header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020
Выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Актуальность использования информационных технологий в дошкольном музыкальном образовании

26 октября, 2025
QR Code

Автор: Демихова Наталья Васильевна

ГБОУ ДО «ДМШ № 41» Санкт-Петербург

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы использования презентаций Power Point на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: мультимедиа, презентация, инновация, информационно-коммуникационные технологии, анимация, музыкальное дошкольное образование.

 

Актуальность использования информационных технологий в дошкольном музыкальном образовании

Введение

В современном мире информационные технологии (ИТ) стали неотъемлемой частью практически всех сфер жизни, включая образование[1][2]. Их использование в учебном процессе предоставляет новые возможности для улучшения качества обучения и расширения образовательных горизонтов. В условиях, когда дети с раннего возраста привыкают к цифровым устройствам и интернету, внедрение ИТ в дошкольное образование становится не просто инновацией, а необходимостью[3].

Педагогические технологии, основанные на использовании ИТ, включают в себя электронные учебно-методические комплексы, мультимедийные презентации, интерактивные игры и другие формы подачи учебного материала, которые значительно облегчают процесс восприятия и усвоения информации детьми. Такие технологии позволяют детям учиться в более динамичной и интерактивной среде, где они могут активно взаимодействовать с учебным материалом. При этом важно идти в ногу со временем, так как старые методики использования ИТ не удовлетворяют требованиям к эффективности[4].

Использование ИТ в дошкольных учреждениях отвечает потребностям современного общества, в котором информационные технологии играют ключевую роль. Важно отметить, что данный процесс признан важнейшим национальным приоритетом, о чем неоднократно упоминается в государственных документах[5], регулирующих образовательную политику.

Основная цель данной статьи заключается в детальном рассмотрении и анализе возможностей и проблем[6], связанных с применением информационных технологий в дошкольном музыкальном образовании. В статье будет исследована роль мультимедийных технологий в образовательном процессе, принципы их эффективного использования, а также будет рассмотрено взаимодействие педагогов и родителей в контексте внедрения ИТ в образование. Мы обсудим, как именно ИТ могут способствовать развитию когнитивных и творческих способностей детей, а также какие вызовы и ограничения возникают при их внедрении.

Информационные технологии в образовательном процессе

Информационные технологии, включая мультимедийные презентации, интерактивные доски и образовательные программы, значительно расширяют возможности педагогов в процессе обучения. Они способствуют созданию образовательной среды, которая не только передает знания, но и стимулирует активное участие детей в учебном процессе[7].

ИТ позволяют детям развивать когнитивные способности через интерактивные и мультимедийные методы обучения. Например, электронные книги и обучающие приложения предлагают детям возможность участвовать в образовательных играх, решать задачи, которые требуют активного мышления и анализа. Исследования показывают, что использование ИТ в образовательном процессе способствует развитию у детей таких навыков, как внимание, память, логическое мышление и воображение[8].

Однако важно помнить, что технологии сами по себе не могут заменить традиционные методы обучения, которые включают живое общение и эмоциональное взаимодействие с педагогом. Информационные технологии должны быть интегрированы в образовательный процесс таким образом, чтобы они усиливали, а не заменяли традиционные методы обучения. Главная роль в развитии ребенка все равно остается за педагогом, который направляет и корректирует учебный процесс, а ИТ служат лишь инструментом для достижения образовательных целей.

Мультимедийные технологии в дошкольном образовании играют важную роль, особенно в тех областях, где визуальная информация и интерактивные элементы могут значительно повысить интерес детей к обучению. Мультимедиа включает в себя сочетание текста, звука, графики, анимации и видео, что позволяет создавать насыщенные и увлекательные образовательные материалы.

На музыкальных занятиях, например, мультимедийные технологии открывают новые возможности для подачи учебного материала. Через использование анимации, цветных динамических иллюстраций и звукового сопровождения педагоги могут сделать занятия более интересными и запоминающимися для детей[9]. Однако, несмотря на привлекательность таких технологий, они не должны играть ведущую роль в образовательном процессе.

