Вяльдина М.П.
Преподаватель по классу гитары
МБУДО РДШИ Россия, п.Андра, ХМАО-Югра
Подготовка учащегося к выступлению
Исполнительские способности принято определять в музыкальной педагогике как «способность музыканта наиболее ярко раскрывать художественный замысел музыкального произведения средствами исполнительского искусства». В процессе обучения учащемуся приходится достаточно часто играть перед публикой. Выступления на академических экзаменах, технических зачетах, концертах – все это требует от юного гитариста сценической выдержки, умения концентрировать все свои силы и внимание на исполняемом произведении, способности решать важные исполнительские задачи. К вопросу эстрадного волнения и подготовки учащихся к концертному выступлению обращались многие музыканты. Написано большое количество трудов, авторы которых предлагают самые разные методы и способы подготовки музыканта – исполнителя к концертному выступлению. Вот только некоторые из них: В.Ю. Григорьев «Исполнитель и эстрада», Г.М. Коган «У врат мастерства», Ю. Мазченко « О психологической подготовке учащихся к концертному выступлению». В данном параграфе эта тема представлена в виде кратких рекомендаций.
Успешность выступления гитариста-исполнителя зависит от качества подготовки к нему. Во – первых, программа исполнителя должна быть тщательно проработана. Это касается аппликатуры, динамики, технически сложных мест, характера произведения. Ведь «исполнителю, прежде всего, необходимо иметь, что сказать, а затем уметь, это сказать» [1,259]. Большую роль здесь играет и то, в каких условиях проводилась работа в классе и самостоятельные занятия учащегося. И. Гофман сформулировал четыре основных способа занятий музыкой, которые также могут помочь исполнителя в его подготовке к концертному выступлению:
- Занятия с инструментом и с нотами.
- Занятия с инструментом и без нот.
- Занятия с нотами и без инструмента.
- Занятия без нот и без инструмента.
Все способы продуктивны, и крайне необходимы в работе. Кстати, последние два способа развивают, так называемый, внутренний слух музыканта. исполнитель должен выработать в себе умение исполнять музыкальное произведение «в уме», причем, не пропуская ни одной ноты, ни одной важной детали. Такое внутреннее проигрывание дает высокие результаты и в подготовке к концерту.
Педагогу по специальности стоит с должной ответственностью подойти к моменту подготовки учащегося к выступлению. Если есть возможность, необходимо организовать репетицию в том зале, где будет проходить концерт. Отрепетировать выход учащегося на сцену (даже если эта репетиция будет проходить в классе). Учащийся должен знать, в какой руке ему держать гитару, в какой подставку, как сделать поклон. Также стоит объяснить гитаристу, как должен стоять его стул (прямо по отношению к зрительному залу), чтобы он смог самостоятельно его поправить и не растерялся в сложившейся ситуации. Педагог обязан позаботиться о настройке инструмента учащегося. За день до выступления и ни в коем случае в день выступления не говорить учащемуся о недостатках его исполнения. В это время лучше настроить его на позитивный лад и напомнить о том, что исполнять музыкальное произведение – это большая радость.
Итак, подготовка учащихся к концертному выступлению – ответственный момент в работе педагога. Конечно, чем чаще музыкант играет публично, тем активнее происходит процесс развития его исполнительских качеств. Важно, чтобы педагоги по специальности регулярно проводили класс – концерты, родительские собрания, на которых могут выступить все учащиеся. Необходимо каждому дать почувствовать себя исполнителем, к таким событиям ученики готовятся лучше. Послушав своего товарища на концерте, юный музыкант отметит для себя то, к чему нужно стремиться. Все это еще раз указывает на необходимость проведения подобных мероприятий. Ведь юный гитарист должен быть не только учащимся в классе, но и музыкантом-исполнителем. И по мере выступлений, всемерно раскрывать свои артистические и исполнительские способности, пробуждать искреннее желание исполнять музыку для слушателей. А педагог, тем самым создаст для своих учеников оптимальные условия для их дальнейшего продвижения вперед по исполнительскому пути, обеспечит полноценное развитие их творческого, эстетического и художественного потенциала.
Литература:
- Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора [Текст]: страницы из записных книжек/ Н.К. Метнер, 2-е изд. – М.: Музыка, 1979. – 69с.