в предмете и развитии обучающихся, а также умение заинтересовать детей, остаются основными элементами образовательного процесса. При использовании мультимедийного сопровождения на музыкальных занятиях следует учитывать различные аспекты, такие как цвета, формы, звуки и анимация. Педагог должен грамотно подготовиться к демонстрации презентации, обеспечивая эффективное восприятие детьми материала. Важным является также ведущая роль педагога, который остается ключевым фактором в образовательном процессе, а мультимедийное сопровождение лишь дополняет и улучшает учебный опыт детей.  В создании эффективного наглядного материала для обучения детей дошкольного возраста используются мультимедийные презентации, чаще всего разрабатываемые с использованием программ MS Powerpoint и Impress. Эти программы обладают понятным интерфейсом, что облегчает их изучение. Однако, помимо создания презентации, важно также обеспечить ее показ в классе с использованием электронной доски или проектора.

Если в классе нет подходящего оборудования, можно использовать альтернативные методы, такие как просмотр презентации на ноутбуке или перенос детей в компьютерный класс. Мультимедийные формы представления информации на экране компьютера, особенно в игровой форме, вызывают большой интерес у детей благодаря движениям, звукам и анимации Для обучения музыке в дошкольном возрасте были разработаны мультимедийные учебно-методические пособия, такие как “Игровая теория музыки”. Они способствуют эффективному методическому сопровождению в образовательной музыкальной деятельности и включают разнообразные темы, такие как танцевальная мозаика, разные виды оркестров и другие. Мультимедийные презентации в области восприятия музыки способствуют глубокому запоминанию музыкальных произведений, а также обогащают восприятие объектов изучения. Они являются неотъемлемой частью знакомства детей с творчеством композиторов, предоставляя яркие портреты и фотографии. И, наконец, для выполнения музыкально-ритмических упражнений и танцев мультимедийные ресурсы, такие как видеоролики, могут быть эффективными инструментами. Серия музыкально-дидактических пособий с аудио-приложениями и презентациями направлена на организацию самостоятельной деятельности детей, развитие музыкального слуха и стимулирование творческого процесса.

Использование мультимедийных технологий в музыкальном образовании дошкольников улучшает наглядность, эффективность обучения и стимулирует интерес детей к предмету. Однако важно помнить, что технологии служат средством для достижения образовательных целей, и решающую роль всегда играет музыкальный руководитель.

Исходя из всего вышесказанного, мы имеем основвания заявлять, что музыкальное образование, безусловно, крайне полезно для гармоничного и полноценного развития личности. Стоит отметить, что его польза представляется наибольшей, когда им занимаются с дошкольного возраста, что, впрочем, требует особого педагогико-дидактического подхода в силу особенностей детей данной возрастной группы. Применение новейших технологий, таких, как мультимедиа, представляется полезным и выгодным, но лишь в качестве вспомогательного средства.

Библиографический список

  1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., 1969.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1967.
  3. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
  4. Выготский Л .С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 91–328.
  5. Кечхуашвили Г.Н. К характеристике наглядных образов при восприятии музыки // Вопросы психологии. 1957. № 1. С. 25–З3.
  6. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М., 1989.
  7. Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». Вып. 2. М., 2006.
  8. Новосёлова С.Л. Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология её использования. Москва : ООФ «Социальное развитие России», 2004. 40 с
  9. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М., 1988
  • Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула, 1993.
  • Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984
  • Штофф В.А. Моделирование и философия. М.–Л., 1966.

 

 

[1] Выготский Л .С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 91–328.

[2] Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., 1969.

[3] Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М., 1988

[4] Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула, 1993.

[5] Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984

[6] Штофф В.А. Моделирование и философия. М.–Л., 1966.

[7] Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1967.

[8] Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

[9] Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М., 1989.

[10] Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». Вып. 2. М., 2006.

[11] Кечхуашвили Г.Н. К характеристике наглядных образов при восприятии музыки // Вопросы психологии. 1957. № 1. С. 25–З3.

[12] Новосёлова С.Л. Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология её использования. Москва : ООФ «Социальное развитие России», 2004. 40 с

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram