header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Адаптированная программа по предмету «Специальность(саксофон,флейта) для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов

15 сентября, 2023
QR Code

 

Программа учебного предмета
«Специальность» (саксофон, флейта)
адаптированной программы
для детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей инвалидов
(срок обучения 4 года)

 

Содержание:
1.Пояснительная записка……………………………………………………..4
2.Содержание учебного предмета……………………………………………7
3.Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………13
4.Формы и методы контроля, критерии оценок…………………………….13
5. Методическое обеспечение учебного процесса………………………….15
6. Списки нотной литературы …………………….…………………………17

1. Пояснительная записка
Адаптированная программа «Специальность» (саксофон,флейта) разработана для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей инвалидов на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств». Направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на музыкальных инструментах, в детских музыкальных школах.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 No АФ150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами», Письмом Министерства культуры РФ № 191-01-39/06 — ГИ от 21.11.2013 года «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств».
В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их становлении и развитии.
Дети с ОВЗ и дети инвалиды имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни и получать дополнительное образование.
Учебный предмет «Специальность» (саксофон, флейта) направлен на развитие индивидуальных способностей учащихся, создание условий для их художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития, на формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.
Детские музыкальные школы, являясь самым массовым звеном в системе музыкального образования, призваны практически решать, ответственные задачи эстетического воспитания и формирования мировоззрения, морального облика, художественных вкусов и профессионального мастерства молодых музыкантов.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования. Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Цель учебного предмета: создание комфортной развивающей среды, стимулирующей возникновение личностного интереса детей с ОВЗ и детей инвалидов к деятельности в области музыкального искусства; формирование практических умений и исполнительских навыков игры на музыкальном инструменте.
Задачи учебного предмета:
— создание условий для гармоничного развития обучающихся (целостного процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности и творческой самореализации);
— способствование последовательному освоению принятых в обществе социальных норм, формированию практических действий, необходимых для устойчивого поведения;
— адаптирование детей к культурному пространству и жизни в обществе;
— приобщение обучающихся к культурным ценностям;
— развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
— развитие коммуникативных навыков посредством участия в творческой деятельности;
— развитие практических навыков творческой деятельности;
— развитие природных способностей учащихся;
— приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
— развитие эмоционального осознанного восприятия музыки.
Срок реализации учебного предмета: «Специальность» (саксофон,флейта) рассчитан на четырехлетний срок обучения. Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы: 7-12лет.
При приёме детей в детскую музыкальную школу создаётся комиссия и проводится собеседование с поступающим ребенком для обучения по адаптированной программе «Специальность» (саксофон,флейта) для детей с ОВЗ и детей инвалидов. Зачисление детей в музыкальную школу производится на основании заявления родителей и собеседования с поступающим ребенком.
Объем адаптированной программы рассчитывается с учетом доступного для его реализации ресурса времени обучающегося, допустимой учебной нагрузки при одновременном освоении программ общего (обязательного) и дополнительного образования, состояния здоровья ребёнка с ОВЗ и ребёнка инвалида.
Форма проведения учебных аудиторных занятий. Индивидуальная, продолжительность урока — 40 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
— словесный (рассказ, беседа, объяснение);
— наглядный (наблюдение, демонстрация);
— практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Материально-технические условия реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету должны иметь следующие инструменты и имущество, необходимые для занятий: блок флейта, флейта, саксофон, пульт для нот, фортепиано, стол, стулья, шкаф, вешалка для одежды.

2.Содержание учебного предмета

Учебный материал распределяется по годам обучения — классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
— самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
— подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
— подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
— посещение учреждений культуры (театров, концертных залов,
музеев и др.),
— участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Адаптированная учебная программа по предмету «Специальность» (музыкальный инструмент) рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Специальность» (музыкальный предмет) соответствует направленности общеразвивающей, адаптированной программы на приобщение обучающихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся. Для продвинутых обучающихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Первый год обучения

Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Гаммы в тональностях до двух знаков в медленном темпе. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
За учебный год учащийся должен сыграть:1-2 этюда по нотам,2-4 пьес.
I четверть – контрольный урок;
II четверть – академический концерт;
III четверть — контрольный урок (февраль) и академический концерт
(март);
IV четверть — дифференцированный зачёт.
Примерный репертуарный список.
Упражнения и этюды:
Андреев Е. Этюд №28
Пушечников И. Этюд №9
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М.,2004
Пьесы:
Шапошникова М. «Труба зовет»
Русская народная песня «Как пошли наши подружки»
Старинная литовская песня «Я у матушки жила»
Берлин И. «Марширующие поросята»
Балтин А. «Дождь танцует»
Шостакович Д. «Вроде марша»
Шапошникова М. «Гармошка»
Русская народная песня «Ой, утушка моя луговая»
Шуман Р. Мелодия из «Альбома для юношества»
Потолковский И. «Охотник»
Чайковский П. (обработка) «Птичка над моим окошком»
Бекман Л. «Ёлочка»
Русская народная песня «Соловьем залетным»
Тылик В. «На лужайке»
Чайковский П.(обработка) «Зеленое ты мое виноградье»
Шуберт Ф. «Колыбельная»
Бах И. С. «Песня»
Русская народная песня «Тень-тень»
Блага В. «Чудак»
Филипп И. Колыбельная
Красев М. «На льду»
Моцарт В. «Аллегретто»
Кабалевский Д. «маленькая полька»
Кюи Ц. «Песенка»
Гайдн Й. «Песенка»
Гедике А. Танец

Второй год обучения

Продолжается работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
За учебный год учащийся должен сыграть: мажорные и минорные Гаммы исполняются штрихами деташе и легато; 2-3 этюда по нотам; 3-4 пьес.
I четверть – контрольный урок;
II четверть – академический концерт;
III четверть — контрольный урок (февраль) и академический концерт;
IV четверть — дифференцированный зачёт.

Примерный репертуарный список.
Упражнения и этюды:
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. М.,2001
Платонов Н.. Школа игры на флейте. М.,2005
Должиков Ю. Этюды М.,2004
Пьесы:
Моцарт В. «Ария» из оперы «Дон Жуан»
Купревич В. «Пингвины»
Майкапар С. «Вальс»
Цыбин В. «Улыбка весны»
Украинская народная песня «Ой, задумал комарик»
Цыбин В. «Листок из альбома»
Компанеец З. «Вальс»
Бетховен «Экосез»
Русская народная песня «Про Добрыню»
Кабалевский Д. «Труба и барабан»
Бах И.С. «Утро»
Мурзин В. «День кончился»
Илиев К «Курочка снесла яичко»
Чайковский П. «На берегу»
Шостакович Д. «Хороший день»
Хачатурян А.»Андантино»
Сабо Ф. «Маленькая сюита»(1 часть)
Делло-Джойо Н. «Безделушка»
Дунаевский И. Колыбельная
Бетховен Л. «Сонатина I», «РомансII»
Шостакович Д. «Вальс шутка»
Боккерини Л. «Менуэт»
Перголези Дж. «Сицилиана»
Перселл Г. «Ария»
Блаве М. «Сицилиана»
Блаве М. «Сарабанда»
Лойе Ж.Б. «Жига»
МарчеллоБ. «Аллегро»

Третий год обучения

Мажорные и минорные гаммы в тональностях до четырех знаков. Гаммы
исполняются штрихами деташе и легато.
За учебный год учащийся должен сыграть:2-3 этюдов по нотам, 3-5пьес.
I четверть – контрольный урок;
II четверть – академический концерт;
III четверть — контрольный урок (февраль) и академический концерт;
IV четверть — дифференцированный зачёт.
Примерный репертуарный список.
Упражнения и этюды:
Ривчун А. Школа игры для саксофона.М.,2001
Раздел 2. Специальные упражнения для саксофона-альта.
Раздел 3. Упражнения и этюды повышенной трудности.
Клозе Г. Ежедневные упражнения и этюды. М.,1991
Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М.,2004
Должиков Ю. Этюды М.,2004
Кискачи А. Школа для начинающих. Т.I.М.,2007
Пьесы:
Симонс С. «Все во мне»
Дворжак А. «Юмореска»
Куперен Ф «Дилижанс»
Глиэр Р. «Романс»
Корелли А. «Жига»
Гайдн Й. Соната III часть.
Глинка М. «Фуга»
Прокофьев С. «Зеленая роща»
Сметана Б. Вальс
Гречанинов А. «Белорусская элегия»
Свиридов Г. «Музыкальный момент»
Рахманинов С. «Романс» («Уж ты, нива моя!)
Верачини Ф. Ларго
Бах И.С. Ария
Римский-Корсаков Н. «Ария Шемаханской царицы» из оперы «Золотой
петушок»
Автор неиз. «Американский шлягер»
Шостакович Д. «Романс»
Аренский А. «Песня певца за сценой»
Хренников Т. Колыбельная
Шитте Л. Этюд
Бах И.С. Ария (До мажор)
Хала К. «Фокстрот»
Петров А. «Две мелодии» из кинофильма «Забытая мелодия для флейты»
и «Синяя птица»
Романтический альбом. Пьесы для флейты и фортепиано/ Сост. А.Цыпкин.
Хрестоматия для флейты. 3-4 классы ДМШ / Сост. Ю.Должиков. М.,2004
Хрестоматия педагогического репертуара ля флейты. Сост. Ю. Должиков.
М.,2003
Кванц И «Ларго»
Д’Эрвелуа «Марш»
Хренников Т. «Вальс»
Хренников Т. «Романс»
Хренников Т. «Полька»
Граном Л. «Сицилиана»
Граном Л. «Аллегро»
Григ Э. «Утро»
Григ Э. «Песня Сольвейг»
Телеман Г.Ф. «Кантабиле и Аллегро»
Андерсен И. «Колыбельная»
Вангал Я. «Соната»
Гаршнек А. «Рондо»

Четвёртый год обучения

Учащиеся могут играть любые произведения на усмотрение преподавателя. В течении года проходят мажорные и минорные гаммы до пяти знаков. Исполнять в умеренном темпе, в различных штрихах.
Учащиеся в первом полугодии играют один дифференцированный зачёт и 1-е прослушивание (две разнохарактерные пьесы ). Во втором полугодии 2-е и 3-е прослушивания , итоговая аттестация. Перед итоговой аттестацией учащийся обыгрывает выпускную программу на классных вечерах и концертах.
Примерный репертуарный список.
Упражнения и этюды:
Ривчун А. Школа игры для саксофона.М.,2001
Платонов Н. Тридцать этюдов для флейты. М.,2005
Этюды для флейты/ Сост. Ю . Должиков. М.,2004
Раздел 2. Специальные упражнения для саксофона-альта.
Раздел 3. Упражнения и этюды повышенной трудности.
Пьесы:
Алябьев А «Соловей»
Ваньхал Я. «Менуэт с вариациями»
Григ.Э. «Пляска»
Платоноа Н. «Вариации на русскую тему»
Иванов Н. «Украинский танец»
Чайковский П. «Вальс»
Фиртич Ф. Тропа джаза для саксофона Санкт-Петербург. 2003
Прорвич Б. Хрестоматия для саксофона-альта. М.,2005
Яцевич А. Золотые мелодии для саксофона.
Деннис М. «Все, что происходит со мной»
Россини Дж. «Хор» из оперы «Вильгельм Телль»
Хренников Т. «Ночь листвою чуть колышит»
Массне Ж. «Размышление» из оперы «Таис»
Фадеев В. «Легкий ветер над прудами»
Моцарт В. Соната IIIчасть(до мажор)
Рамо Ж.Ф. «Тамбурин»

3.Требования к уровню подготовки обучающихся.

Результатом освоения адаптированной программы «Специальность» (саксофон, флейта) является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
— знание основ музыкальной грамоты;
— знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
— знание профессиональной терминологии;
— представление о порядке разбора и разучивания музыкальных произведений;
— умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
— управление процессом исполнения музыкального произведения;
— навыков исполнения музыкальных произведений;
— навыков публичных выступлений;
— навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
Видами промежуточной аттестации являются: зачет, академический концерт, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

4.Формы и методы контроля. Критерии оценок.
Оценка качества реализации адаптированной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, зачеты. Текущий контроль успеваемости учащимися проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачётов, концертных выступлений. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. При проведении академических концертов, зачётов следует учитывать состояние здоровья обучающегося с ОВЗ, его развитие. Возможно проведение зачёта в классном порядке.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, учитывающие специфику физических и интеллектуальных данных детей с ОВЗ и детей инвалидов, особенности их развития. Они включают в себя типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков в области музыкального искусства.
Освоение учащимися дополнительной адаптированной программы «Специальность» (саксофон, флейта) для детей с ОВЗ и детей инвалидов завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой школой.
Итоговая аттестация проводится в форме итоговых зачётов (экзаменов).
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
— достаточный для ребёнка с ОВЗ и ребёнка инвалида уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;
— владение навыками слухового восприятия.
Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пяти бальную шкалу:
«5» — отлично. Знания, умения, навыки, отвечающие всем требованиям на данном этапе обучения;
«4» — хорошо. Наличие небольших недочётов в умениях, навыках, пробелов в знаниях;
«3» — удовлетворительно. Неуверенное владение знаниями, умениями, навыками;
«2» — неудовлетворительно. Комплекс серьезных недостатков в развитии умений, навыков, отсутствие знаний по предмету
Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и
«-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление
каждого обучающегося.

5.Методическое обеспечение учебного процесса.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей обучающихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:
— разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
— разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных заданий;
— вариативность темпа освоения учебного материала;
— индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала обучающимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика. Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана обучающегося.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного и ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков обучающийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков. Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

6.Список нотной литературы.
1. Земляная И. Блокфлейта для начинающих. Казань,2005
2. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М.,2000
3. Пьесы для саксофона. Перелож. А. Ривчуна.М.,2001
4. Пьесы советских композиторов / Сост. М.Шапошникова. М.,2005
5. Ривчун А. Школа игры на саксофоне. М.,2001
6. Сафронов Ф. Легкие пьесы для саксофона и фортепиано.Санкт-Петербург,2002
7. Фиртич Г. Тропа джаза для саксофона и фортепиано. Санкт-Петербург,2003
8. Хрестоматия для саксофона-альта. Сост. Б. Прорвич. М.,2004
9. Хрестоматия для саксофона. 1-3 классы ДМШ / Сост. М. Шапошникова. М.,2000
10. Хрестоматия для саксофона-альта. 4-5 классы ДМШ / Сост. М.Шапошникова. М.,2005
11. Хрестоматия для саксофона альта . Пьесы, ансамбли. 1-3 годы обучения. Сост./. Шапошникова.М.,2005
12. Хрестоматия для саксофона-альта. ДМШ, музыкальное училище. М,,2005
13. Яцевич А. Золотые мелодии для саксофона-альта и фортепиано. Изд. «Союз художников».Санкт-Петербург,2008
14. Педагогический репертуар для флейты/ Сост. Ю. Должиков. М.,2001
15. Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,2005
16. Покровский Л. Начальные уроки игры для блокфлейты: Пособие для 1-4 классов ДМШ. М.,2001
17. Пьесы для начинающих/ Сост. Н.И. Семенова, А. Г. Новикова. Санкт-Петербург,2003
18. Тагирова Л. Обработки 12 татарских народных песен. Казань,2002
19. Хрестоматия для флейты:3-4 классы ДМШ/ Сост. Ю. Должиков. М.,2003
20. Хрестоматия для флейты:1-2 классы ДМШ/ Сост. Ю. Должиков. М.,2003
21. Хрестоматия для флейты:3-4 классы ДМШ/ Сост. Ю. Должиков. М.,2003
22. Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. Ч.1/ Сост. Ю. Должиков. М.,2000

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram