Открытый урок
преподавателя Василенко Елены Владимировны
МБУ ДО ДШИ им. А. Караманова
3 марта 2023 года
Предмет: Сольное академическое пение.
Тема: Воплощение художественного образа в вокальном произведении посредством трех китов вокальной техники (дыхания, интонации, артикуляции)
Концертмейстер: Трофимова Анна Евгеньевна
Учащаяся: Вопилова Софья,12 лет
Класс: 5/8
Образовательная программа: ДПОП в области музыкального искусства «Хоровое пение»
Продолжительность урока: 40 мин.
Форма проведения урока: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Педагогические технологии:
— личностно-ориентированная;
— здоровьесберегающая;
— информационная;
— развивающая.
Оборудование: рояль, учебно-методическое пособие, аудиоматериал, наглядное пособие, нотные материалы
Цель урока: Создание условий для эмоционального раскрытия личности подростка через работу над художественным образом в вокальном произведении.
Задачи урока:
Развивающие:
Раскрыть новые грани творческой индивидуальности учащейся;
Развить ее интеллектуальные способности (память, мышление, воображение);
Помочь проанализировать содержание текста вокального произведения, понять смысловой образ. Сопоставить его с интонациями в вокальной партии, услышать особенности аранжировки; Максимально приблизиться к пониманию музыкального образа вокального произведения;
Обеспечить самореализацию творческих и исполнительских способностей, развивать способности ребёнка к творческому решению различных задач, к созданию нового продукта;
Приблизить ребенка к сопереживанию и проживанию эмоционального фона вокального произведения.
Помочь сформировать адекватную самооценку, чувство ответственности, умения проявить заботу о самой себе (наличие навыков самоорганизации, самоконтроля, стремление к нравственному саморазвитию).
Воспитательные:
Гармонизация внутреннего мира человека, созидание целостной личности
Образовательные:
Освоение содержания текста вокального произведения;
Работа над интонационными элементами вокального произведения;
Овладение различными видами звуковедения;
Проигрывание на инструменте и пропевание сложных интонационных элементов мелодии;
Освоение навыков чтения с листа вокальной партии;
Освоение подбора по слуху вокальной партии на инструменте;
Создание художественного образа при исполнении вокального произведения;
Методы обучения:
— наглядный
— словесный
— практический
Методические рекомендации:
Как известно, суть музыкально-исполнительской деятельности состоит в том, чтобы творчески «прочесть» музыкальное произведение, раскрыть в своём исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено автором. Характер музыки, её эмоциональный смысл должны быть переданы максимально точно и убедительно: нужно создать запоминающийся, яркий музыкальный образ. В тоже время, творческим исполнение становится только в том случае, если привнесён собственный, пусть небольшой, но индивидуальный опыт понимания и переживания музыки, что придаёт собственной интерпретации особую неповторимость и убедительность. Это и есть главная цель, на которую должна быть сфокусирована вся работа педагога над вокальным произведением, независимо от уровня обучения и сложности изучаемых песен.
Базовые основы «технологии» работы над музыкально-художественным образом вокального произведения включают в себя три этапа:
- ознакомительный;
- детальная работа;
- завершающий, подготавливающий к концертному исполнению
(экзамену). На первом и третьем этапах преобладает целостный, обобщённый подход, а на втором – более подробная и тщательная работа. В этом проявляется общая закономерность познания: от общего, целого — к единичному, частному, и вновь, к общему, целому, но уже на более высоком уровне. С особым вниманием следует отнестись к ознакомительному этапу: свежесть и яркость первого впечатления несут в себе особые личностные переживания, что впоследствии будет определять индивидуальное творческое прочтение вокального произведения. Дать краткую словесную характеристику музыкального образа, ведь смысл слов отражает общую эмоциональную окраску песни. Например, характер музыки: лирико-созерцательный, поэтический, нежный, просветлённый, мечтательный, решительный, чистый, с лёгкой светлой грустью, психологически глубокие переживания, драматический, задушевный. Известно, что замечательный русский пианист и педагог А.Г. Рубинштейн требовал от учеников тончайших словесных характеристик исполняемой музыки. Важно изучить авторские и редакторские указания, а также, историю создания вокального произведения.
