header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Воплощение  художественного образа  в вокальном произведении посредством трех китов вокальной техники (дыхания, интонации, артикуляции)

21 марта, 2023
QR Code

Открытый урок

преподавателя Василенко Елены Владимировны

МБУ ДО ДШИ им. А. Караманова

3 марта 2023 года

 

Предмет: Сольное академическое пение.

Тема: Воплощение  художественного образа  в вокальном произведении посредством трех китов вокальной техники (дыхания, интонации, артикуляции)

Концертмейстер: Трофимова Анна Евгеньевна

Учащаяся: Вопилова Софья,12 лет

Класс: 5/8

Образовательная программа: ДПОП в области музыкального искусства «Хоровое пение»

Продолжительность урока: 40 мин.

Форма проведения урока: индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии:          

– личностно-ориентированная;

– здоровьесберегающая;

– информационная;

– развивающая.

Оборудование: рояль, учебно-методическое пособие, аудиоматериал, наглядное пособие, нотные материалы

Цель урока: Создание условий для эмоционального раскрытия личности подростка через работу над художественным образом в вокальном произведении.

Задачи урока:

Развивающие:

Раскрыть новые грани творческой  индивидуальности  учащейся;

Развить ее интеллектуальные способности (память, мышление, воображение);

Помочь проанализировать содержание текста вокального произведения, понять смысловой образ. Сопоставить его с интонациями в вокальной партии, услышать особенности аранжировки;  Максимально приблизиться к пониманию музыкального образа вокального произведения;

Обеспечить самореализацию творческих и исполнительских способностей, развивать способности ребёнка к творческому решению различных задач, к созданию нового продукта;

Приблизить ребенка  к сопереживанию и проживанию эмоционального фона вокального произведения.

Помочь сформировать адекватную самооценку, чувство ответственности, умения проявить заботу о самой себе (наличие навыков самоорганизации, самоконтроля, стремление к нравственному саморазвитию).

 

Воспитательные:

Гармонизация внутреннего мира человека, созидание целостной личности

Образовательные: 

Освоение содержания текста вокального произведения;

Работа над интонационными элементами  вокального произведения;

Овладение различными видами звуковедения;

Проигрывание на инструменте и пропевание сложных интонационных элементов мелодии;

Освоение навыков чтения с листа вокальной партии;

Освоение подбора по слуху вокальной партии на инструменте;

Создание  художественного образа при исполнении вокального произведения;

Методы обучения:

– наглядный

– словесный

– практический

Методические рекомендации:

Как известно, суть музыкально-исполнительской деятельности состоит в том, чтобы творчески «прочесть» музыкальное произведение, раскрыть в своём исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено автором. Характер музыки, её эмоциональный смысл должны быть  переданы максимально точно и убедительно: нужно создать запоминающийся, яркий музыкальный образ.  В тоже время, творческим исполнение становится только в том случае, если  привнесён собственный, пусть небольшой, но индивидуальный  опыт понимания и переживания музыки, что придаёт собственной интерпретации особую неповторимость и убедительность. Это и есть главная цель, на которую должна быть сфокусирована вся работа педагога над вокальным произведением, независимо от уровня обучения и сложности изучаемых песен.

Базовые основы «технологии» работы над музыкально-художественным образом вокального произведения включают в себя три этапа:

  1. ознакомительный;
  2. детальная работа;
  3. завершающий, подготавливающий к концертному исполнению

(экзамену). На первом и третьем этапах преобладает целостный, обобщённый подход, а на втором – более подробная и тщательная работа. В этом проявляется общая закономерность познания: от общего, целого – к единичному, частному,  и вновь, к общему, целому, но уже на более высоком уровне. С особым вниманием следует отнестись к ознакомительному этапу: свежесть и яркость первого впечатления несут в себе особые личностные переживания, что впоследствии будет определять индивидуальное творческое прочтение вокального произведения. Дать краткую словесную характеристику музыкального образа, ведь смысл слов отражает общую эмоциональную окраску песни. Например, характер музыки:  лирико-созерцательный, поэтический, нежный, просветлённый, мечтательный, решительный, чистый, с лёгкой светлой грустью, психологически глубокие переживания, драматический, задушевный. Известно, что замечательный русский пианист и педагог А.Г. Рубинштейн требовал от учеников тончайших  словесных характеристик исполняемой музыки. Важно изучить авторские и редакторские указания, а также, историю создания вокального произведения.

Основной целью второго этапа является детальное углубление в образный строй музыки. По времени это наиболее протяжённый период работы, совпадающий  с техническим освоением музыкального материала. В раскрытии художественного содержания песни первостепенную роль играет грамотный всесторонний анализ. «Лишь тогда, когда станет ясной форма, будет ясным и содержание» – писал Р. Шуман.

Основные задачи:

1) выявить структуру композиционного строения, её основные разделы, характер тематических построений (мелодия, фактура аккомпанемента в партии фортепиано);

2) проследить динамику развития художественно-содержательных эмоций: определить линии подъёма и спада напряжённости, кульминационные точки, моменты смены настроения, проследить трансформацию музыкально-эстетического чувства на протяжении всей песни;

3) проанализировать средства музыкальной выразительности – мелодию, лад, ритм, элементы полифонии, гармонию, фактуру изложения, исполнительские штрихи с точки зрения их эмоционально-смыслового значения,   динамические оттенки.

В практической работе данный анализ сочетается с другими методами: наглядное  исполнение педагогом,  приёмом дирижёрского показа, методом ассоциаций, сравнений и сопоставлений, жестовое воспроизведение музыкальных интонаций, общая логика драматургического развития вокального произведения.

Выразительность и яркость художественного образа во многом зависит от исполнения мелодической линии, так как именно мелодия является главным носителем смысла в музыкальном произведении. В нашем случае мелодия носит кантиленный характер, где требуется певучее выразительное исполнение, основанное на хорошей опоре дыхания, на высокой «певческой форманте». Предварительно следует пропеть мелодическую линию без текста (на удобный слог) – это поможет выявить правильную, логичную фразировку, естественное членение мелодии  на фразы и мотивы, почувствовать необходимость музыкального «дыхания». Важнейшим принципом вокального исполнения считается артикуляционная и фонетическая работа, а  также, четкая, активная дикция в пропеваемых фразах. Особое внимание этому принципу уделено в практической работе над вокальной техникой и подготовке (настройке) голосового аппарата.

В метро-ритмической работе используем простые формы двигательного моделирования: прохлопывание, простукивание отдельных ритмо-интонаций, пунктирных и синкопированных ритмических фигур.

Наиболее важные моменты на заключительном этапе изучения произведения:

– создание «эмоциональной программы» исполнения, плана интерпретации;

– ориентация исполнения на слушательскую аудиторию;

– формирование эмоциональной культуры исполнения;

– тренировка исполнительской  воли и выдержки;

– подготовка к концертному выступлению;

– при необходимости, перерыв в работе над произведением.

 

План урока:

Начало урока:

  1. I. Организационный момент  (2 мин.)

(сообщение темы урока, представление учащейся)

  1. Основной этап:
  2. Подготовка голосового аппарата (настройка).  (10 мин.)

Дыхательные упражнения по методике А.В. Карягиной, вокального педагога-фонопеда  Санкт-Петербургской консерватории «Возвращение к голосу»: дыхательная терапия (упр №1-4 ); фонопедические голосовые (упр-я №5-7);

  1.    Работа над вокальной техникой.  (10 мин.)

Комплекс артикуляционных и вокально-интонационных упражнений (упр-я № 8-12)

III. Практическая часть: работа над произведением Л.А.Марченко «Как ни странно»  (20 мин.)

  1. IV. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.)

 

Ход урока:

  1. Приветствие. Представление ученицы; концертмейстера.

Тема урока обусловлена задачами, которые стоят перед педагогом в течение всего периода обучения юного певца в школе искусств. На примере нашего занятия мы хотим показать методы и способы работы, приводящие к результату, который мы получаем.

  1. II.     Преподаватель задает ученице вопрос: О каких трех китах вокальной техники тебе известно? О каких певческих навыках ты знаешь?

Ответ:  певческая установка, певческое дыхание и опора звука, высокая вокальная позиция (певческая форманта), ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, использование различных видов звуковедения, дикция и артикуляция.

В отличие от музыканта-инструменталиста, у певца нет в распоряжении готового инструмента; его рабочий инструмент – его голосовой аппарат, поэтому мы обычно сосредоточены на 2-х этапах подготовки к работе: настройка певческого аппарата  и работа над вокальной техникой.

Настройка певческого голоса начинается с дыхания, а именно:

Плавный вдох + дополнительное включение вспомогательных дыхательных мышц до полной опоры  диафрагмы и эффективное распределение выдоха.

 

Поработаем над дыханием. Несколько упражнений из основного комплекса.

  1. Вдох= шумный выдох. Упражнения повторяем по 4 раза.

 

  1. Импульс: кш….

кщ…

кхь…

пф….

Затем вся последовательность (4 раза)

 

  1.                                 пф-пф-пф……..

 

  1. Согласные с сопротивлением на опоре:

П, Т ,Ф, К, Б, Д, В, Г, Л, М, Н

 

  1. Кш…../о ; П…../а (о) – на разной высоте

 

  1. Соединение дыхания и звука:

М….(закрытым ртом)

 

  1. Соединение дыхания, звука и артикуляции:

ЛИ-Ё…;

«Р»…….Ро-ро-ро (по Т53 вниз)

  1. Видоизменённое упр-е: «Р»….на опущенной нижней челюсти

 

  1.  «Сирена» – закрытый глиссандирующий звук с расслаблением нижней челюсти

 

  1. 10. Координация различной динамики и опоры звука:

Ти-ки ти-ки ти-ки ти-ки  То-ги то-ги то-ги то-ги

(голосом – шёпотом). Затем- с ускорением темпа.

 

11.Сочетание мелких ритмических групп с артикуляцией на неудобных вокальных гласных: «ды»…..

 

  1. Сочетание мелкой моторики артикуляционного аппарата и отработки дикционных навыков и распева в муз. фразировке «Я слышал, как скатился ручей с высоких скал»

 

III. Практическая часть.

Работа над художественным образом в муз. произведении «Как ни странно» Л.А. Марченко.

Информационная справка: Людмила Александровна Марченко – современный композитор, аранжировщик, автор более 100 песен для детей и юношества (пишет стихи к своим песням), мюзиклов, мини-спектаклей, пьес для фортепиано. Организатор  и  худ. руководитель Театра эстрадной песни «Менестрели», автор серии сборников вокальных произведений для хора  и солистов.

  1. Музыкальная фразировка. Исполнение мелодии без текста (на удобный слог) – 1 куплет. Чистота и точность интонации – начало припева -проанализировать, остановиться на интервалах (осознать, проиграть, протянуть интонацию: 5ч.; 4ч ). Отследить правильное дыхание и качество звуковедения. Уточнить штрихи и «закругленность фраз».
  2. 2. Исполнение с текстом – 2 и 3 куплет. Анализ литературного текста=динамическое и кульминационное развитие (обозначить кульминацию) = выстроить общую драматургическую линию песни.
  3. Отработать эпизод с модуляцией (сопоставление тональностей). Проанализировать, как это связано с художественным образом в музыке, эмоциональным состоянием и личным восприятием поэтического образа в песне. Понять, какие чувства по отношению к маме навеяны стихами Л.Марченко.   Важно: какие осмысления и озарения  души  хочется воплотить   в музыке? За счёт каких выразительных  музыкальных средств можно это сделать?
  4. Исполнение песни полностью. Проанализировать позитивные результаты, что еще не получилось.
  5. Домашнее задание:

Закрепить полученный на уроке результат, доработать финальную часть песни (эпизод с модуляцией) – пропевать вокальную партию с поддержкой инструмента.

 

  1. IV. Подведение итогов.

Подводя итог нашему занятию, хочу поблагодарить Софью за выполненную работу;  могу охарактеризовать ее как человека, обладающего большой работоспособностью, коммуникабельностью, эмоциональной отзывчивостью, трудолюбием как во время урока, так и в отношении домашней работы (она наделена прекрасной музыкальной  памятью  – легко  и быстро выучивает тексты и вокальные партии). Поэтому на уроках  мы можем больше времени уделять музыкально-художественной части вокального произведения,  смысловому анализу и эмоционально – осознанному исполнению.

 

 Литература:

1.Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка 2010

2.Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980

3.Шуман Р. О музыке и музыкантах. М., 1979.-Т.2-Б

4.Дмитриев А. Основы вокальной методики. М.,1968

5.Савкова З. Как сделать голос сценическим. Искусство.1988

 

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram