Открытое занятие по актёрскому мастерству
«Актерский тренинг, как источник творческого воображения»
Богачук Екатерина Альбертовна, преподаватель МАУ ДО «ДШИ»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
Актуальность работы. В работе рассматриваются художественные и педагогические аспекты развития «Творческого воображения»
Цель данной работы – раскрыть специфику работы, выявить и обозначить необходимые условия для организации творческой деятельности театрального коллектива, продолжить знакомство воспитанников с элементами актёрского мастерства.
Задачи:
Образовательная:
– познакомить с основными теоретическими понятиями по теме урока
– познакомить с новым элементом системы К. С. Станиславского – «Воображение» (тренинг)
Развивающая:
– развивать творческое воображение;
– формировать способности к импровизации;
– развивать навыки актерского мастерства;
– развивать физические возможности тела;
– развивать умения взаимодействовать с партнёром;
Воспитательная:
– сформировать навыки коллективной деятельности;
– прививать навыки взаимодействия с партнером;
– научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков.
Ожидаемый результат: развивать индивидуальные актёрские способности учеников
Методы обучения: Словесный метод, метод практической работы, метод получения новых знаний, метод игры.
Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.
Ход занятия.
I Приветствие. Организационный момент
Цель: создать положительный эмоциональный настрой
1) Упражнение-игра «Здравствуйте».
Поздороваться, показывая: радость, удивление, подозрительность, доброжелательность.
II Разминка.
Упражнения на мышечное раскрепощение
- Зажим – расслабление всего тела по хлопку
- «Укол» в кончики пальцев
На счет десять происходит постепенный зажим мышц тела, затем – расслабление во время обратного отсчёта
- «Манекены» – зажим мышц
- «Тряпичные куклы» – расслабление
- Упражнение «Расслабление по счёту».
Вся группа стоит. Руки вверх, ноги на ширине плеч. Педагог считает. Во время этого счета учащиеся расслабляют постепенно все части тела.
«Раз» – расслабляются кисти рук,
«Два» – расслабляются локти рук,
«Три» – плечи, руки;
«Четыре» – голова,
«Пять» – туловище полностью расслаблено, держится только на ногах;
«Шесть» – полное расслабление, учащиеся садятся в «точку».
- Упражнение «Оправдать свою позу»
Ребята ходят по кругу. По хлопку педагога каждый должен бросить свое тело в неожиданную для себя позу. Затем необходимо оправдать позу вымыслом: что в этот момент со мной происходит? Затем по хлопку, учащиеся встают.
III. Теоретическая часть.
Тема нашего занятия «Актерский тренинг, как источник творческого воображения»
Это очень важная и интересная тема.
Актёр может фантазировать разными способами: представлять картинку, слышать воссозданные с помощью эмоциональной памяти звуки, ощущения, запахи. Актер, воображая, проигрывает выдуманные обстоятельства внутри себя. Он не только создает картинку перед глазами (как это делает художник, например), но и сам становится действующим лицом в. И это и есть его выразительные средства! Действие!
Во время этого процесса актер не отделяет себя от персонажа: “я иду”, “я говорю”, “я чувствую”.
Представьте ребенка, который легко примеряет к себе различные роли и в них он счастлив и органичен: «Я – солдат!», «Я – балерина» и т. д. Отсюда вытекает очень важное для актёра качество – сценическая наивность, способность верить как ребенок в предлагаемые обстоятельства. Важная особенность актёрского воображения заключается в том, что актёр использует пять органов чувств: осязания, обоняние, вкус, зрение, слух.
Художник, воображая, использует прежде всего зрительные образы, скульптор – осязательные, а композитор – слуховые. Актер же работает со всеми пятью органами чувств.
Именно фантазия помогает актёру перевоплощаться из образа в образ, переноситься из одной реальности в другую. Классическими носителями фантазии являются сказка, легенда, былина, притча, сага, предание, миф.
IV.Практическая часть.
Актерский тренинг
- Слушаем музыку и представляем видеоряд, отражающий её характер, рисуем красками, карандашами на бумаге
- «Мини-визуализация». Закрываем глаза и представляем лес, море (какое?), журчащий ручеек, полянку.
- «Я – предмет». Под музыку представляем себя предметом, насекомым или животным, смотрим на мир его глазами, затем рассказываем в группе.
- «Кто я по профессии?». Вытягиваем карточки с названием профессии. Каждый из игроков вытаскивает свою профессию. Сначала её нужно показать с помощью мимики и жестов. Остальные отгадывают. Через некоторое время каждый игрок рассказывает о себе (в этом образе) как можно больше. Побеждает тот, кто убедительнее всего расскажет.
- «Видеоклип». Выбираем любимую мелодию. Рисуем кадры или пишем сценарий клипа. Представляем, кто будет участвовать в съемках, какая атмосфера будет, где происходит действие клипа, как и что будет снимать камера.
Вывод: Развитие воображения – очень важно для актера. Все упражнения и этюды направлены на развитие творческого мышления. Воображение помогает актёру создавать новые яркие образы, развивать эмоциональную память.
Литература по теме:
Основные источники:
- Станиславский К.С. Собрание сочинений в 9-ти т.: т. – М., 1988-1998. – Т. 2 – главы 3-6, 8-16; Т. 3 – главы 1-10, 14, 15; Приложения; Т. 4. – С. 315-324.
- Гиппиус С.В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 377 с.
- Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра: Учебное пособие. 5-е изд. – М.: РАТИ-ГИТИС, 2008 г. – 432 с., илл.
- Кристи Г. Воспитание актёра школы Станиславского. – М.: Искусство, 1978. – С. 26 – 125.
- Македонская В, Петрова Е. В. Учебно-методическое пособие по актёрскому мастерству для 1, 2 и 3 курсов хореографических училищ. М 19984 Московская Государственная Академия Хореографии.
- Новицкая Л. П. «Уроки вдохновения». М.: Издательство ВТО, 1984.
Дополнительные источники:
- Полищук В. Книга актёрского мастерства. Всеволод Мейерхольд / Вера Полищук. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. – 222, [2] с.
Литература для подбора упражнений:
- Шихматов Л. Сценические этюды (любое издание).
- Гиппиус С. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств. – СПб., Прайм – Еврознак, 2008.
- Кипнис Л. Актёрский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актёром. – М. «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2009.
- Грачёва Л. В. Актёрский тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2003. – 168 с.
Интернет – ресурсы: Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах, том 2,3. –
Режим доступа: http://surl.li/tcrl
http://www.krispen.narod.ru/knigi.html (пьесы)