Основной целью второго этапа является детальное углубление в образный строй музыки. По времени это наиболее протяжённый период работы, совпадающий с техническим освоением музыкального материала. В раскрытии художественного содержания песни первостепенную роль играет грамотный всесторонний анализ. «Лишь тогда, когда станет ясной форма, будет ясным и содержание» – писал Р. Шуман.
Основные задачи:
1) выявить структуру композиционного строения, её основные разделы, характер тематических построений (мелодия, фактура аккомпанемента в партии фортепиано);
2) проследить динамику развития художественно-содержательных эмоций: определить линии подъёма и спада напряжённости, кульминационные точки, моменты смены настроения, проследить трансформацию музыкально-эстетического чувства на протяжении всей песни;
3) проанализировать средства музыкальной выразительности – мелодию, лад, ритм, элементы полифонии, гармонию, фактуру изложения, исполнительские штрихи с точки зрения их эмоционально-смыслового значения, динамические оттенки.
В практической работе данный анализ сочетается с другими методами: наглядное исполнение педагогом, приёмом дирижёрского показа, методом ассоциаций, сравнений и сопоставлений, жестовое воспроизведение музыкальных интонаций, общая логика драматургического развития вокального произведения.
Выразительность и яркость художественного образа во многом зависит от исполнения мелодической линии, так как именно мелодия является главным носителем смысла в музыкальном произведении. В нашем случае мелодия носит кантиленный характер, где требуется певучее выразительное исполнение, основанное на хорошей опоре дыхания, на высокой «певческой форманте». Предварительно следует пропеть мелодическую линию без текста (на удобный слог) – это поможет выявить правильную, логичную фразировку, естественное членение мелодии на фразы и мотивы, почувствовать необходимость музыкального «дыхания». Важнейшим принципом вокального исполнения считается артикуляционная и фонетическая работа, а также, четкая, активная дикция в пропеваемых фразах. Особое внимание этому принципу уделено в практической работе над вокальной техникой и подготовке (настройке) голосового аппарата.
В метро-ритмической работе используем простые формы двигательного моделирования: прохлопывание, простукивание отдельных ритмо-интонаций, пунктирных и синкопированных ритмических фигур.
Наиболее важные моменты на заключительном этапе изучения произведения:
– создание «эмоциональной программы» исполнения, плана интерпретации;
– ориентация исполнения на слушательскую аудиторию;
– формирование эмоциональной культуры исполнения;
– тренировка исполнительской воли и выдержки;
– подготовка к концертному выступлению;
– при необходимости, перерыв в работе над произведением.
План урока:
Начало урока:
- I. Организационный момент (2 мин.)
(сообщение темы урока, представление учащейся)
- Основной этап:
- Подготовка голосового аппарата (настройка). (10 мин.)
Дыхательные упражнения по методике А.В. Карягиной, вокального педагога-фонопеда Санкт-Петербургской консерватории «Возвращение к голосу»: дыхательная терапия (упр №1-4 ); фонопедические голосовые (упр-я №5-7);
- Работа над вокальной техникой. (10 мин.)
Комплекс артикуляционных и вокально-интонационных упражнений (упр-я № 8-12)
III. Практическая часть: работа над произведением Л.А.Марченко «Как ни странно» (20 мин.)
- IV. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.)
Ход урока:
- Приветствие. Представление ученицы; концертмейстера.
Тема урока обусловлена задачами, которые стоят перед педагогом в течение всего периода обучения юного певца в школе искусств. На примере нашего занятия мы хотим показать методы и способы работы, приводящие к результату, который мы получаем.
- II. Преподаватель задает ученице вопрос: О каких трех китах вокальной техники тебе известно? О каких певческих навыках ты знаешь?
Ответ: певческая установка, певческое дыхание и опора звука, высокая вокальная позиция (певческая форманта), ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, использование различных видов звуковедения, дикция и артикуляция.
В отличие от музыканта-инструменталиста, у певца нет в распоряжении готового инструмента; его рабочий инструмент — его голосовой аппарат, поэтому мы обычно сосредоточены на 2-х этапах подготовки к работе: настройка певческого аппарата и работа над вокальной техникой.
Настройка певческого голоса начинается с дыхания, а именно:
Плавный вдох + дополнительное включение вспомогательных дыхательных мышц до полной опоры диафрагмы и эффективное распределение выдоха.
Поработаем над дыханием. Несколько упражнений из основного комплекса.
- Вдох= шумный выдох. Упражнения повторяем по 4 раза.
- Импульс: кш….
кщ…
кхь…
пф….
Затем вся последовательность (4 раза)
- пф-пф-пф……..
- Согласные с сопротивлением на опоре:
П, Т ,Ф, К, Б, Д, В, Г, Л, М, Н
- Кш…../о ; П…../а (о) – на разной высоте
- Соединение дыхания и звука:
М….(закрытым ртом)
- Соединение дыхания, звука и артикуляции:
ЛИ-Ё…;
«Р»…….Ро-ро-ро (по Т53 вниз)
- Видоизменённое упр-е: «Р»….на опущенной нижней челюсти
- «Сирена» — закрытый глиссандирующий звук с расслаблением нижней челюсти
- 10. Координация различной динамики и опоры звука:
Ти-ки ти-ки ти-ки ти-ки То-ги то-ги то-ги то-ги
(голосом — шёпотом). Затем- с ускорением темпа.
11.Сочетание мелких ритмических групп с артикуляцией на неудобных вокальных гласных: «ды»…..
- Сочетание мелкой моторики артикуляционного аппарата и отработки дикционных навыков и распева в муз. фразировке «Я слышал, как скатился ручей с высоких скал»
III. Практическая часть.
Работа над художественным образом в муз. произведении «Как ни странно» Л.А. Марченко.
Информационная справка: Людмила Александровна Марченко — современный композитор, аранжировщик, автор более 100 песен для детей и юношества (пишет стихи к своим песням), мюзиклов, мини-спектаклей, пьес для фортепиано. Организатор и худ. руководитель Театра эстрадной песни «Менестрели», автор серии сборников вокальных произведений для хора и солистов.
- Музыкальная фразировка. Исполнение мелодии без текста (на удобный слог) – 1 куплет. Чистота и точность интонации — начало припева -проанализировать, остановиться на интервалах (осознать, проиграть, протянуть интонацию: 5ч.; 4ч ). Отследить правильное дыхание и качество звуковедения. Уточнить штрихи и «закругленность фраз».
- 2. Исполнение с текстом — 2 и 3 куплет. Анализ литературного текста=динамическое и кульминационное развитие (обозначить кульминацию) = выстроить общую драматургическую линию песни.
- Отработать эпизод с модуляцией (сопоставление тональностей). Проанализировать, как это связано с художественным образом в музыке, эмоциональным состоянием и личным восприятием поэтического образа в песне. Понять, какие чувства по отношению к маме навеяны стихами Л.Марченко. Важно: какие осмысления и озарения души хочется воплотить в музыке? За счёт каких выразительных музыкальных средств можно это сделать?
- Исполнение песни полностью. Проанализировать позитивные результаты, что еще не получилось.
- Домашнее задание:
Закрепить полученный на уроке результат, доработать финальную часть песни (эпизод с модуляцией) — пропевать вокальную партию с поддержкой инструмента.
- IV. Подведение итогов.
Подводя итог нашему занятию, хочу поблагодарить Софью за выполненную работу; могу охарактеризовать ее как человека, обладающего большой работоспособностью, коммуникабельностью, эмоциональной отзывчивостью, трудолюбием как во время урока, так и в отношении домашней работы (она наделена прекрасной музыкальной памятью — легко и быстро выучивает тексты и вокальные партии). Поэтому на уроках мы можем больше времени уделять музыкально-художественной части вокального произведения, смысловому анализу и эмоционально — осознанному исполнению.
Литература:
1.Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка 2010
2.Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980
3.Шуман Р. О музыке и музыкантах. М., 1979.-Т.2-Б
4.Дмитриев А. Основы вокальной методики. М.,1968
5.Савкова З. Как сделать голос сценическим. Искусство.1988