Мультимедийные технологии следует рассматривать как дидактическое средство, которое помогает педагогу передать информацию в доступной и наглядной форме[10]. Главным элементом остается оценочная характеристика, даваемая преподавателем, а также его способность заинтересовать детей и направить их учебную деятельность в нужное русло.

Принципы использования мультимедийного контента

Одним из ключевых аспектов при создании и применении мультимедийных технологий в дошкольном музыкальном образовании является учет возрастных особенностей детей. Дети дошкольного возраста обладают особым восприятием мира, которое сильно отличается от восприятия взрослых. Например, они воспринимают предметы и явления на основе их ярких и заметных характеристик, таких как цвет, форма или движение.

При создании мультимедийных презентаций важно учитывать, что дети разного пола могут по-разному реагировать на цвета. Девочки, как правило, предпочитают теплые и яркие цвета, такие как розовый или красный, тогда как мальчики часто выбирают более спокойные и темные оттенки. Это важно учитывать при подборе цветовой гаммы презентаций, чтобы они были одинаково привлекательны и понятны для всех детей.

Форма и цвет объектов, представленных в мультимедийных материалах, также должны соответствовать реальным характеристикам предметов. Например, помидор должен быть красным и круглым, а огурец – зеленым и овальным. Это помогает детям правильно идентифицировать объекты и улучшает их восприятие и запоминание.

Кроме того, необходимо учитывать особенности восприятия детьми изображений и анимации. Младшие дошкольники могут с трудом воспринимать стилизованные или абстрактные изображения, так как их способность к абстрактному мышлению еще не до конца развита. Поэтому при создании мультимедийных материалов предпочтение следует отдавать реалистичным и понятным изображениям.

Еще один важный принцип использования мультимедийных технологий – это избегание перегрузки детей информацией. В современном мире, где дети постоянно подвергаются воздействию различных информационных потоков, очень важно не перегружать их избыточными данными, которые могут вызывать утомление и снижать концентрацию. Мультимедийные презентации, используемые в дошкольных учреждениях, должны быть максимально простыми и лаконичными[11]. Количество слайдов должно быть ограничено до 10-25, и каждый слайд должен содержать только самую необходимую информацию. Анимационные эффекты и звуковое сопровождение должны использоваться с осторожностью, чтобы не отвлекать детей от основного содержания[12].

Скорость перемещения объектов на экране также играет важную роль. Слишком быстрая или слишком медленная анимация может вызывать у детей раздражение или потерю интереса. Оптимальная скорость анимации – это та, которая соответствует естественному темпу восприятия информации детьми и не вызывает у них дискомфорта.

Организация учебного процесса с использованием мультимедийных технологий

Для успешного использования мультимедийных технологий в образовательном процессе необходимо тщательно планировать и организовывать учебные занятия. Подготовка к занятию начинается с того, что педагог разрабатывает план урока, определяет его цели и задачи, а также подбирает подходящие мультимедийные материалы.

Перед началом мультимедийного занятия необходимо провести подготовительную беседу с детьми. Это поможет им настроиться на восприятие нового материала и вспомнить уже известные факты и понятия, которые будут использованы в ходе занятия. Важно, чтобы вступительное слово педагога было кратким и содержательным, чтобы дети не потеряли интерес до начала основного занятия[13].

Презентации, которые будут использоваться в ходе занятия, должны быть структурированы таким образом, чтобы их можно было легко воспринять и усвоить. Это значит, что на каждом слайде должна быть только одна ключевая идея, а количество текста должно быть минимальным. Важно также предусмотреть время[14] для обсуждения увиденного на экране, чтобы дети могли задать вопросы и выразить свои мысли по поводу представленного материала.

Роль педагога

Несмотря на все преимущества мультимедийных технологий, главным элементом образовательного процесса остается педагог[15]. Его роль заключается не только в том, чтобы передать знания детям, но и в том, чтобы направить их мышление, помочь им разобраться в сложных вопросах и мотивировать на дальнейшее обучение. Педагог должен тщательно готовиться к каждому занятию, чтобы мультимедийные технологии использовались эффективно и в соответствии с поставленными целями. Это включает в себя не только подбор качественных мультимедийных материалов, но и их грамотное использование в структуре занятия. В ходе занятия педагог должен следить за тем, как дети воспринимают мультимедийный контент[16], и при необходимости корректировать учебный процесс. Если дети испытывают трудности с восприятием или усвоением материала, педагог должен быть готов предложить альтернативные способы подачи информации или провести дополнительные разъяснения.

Взаимодействие с родителями

Одним из ключевых факторов успешного внедрения информационных технологий в дошкольное образование является тесное сотрудничество между педагогами и родителями. Важно, чтобы родители понимали, какие именно технологии используются в образовательном процессе их детей, и как они могут повлиять на развитие ребенка.

Педагоги должны активно вовлекать родителей в образовательный процесс, объясняя им, как использовать ИТ для поддержки учебных занятий дома. Это может включать рекомендации по использованию образовательных приложений, онлайн-ресурсов или даже конкретных мультимедийных материалов, которые помогут детям закрепить пройденный материал.

В свою очередь, родители должны понимать, что их участие в образовательном процессе имеет большое значение. Они могут помогать детям осваивать новые технологии, объяснять им, как правильно использовать мультимедийные средства, и контролировать, чтобы дети не проводили слишком много времени за экраном.

Современные информационные технологии открывают новые возможности для взаимодействия педагогов и родителей. Например, педагоги могут использовать электронные рассылки, чтобы информировать родителей о текущих занятиях, достигнутых результатах и предстоящих мероприятиях. Это позволяет родителям быть в курсе всего, что происходит в образовательном учреждении, и активно участвовать в жизни ребенка.

Другой важной формой взаимодействия являются онлайн-консультации. Они позволяют родителям получать индивидуальные рекомендации от педагогов, обсуждать успехи и проблемы ребенка, а также получать советы по воспитанию и обучению. Такие консультации особенно удобны для родителей, которые по разным причинам не могут лично присутствовать на встречах в детском саду.

Еще одной инновационной формой взаимодействия является создание семейных блогов или порталов, где родители могут обмениваться опытом, делиться своими наблюдениями и получать советы от педагогов. Эти ресурсы могут включать в себя статьи на актуальные темы, видеоуроки, ссылки на полезные образовательные ресурсы и многое другое.

Заключение

Внедрение мультимедийных технологий в дошкольное образование открывает новые горизонты для развития и обучения детей. Однако важно понимать, что успешное применение этих технологий требует не только технической оснащенности образовательных учреждений, но и высокой квалификации педагогов, которые должны уметь грамотно интегрировать ИТ в учебный процесс.

Главная роль в образовательном процессе остается за педагогом, который должен использовать мультимедийные технологии как вспомогательное средство, помогая детям осваивать новые знания в доступной и интересной форме. Информационные технологии не должны заменять живое общение и эмоциональное взаимодействие между детьми и педагогами, а лишь дополнять их, создавая условия для более глубокого и всестороннего развития ребенка.

В будущем можно ожидать дальнейшего развития и совершенствования мультимедийных технологий, что потребует от педагогов постоянного профессионального роста и освоения новых методов работы. Важно, чтобы процесс внедрения ИТ в дошкольное образование проходил постепенно и с учетом всех особенностей развития детей, чтобы технологии действительно способствовали их гармоничному развитию и успешному обучению.

Список литературы и источников

  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Изд-во РАО, 1994. – 228 с.
  2. Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Педагогический поиск, 2003. – 256 с.
  3. Грибан И. В. Применение мультимедиа-технологий в образовательном пространстве вуза: Мультимедиа-технологии в образовании: путь к свободе. Материалы Первой международной интернет-конференции (25-30 ноября 2011 г., Екатеринбург). – Открытый каталог «Учебные презентации» – Екатеринбург, 2011. – 68 с.
  4. Князева Ю.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ. Т. В. Гаус // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 52-54.
  5. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
  6. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова – М., 2011. С.128. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
  7. Максимова С. // Детский сад: журнал. – 2011. – № 3. – URL: http://www.editionpress.ru/detsadhtml. – ПИ № ФС77-39405 от 5 апреля 2010 г. – ISSN 2220-9700.
  8. Мальцева М. В. Использование мультимедийных презентаций в художественно-эстетическом развитии дошкольников // Детский сад: журнал. – 2011. – № 3. – URL: http://www.editionpress.ru/detsadhtml. – ПИ № ФС77-39405 от 5 апреля 2010 г. – ISSN 2220-9700.
  9. Могилёва В. Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. – М.: Академия, 2007. – 240 с.
  10. Нужина Е. В. Применение ИКТ на уроках истории и природоведения как средство формирования ключевых компетентностей младшего школьника. – URL: http://www.openclass.ru/.
  11. Рапуто А. Г. Использование в образовательном процессе сюжетного подхода в компьютерных презентациях. // Информатика и образование. – 2008. – № 2. – С. 51–57.
  12. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. В 2-х кн. Кн. 2. Технологии презентации. – М.: Классика – XXI, 2007. – 120 с.
  13. Хрестоматия казахского песенного репертуара для дошкольного образовательного учреждения учебно-методическое пособие). Сост.: Колесникова Г.А., Афонина Н.А., Шеффинг Е.Н. 2013г. Издательско-полиграфический сектор ИТС СКГУ им. М. Козыбаева.
  14. Хрестоматия по восприятию для дошкольников (учебно-методическое пособие) Петр-ск 2013г. Сост.: Колесникова Г.А., Дягилевой Т.Н. Издательско-полиграфический сектор ИТС СКГУ им. М. Козыбаева .
  15. Янова Е. А. Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя / Е. А. Янова // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 60-62.

 

[1] Хрестоматия по восприятию для дошкольников (учебно-методическое пособие) Петр-ск 2013г. Сост.: Колесникова Г.А., Дягилевой Т.Н. Издательско-полиграфический сектор ИТС СКГУ им. М. Козыбаева .

[2] Хрестоматия казахского песенного репертуара для дошкольного образовательного учреждения учебно-методическое пособие). Сост.: Колесникова Г.А., Афонина Н.А., Шеффинг Е.Н. 2013г. Издательско-полиграфический сектор ИТС СКГУ им. М. Козыбаева.

[3] Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Педагогический поиск, 2003. – 256 с.

[4] Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Изд-во РАО, 1994. – 228 с.

[5] См. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) “Об образовании в Российской Федерации”

[6] Могилёва В. Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. – М.: Академия, 2007. – 240 с.

[7] Максимова С. // Детский сад: журнал. – 2011. – № 3. – URL: http://www.editionpress.ru/detsad_3.html. – ПИ № ФС77-39405 от 5 апреля 2010 г. – ISSN 2220-9700.

[8] Мальцева М. В. Использование мультимедийных презентаций в художественно-эстетическом развитии дошкольников // Детский сад: журнал. – 2011. – № 3. – URL: http://www.editionpress.ru/detsad_3.html. – ПИ № ФС77-39405 от 5 апреля 2010 г. – ISSN 2220-9700.

[9] Нужина Е. В. Применение ИКТ на уроках истории и природоведения как средство формирования ключевых компетентностей младшего школьника. – URL: http://www.openclass.ru/.

[10] Грибан И. В. Применение мультимедиа-технологий в образовательном пространстве вуза: Мультимедиа-технологии в образовании: путь к свободе. Материалы Первой международной интернет-конференции (25-30 ноября 2011 г., Екатеринбург). – Открытый каталог «Учебные презентации» – Екатеринбург, 2011. – 68 с.

[11] Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. В 2-х кн. Кн. 2. Технологии презентации. – М.: Классика – XXI, 2007. – 120 с.

[12] Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова – М., 2011. С.128. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

[13] Рапуто А. Г. Использование в образовательном процессе сюжетного подхода в компьютерных презентациях. // Информатика и образование. – 2008. – № 2. – С. 51–57.

[14] Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001. – 256 с.

[15] Янова Е. А. Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя / Е. А. Янова // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 60-62.

[16] Князева Ю.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ. Т. В. Гаус // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 52-54.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе