Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Шурышкарская районная детская школа искусств» (МБОУДО «ШРДШИ»)
Методическая разработка
тема: «Формирование мотивации к обучению в ДШИ»
Выполнила:
преподаватель фортепиано Безрукова П.Н.
ЯНАО. село Мужи
2025 год
Оглавление:
Введение | 3 |
1. Понятие и виды мотивации. Особенности мотивации учебной деятельности учащихся. | 4 |
2. Совместная мотивация родителя и преподавателя к обучению ребенка в ДШИ | 5 |
3. Мотивация от преподавателя. Примеры и методы мотивации к обучению | 8 |
Заключение | 12 |
Список литературы | 13 |
Введение
В наше время проблема мотивирования детей на обучение становится всё острее. Дети увлечены гаджетами и им становится тяжело учиться, да и не хочется совсем. Очень мало детей, которые хотят узнавать что-то новое. В основном, дети учатся, потому что их заставляют родители, а не по собственному желанию.
Обучение в Детской школе искусств, одно из самых сложных, но ярких и увлекательных. Обучение требует большого затрата энергии, свободного времени на самостоятельные задания. Это кропотливая работа над деталями, которая требует терпения и настойчивости. Она требует дисциплины и самоотдачи.
Каждый маленький ребенок еще не имеет сформированное понятие «потребность в занятиях», поэтому с самого первого урока у преподавателя стоит задача положительно замотивировать ребенка на обучение. Методов должно быть много, а уроки разнообразные и интересные.
Любой преподаватель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались. В этом должны быть заинтересованы и родители обучающихся. Только при совместной работе преподавателя, родителя и ученика обучение проходит намного интереснее и качественнее, а результаты выше.
Раздел 1. Понятие и виды мотивации. Особенности формирования мотивации
Мотив – побуждение к активности в определённом направлении.
Интерес — это лучшее побуждение.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Мотивация хорошо работает, если у ученика есть положительный настрой на достижение ясной цели, к которой он стремится. Если есть настойчивость и он не сдается при первой же своей неудачи.
Ученики, поступая в ДШИ, имеет разные уровни мотивации. Кто-то сам захотел научиться чему-то новому. Он успешно выполняет задания, ответственен и слушает внимательно преподавателя, выполняя все указания и наставления. Некоторые ученики, зачисляются в ДШИ, потому что его друг там учится. Таких детей обычно привлекает общение в школе и более творческие задания, концерты, выставки, а сам учебный процесс не особо увлекает. Есть дети, которых заставляют учиться в ДШИ, а сами они не хотят. В данном случае, обучение проходит тяжелее, так как они пропускают уроки, либо заняты посторонними делами на уроках, много отвлекаются и не сосредотачиваются. Иногда, может присутствовать даже агрессия на уроках.
Особенности мотивации учебной деятельности учащихся.
На начальном этапе обучения детям интересны новые впечатления, им, все таки, хочется узнать, что за новые приключения их ждут. На первых уроках многим ученикам свойственно показать, что он лучший и получить похвалу от преподавателя. Здесь ученики недалеко ушли от дошкольного возраста. Мотивация носит чаще эмоциональный характер.
Далее мотивации становится более конкретной. У учащихся появляется чувство долга, желание получить высокую оценку и избежать наказания.
В старших классах ученик стремится утвердить свою независимость и самостоятельность. Формируется чувства ответственности и осознанности выбора своих действий. Ребенок учится самовыражаться, быть личностью. А так же появляется много новых интересов, которые могут отвлекать от учебного процесса, вследствие чего, если вовремя не заметить, может испортиться отношение и к учебе, появиться нежелание и негативные последствия. В этом возрасте изменяется отношение к отметке как стимулу. Она может восприниматься, как справедливая и не восприниматься вообще.
В процессе активной исполнительской деятельности интенсивно развивается психологическая устойчивость юного творца, воспитываются навыки самоконтроля во время выступления. А уважение со стороны взрослых – преподавателей, родителей, родственников, любых зрителей или слушателей, способствует более интенсивным занятиям по достижению лучшего результата.
Каждому ребенку присущи свои возможности, способности и индивидуальные интересы, поэтому у него и свой собственный успех, и свои собственные достижения. Именно в сфере интересов ученика лежит ключ решения многих проблем.
Раздел 2. Совместная мотивация родителя и преподавателя к обучению ребенка в ДШИ.
Этот раздел будет посвящен именно общей работе по мотивации родителей и преподавателя к учебной деятельности ребенка, так как за образование своих детей ответственны в первую очередь родители, а преподаватель уже направляет, обучает и помогает. Только от родителей зависит, кем станет их ребенок в будущем, так как ребенок еще не знает, что ему интересно, его вкусы меняются постоянно, еще нет устойчивого понимания желаемого.
Естественно преподаватель тоже играет огромную роль. Его задача своими уроками заинтересовать ребенка. Ведь мало только желания родителей. Если урок не интересный, для ребенка обучение будет очень тяжелой работой. Родители будут заставлять учиться и закончить ДШИ любыми способами, а ребенок, окончив школу, в итоге, будет ненавидеть ее, и во взрослой жизни больше не будет заниматься творчеством. Поэтому, преподаватель должен искать всевозможные методы, чтобы увлечь и замотивировать ребенка на обучение.
Еще одной главной особенностью в мотивации и решений многих проблем – это общение ученика и преподавателя. Нужно обязательно разговаривать с учеником, спрашивать, как его настроение, хорошо ли спал, устает ли, что ему интересно, чем бы он хотел заняться и т.д. Так же должно быть и системное общение с родителями. Необходимо регулярно проводить общие родительские собрания, индивидуальные беседы, во время которых, кроме обсуждения вопросов успеваемости, формировать правильные представления о целях и задачах обучения в ДШИ, ДХШ, ДМШ.
Уже давно доказано исследованиями, что когда родитель и преподаватель заинтересованы в образовании вместе, детям учиться легче, у них реже возникают трудности и нежелание к учебе.
Мотивировать к учебному процессу легче всего ребенка, который растет в семье, где члены семьи увлечены таким же творчеством, что и школа. Допустим, родители музыканты и их ребёнок постоянно окружен музыкой, родители поют или играют на музыкальных инструментах дома, слушают классическую музыку, посещают совместно концерты и выставки и т.д. Такой ребенок живет в этой среде постоянно и для него это уже обыденный образ жизни. Он смотрит на родителей, видя в них пример подражания, поэтому стремится к такому же результату. Родители заинтересованы в получении музыкального образования ребенка, помогают ему, не нагружают дополнительными занятиями, так как они знают, сколько времени нужно уделять музыке. С таким ребенком даже не всегда нужно разговаривать о смысле занятий музыкой, он уже знает его, на примере своих родителей. В данном случае родитель и педагог связаны друг с другом, они стремятся к единой цели, совместно мотивирую ребенка к учебному процессу и к отличным результатам. Педагогу остаётся только, – интересно вести свой урок и хвалить ученика, а всю остальную поддержку окажут родители.
Не менее легко мотивировать детей, чьи родители не близки к теме искусства, но очень хотели бы, чтобы их дети этим интересовались и получили образование в ДШИ. Тем самым, родители ставят ДШИ в приоритет. Конечно, родители дома уже не могут помочь с домашним заданием, но они могут поддержать и утешить, если не получается у их ребенка. Родители дома мотивируют детей на занятия, так как это в первую очередь желание родителей. Родители всегда на связи с преподавателем, они учитывают все указания и советы преподавателя, тем самым пытаясь облегчить обучение ребенка. Например, совет задание преподавателя – провести дома концерт, после выступления обязательно поощрить ребенка, – громко похвалить аплодисментами и устроить чаепитие или посетить определенную выставку с ребенком. В данном случае, ребёнок видит, что для родителей это важно, чувствует поддержку не только от преподавателя, но и от родителя, во время неудач или во время выступления на концерте, тем самым старается учиться. Ребенок чувствует себя, чем то важным и талантливым. Преподаватель так же должен вести интересно и разнообразно свой урок, поощрять ребенка, объяснить для чего нужно это занятие, что оно даст в жизни и как поможет ему.
Бывают ситуации, когда родители хотят, чтобы их ребенок учился в ДШИ, и ставят её в приоритет, но ребенку не интересно учиться. Поэтому нужно узнать причину, почему не интересно. Узнать, а что тогда интересно ребенку и применять это на уроках. Например, ребенок любит смотреть мультик про «Синий трактор». Зная это, преподаватель может сделать сценарий своего уроков на эту тему, при этом выполняя основные задачи. Вообще, преподаватель должен хорошо знать детскую психологию.
Родители могут мотивировать своих детей любыми способами. Они лучше знают своего ребенка, чем преподаватель. Знают лучше их интересы. Они могут мотивировать, как положительной мотивацией, например, – выучишь задание, станешь умнее, получишь отличную оценку. Могут применить и отрицательную мотивацию, например, – не выучишь, не купим новую игрушку, не поедем в гости и т.д.. Так же родители могут принимать активное участие в обучении своего ребенка, участвовать в концертах, помогать с костюмами и декорациями на концерт и т.д. Тем самым, показывая пример, как интересно учиться. Преподаватель может применять, только положительную мотивацию.
Так же помимо мотивации ученика, преподаватель иногда сталкивается с ситуациями, когда нужно мотивировать и родителей, видя насколько талантлив их ребенок.
Сложнее встает вопрос о мотивации, когда родители не ставят в приоритет ДШИ, а пытаются записать своего ребенка во всевозможные кружки, чтобы всесторонне развить своего ребенка. Это, конечно, хорошо, узнавать новое. Но нужно учитывать какая нагрузка возлагается на маленького ребенка. Естественно, ребенку становится тяжело учиться, он не успевает. Пропадает желание учиться, как бы интересно преподаватель не вел свой урок. Потому что системное не выполнение домашнего задания, все равно ведет к неуспеваемости по предмету и низким оценкам, к неодобрению преподавателя, а так же может привести еще к непониманию другими учениками, если это групповое занятие. А непонимание своих одноклассников может привести к насмешкам, унижению, травле и т.д. Решить эту проблему поможет в первую очередь разговор преподавателя и ученика. Как только преподаватель заметил снижение работоспособности и результативности, нужно в спокойно обстановке поговорить с ребенком – узнать причину, в чем дело, и что мешает занятиям. Дальнейшие действия преподавателя – это пригласить на беседу родителей ученика. Сначала следует рассказать или напомнить родителю, что такое ДШИ, чему оно учит, какие процессы развивает у ребенка, что оно даст в будущем и как поможет в жизни. Например, дети занимающие искусством, всегда считались умнее, образованнее, дисциплинированнее, трудолюбивее и воспитаннее. Такие дети уникальные, ведь они могут увидеть прекрасное в обычных вещах. Окончание ДШИ, в наше время, дает баллы при поступление в любой университет, даже не связанный с этой сферой образования. Диплом ДШИ позволяет даже работать в некоторых организациях, но естественно придется параллельно продолжить обучение в среднем и высших заведениях и т.д. Далее нужно объяснить причину отставания ребенка, рассказать подробно, какая нагрузка ложиться на их ребенка во время обучения в ДШИ. Сколько в день нужно освободить времени на занятия, чтобы ребенок подтянул свои оценки и продолжил дальше обучение без отставаний. В данной ситуации нужно замотивировать родителя, чтобы он принял правильное решение. Дал возможность ребенку качественно учиться, а не хватать только «наброски» со всех кружков и секций. После чего сам родитель станет помогать мотивировать своего ребенка, тем самым начнется совместная мотивация родителя и преподавателя.
Бывают, к сожалению, такие случаи, когда родителям нет дела до образования своего ребенка, они отдали своего ребенка в ДШИ, лишь бы на улице не гулял, а был под присмотром учителей. В данном случае бывает 2 варианта истории событий. Первый вариант, – это когда ребенку нравится учиться, но из-за не поддержки родителей, у него теряется интерес к обучению. Например, глядя, что на концерты родители других детей приходят, а родные нет. В данном случае, преподаватель должен замотивировать и привлечь родителей любыми способами к учебному процессу именно родителей. Например, постоянно приглашать на концерты, отправлять видеозаписи уроков или игры ребенка на инструменте, приглашать на уроки, просить принимать участие на концертах вместе с ребенком, например, исполнить вместе какое-то музыкальное произведение, или быть ведущими. Родитель таким образом замотивируется сам и своим примером замотивирует ребенка. Бывают ситуации, что родители слишком заняты и не могут уделить на это время. Тогда преподаватель должен поддерживать ученика в два раза больше.
Второй вариант, когда и ребенок не старается, и родители не поддерживают, хотят забрать из ДШИ, и никакие мотивации преподавателя не срабатывают ни в одну сторону, ни в другую. Ребенку не нравится заниматься этим делом, да и преподаватель видит, что ребенку трудно и нет никакого результат. В этом случае стоит признать, что ребенок имеет право самовыражаться в другом виде деятельности.
Раздел 3. Мотивация от преподавателя. Примеры и методы мотивации к обучению
Самая главная мотивация от преподавателя, это правильная подача перед учеником самого преподавателя. Профессиональная этика, манера поведения и речь, тон голоса, одежда, запах, любовь к своему делу, трудолюбие и доброжелательность – это все очень важно.
Преподаватель-это не просто наставник, это помощник, в первую очередь, для ученика, который никогда не оставит его в беде. Ученик должен знать, что ему всегда помогут в трудной ситуации. Он не должен бояться посещать уроки, а наоборот, идти, зная, что с помощью своего наставника у него все получится. А преподаватель, тем временем, набирается терпения, объясняет еще раз тему и со словами «давай вместе со мной», помогает ему. При ошибках у ребенка, преподаватель помогает преодолеть ученику страх неудачи, объясняя, что для этого мы и учимся, поэтому ошибаться свойственно. А если кому-то что-то не понравилось в творчестве ученика, нужно рассказать, что «мир и вкусы у людей разные, не получится нравиться всем, главное чтобы тебе это нравилось».
У преподавателя с самых первых уроков с учеником стоит много задач. С первых минут знакомства с учеником, преподаватель уже мотивирует его на обучение. Первая встреча для ребенка и преподавателя всегда волнительна и интересна. Преподаватель должен быть настроен на встречу позитивно, добродушно, чтобы завоевать доверие к ученику и расположить к себе. У преподавателя должен быть готовый четко намеченный план учебного процесса и достаточно опыта, чтобы подстраиваться под настроение ребенка и его желаниям, когда он не готов следовать этому плану. Тогда преподаватель варьирует задания, ищет новые методы, чтобы заинтересовать ребенка. Таким образом, преподаватель сам всегда учится, расширяет свой багаж знаний.
На уроках должна быть уютная и доброжелательная, общительная атмосфера. Преподаватель поддерживает, хвалит и подбадривает своего ученика, настраивает на успех и сам же создает «ситуацию успеха», внушает веру в себя и в свои возможности, и это на всем творческом пути, а не только на первых уроках.
Первые уроки, проходят в виде игры. Задания должны быть простые, а главное понятные для ученика. Обязательно поощрение. Далее уроки уже становятся более серьезные, поэтому нужно учитывать сложность и доступность изучаемого материала. Подстраиваться под учебную группу или индивидуально под каждого ученика, чтобы не было перегрузок. Поэтому преподавателю лучше иметь наготове задания разного уровня сложности. Дети в любом возрасте любят поиграть, так что не стоит исключать учебно-познавательную-игру. Чем разнообразнее уроки, тем лучше.
На уроках должно быть присутствие новизны, даже если тема повторяется. Нужно не зацикливаться на одном и том же, изучать разными методами, чтобы было интересно, а так же быстрее двигался процесс. На уроках применяем постоянную смену деятельности.
Интересно проходят уроки, когда ученик сам может выбрать свою деятельность на уроки и поставить для себя определенные задачи. А так же когда на уроке применены яркие наглядно-образные представления, фонограмма или ИКТ-технологии. Так же мотивируют на обучение метод соперничества между учениками, ансамблевое музицирование, игра в команде или «шефская игра», когда есть командир или староста в классе. Еще помогает метод взаимопомощи между учениками, одни чувствуют себя полезными обществу, а другие находят отклик на помощь, сотрудничество. А метод взаимопроверки между учениками или между учеником и преподавателем разнообразит урок и сделает его запоминающимся.
С учеником нужно разговаривать, узнавать его, что ему нравится, его интересы, где его сильные и слабые стороны, чтобы знать, на что сделать упор в обучении, и какими методами можно его замотивировать. А так же этими разговорами нужно рассказывать о своем опыте, о том для чего нужно творчество, какие возможности открывает мир искусства, как это интересно и прекрасно, ведь только творческим людям достижимо видеть удивительные вещи, т.е. постепенно формировать мировоззрение ученика. Важно, чтобы он научился ценить искусство.
Важно, чтобы ученик, как можно больше получал ярких художественных впечатлений. Преподаватель должен больше показывать свои умения, чтобы заинтересовать ребенка на уроке, а так же познавательные видеоролики. Благотворность воздействия концертов больших артистов, музыкантов, поэтов, выставок знаменитых художников, мастер-классов, театров и т.д. Нужно обращать внимание ученика на красоту образов музыки, литературы, картины или скульптуры.
Конечно, самыми распространёнными мотивациями являются:
– положительная оценка,
– участие в концертах, особенно в детских садах, так как дети любят показывать свое мастерство перед маленькими, а так же класс-концерты, где показывают мастерство перед своими одноклассниками, доказывая, что он(а) лучше, и хорошо влияют концерты для родителей и родных, так как чувствуют себя в надежности и любимыми, да и публика самая благодарная.
– участие в выставках и фестивалях, дистанционных или очных конкурсах и олимпиадах.
-различные поездки и новые знакомства,
-грамоты, награждаемые призы и громкие аплодисменты, чаепитие и подарки от школы и родителей.
– походы на природу с песнями или пленэр;
– и т.д.
Преподаватель должен выделять каждого ребенка в учебной деятельности, никто не должен быть незамеченным. Одни участвуют в конкурсах и концертах, другие ведут мероприятие, кто-то берет актерским мастерством, одни сочиняют музыкальные произведения, другие подготавливают декорации и т.д.
Также существуют определенные гендерные различия в мотивации детей разного пола. Мальчики более неустойчивы к обучению, чем девочки, их нужно чаще мотивировать.
Еще важным отличием является мотивация городских детей и детей из сельской местности, а так же региональные аспекты очень важны. Например, детям из сельской местности крайнего севера, тяжелее учиться, так как нехватка солнечного света и свежего воздуха, постоянные морозы очень сказываются, – дети быстрее устают, они склонны к сонливости, лени, у них темп жизни медленнее и т.д. Такие дети требуют особого внимания. Поэтому, образовательную программу нужно тщательно разрабатывать, чтобы не было перегрузок.
У каждого преподавателя свои методы к формированию мотивации , свой уровень креативности и фантазии.
Как разнообразить урок, чтобы было интереснее учиться и поднять мотивацию ребенка:
Должны быть системные занятия, но в конце урока можно делать «сюрприз», т.е. ту деятельность, которая нравится ученику, поднимает ему настроение и расслабляет. Например:
– похлопать ритм из учебника «Его величество ритм» Е. Олерской или любые другие ритмические рисунки. Игра «Повтори ритм за учителем и наоборот». Игра «Хлопни вместе с учителем». Игра «Хлопни под музыкальное видео». Ритмическое лото;
– поиграть с педагогом музыкальные или художественные карточки, например «Нота, я тебя знаю», «Навстречу музыке» или «Музей искусств» и т.д.;
– нейроигры или нейроупражнения, огромное количество в интернете или можно придумать самим.
– пение или проговаривание текста через движения под фонограмму или под инструмент.
– рисование двумя руками одновременно одинаковых или разных фигур; Зеркальное рисование фигур; рисование недоминирующей рукой;
– дорисовать непрерывно определенный рисунок, например забор или зигзаг, дорисовать рисунок до целого;
– пальчиковая гимнастика, дыхательные и артикуляционные упражнения.
– применение на уроках су-джок и массажное колечко, ортопедические коврики, балансиборд.
– музыкальные или логические сортеры, на липучках, мозаика, умные колокольчики, слуховое лото и т.д. можно придумать самим или купить на маркетплейсах.
– чтение с листа
– композиция
– игра на инструменте с пением или с дирижированием;
– кроссворды, ребусы, загадки, филворды, ходилки(«музыепльнпя миля», «музыкальный навигатор», енотики «музыка» и т.д.), раскраски, тренажоры (музыкальная математика») по теме предмета, вариантов очень много.
– Расставление аппликатуры учеником. Игра повтори аппликатуру за преподавателем.
– Исполни музыкальный отрывок наоборот.
– Угадай, какой музыкальный инструмент звучит, можно два, три четыре инструмента играть в подряд. Нужно отгадать в правильном порядке.
– Разбор схемы музыкального произведения цветными ручками, например пьесы Е. Олерской или любой другой не сложной пьесы.
– Повтори 5 раз правильно, один раз ошибся, счет сгорел.
– Найди ошибку, специально допущенную преподавателем.
– Поиграть в игру, найди на инструменте, какую ноту, интервал, куда движется мелодия и т.д. исполнил преподаватель и наоборот.
– Придумать историю к произведению вместе с учеником или нарисовать картину на определённую музыку.
– Танцевальные движения с предметами, игра «Повтори позу», флешмоб.
– Разглядеть фигуры поппельрейтера (разбор нарисованных фигур);
– Соревнования в классе, например кто больше во время учебного года прочитает с листа или нарисует картин или выучит произведений, тот победит и получит награду.
– Задания на сплоченность, например, нарисовать общую картину или придумать рассказ к музыкальному произведению и т.д.
– Найти в интернете несколько вариантов исполнений музыкальной пьесы ученика, затем вместе прослушать и проанализировать.
– посмотреть короткое обучающее видео, музыкальную сказку или мультик.
– поиграть в музыкальные («нотные пары») или иные компьютерные игры, например на уроке «дизайн», но с этим нужно быть осторожнее.
– Поощрение в виде наклеек, так же можно сделать, как соревнование, у кого больше наклеек, тот получает приз.
– Предоставить выбор цветной ручки, чтобы поставить в дневнике оценку.
– и т.д.
Все это разнообразит урок, но не забываем про основные задачи и программу обучения.
Заключение
Сделаем вывод, что только при совместной работе преподавателя, родителя и ученика обучение проходит намного интереснее и качественнее, а результаты выше. Преподаватель мотивирует ученика на уроке, родители дома, тем самым ученик заинтересован в своем образовании.
Преподаватель ставит с первых же уроков задачи по мотивации и заинтересованности ребенка к обучению. Продумывает основной план урока, его вариативную, развлекательную или релаксирующую часть. Разговаривает с учеником, подбадривает при неудачах, хвалит при положительных результатах, помогает, поощряет, дает делать выбор. Преподаватель должен быть доброжелательным, но в то же время и справедливым, всегда держать в тонусе ученика, не упускать из вида главную цель. Своим поведением и отношением к творчеству, преподаватель подает пример ученику. Чем интереснее урок, тем реже появляется нежелание у ребенка учиться.
Преподаватель так же мотивирует, не только ученика, но и родителя. Проводит родительские собрания, индивидуальные беседы. Объясняет, для чего нужно обучение в ДШИ, что оно даст в будущем их ребенку. Преподаватель привлекает родителей к творческой жизни ученика.
Но и родители должны мотивировать своего ребенка, ведь в первую очередь родители ответственны за будущее своего ребенка, за его образование. Любовь и поддержка, заинтересованность и вовлеченность от родителя – это самое необходимое для ребенка. Важнее родителя для ребенка нет, ребенок всегда стремиться к похвале своих родителей.
Мотивация может быть разная, главное, чтобы она стимулировала на обучение. Но лучше применять положительную мотивацию.
Список литературы
- Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006
- Лебедев В.В. Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов». Теория и практика. 2011
- Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие. С.-Петербург: Питер, 2008.
- Педагогические технологии. Учебное пособие. Авт.-сост. СальниковаТ.П. Творческий центр Сфера., М. ,2007
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / отв. ред. Э. А. Голубева и др. Москва: Наука, 2003.
- Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог. С.-Петербург: Союз художников, 2002.
- Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении», М., «Просвещение», 2000.
Интернет-источники
- Решетникова И.А. – Формирование мотивации к обучению в ДШИ, ДХШ, ДМШ. Для преподавателей детских школ искусств: методическое пособие.
https://aokik.ru/images/documents/moc/metodichka-formirovanie-motivacii-k-obucheniyu.pdf