header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБУ ДО «ДМШ № 1» Г.НИЖНЕКАМСКА

1 марта, 2023
QR Code

Назаренко К.Ю., директор МБУ ДО «ДМШ №1» НМР РТ

МулюковаВ.В., методист  МБУ ДО «ДМШ №1» НМР РТ

Якомаскина О.А., преподаватель теоретических дисциплин

МБУ ДО «ДМШ №1» НМР РТ

 

Сегодня жизнь диктует новые условия формирования современной  интеллектуально развитой личности. Концепция модернизации Российского образования сформировала четкие цели: формирование духовно  богатой, свободной, физически здоровой личности; развитие творческого потенциала детей и подростков; выявление интеллектуальных способностей каждого ученика; развитие в детях и подростках самостоятельности и способности к самоорганизации.

В столь важном деле общее образование не сможет обойтись без дополнительного,  равно как и дополнительное образование не способно самостоятельно решить все задачи образования и воспитания детей. В деятельности общеобразовательного звена и учреждений дополнительного образования (далее – УДО) есть ряд общих условий: одна социокультурная среда; наличие педагогического образования у рабочих кадров; воспитание, образование и развитие детей и подростков как главная цель в организованном педагогическом процессе.

Но при этом работа общеобразовательного учебного заведения строго планируется, регламентируется и контролируется. Школа была и есть  основной институт общества, который способен осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения.

Дополнительное образование дает реальную возможность выбора индивидуального образовательного пути, позволяющего детям приобрести и максимально реализовать потребность в познании, творчестве, самореализации и самоопределении, как в личностном, так и  профессиональном смысле. Дополнительное образование расширяет пространство и поле деятельности, в котором школьники могут реализовывать личностные качества, развивая те способности, которые могут быть не востребованы основным школьным образованием. В дополнительном образовании ребенку предоставляется возможность выбора формы и содержания занятий. А возможность индивидуального подхода позволяет не бояться неудач. Это создает благоприятный психологический фон и обеспечивает позитивное воздействие на познавательную деятельность.

Итак, взаимодействие двух образовательных сфер позволяет успешнее решить общие проблемы педагогов и обучающихся, приобрести необходимый уровень знаний, умений и навыков  у школьников,  развить  их эмоционально-образное мышление, сформировать духовно-нравственные качества. Педагогические коллективы понимают важность взаимодействия и партнерства в решении общих задач, необходимость помощи юному человеку в жизненном, профессиональном самоопределении, стимулирования его творческой активности.

Однако дополнительному образованию сегодня пришлось встретиться с серьезной проблемой пополнения контингента. Одна из причин этого – большая загруженность детей учебной деятельностью в общеобразовательной школе, и, как результат, – нежелание серьезно заниматься в системе дополнительного образования или отношение к УДО как к «кружку». Отсюда – понимание и осознание необходимости  систематической профориентационной работы, начиная с дошкольного звена.

Таким образом, получается, что чаще инициатором и  организатором взаимодействия приходится выступать учреждению дополнительного образования.

За почти 60-летнюю историю ДМШ №1 г. Нижнекамска  возникло и укрепилось множество связей нашего учреждения с другими образовательными учреждениями – детскими садами, школами, другими УДО и, конечно, с профильным средним специальным учебным заведением,  Нижнекамским музыкальным колледжем им. С.Сайдашева.

В небольших рабочих городах, подобных нашему Нижнекамску, именно музыкальной школе приходится брать на себя роль социокультурного центра, хранящего и передающего традиции классического искусства, своего рода маленькой филармонией. Преподавателям-музыкантам, в частности теоретикам, приходится решать, помимо проблемы пополнения контингента и образовательных задач, еще и воспитательные, и культурно-просветительские вопросы.

Для детских садов и общеобразовательных школ такое тесное сотрудничество – возможность разнообразить внеучебную работу, наладить взаимовыгодные контакты с учреждениями и преподавателями дополнительного образовательного звена. Музыкальная школа таким образом реализует свою потребность в притоке учащихся, причем в условиях организации и проведения познавательных и развлекательных мероприятий преподаватели ДМШ могут непосредственно оценить эмоциональность детей и их заинтересованность в систематических занятиях музыкой.

Форм и способов реализации подобной взаимосвязи великое множество, и каждое УДО организует эту работу по-своему, исходя из своих потребностей, целей и возможностей сотрудников и учащихся. В своей методической работе нам бы хотелось остановиться на тех методах, которые были разработаны нашими преподавателями, использованы в деятельности нашей ДМШ и принесли ожидаемые результаты.

В 2019 году сотрудниками ДМШ№1 был разработан и реализован проект «Радуемся друг другу», позволяющий  реализовать творческие способности детей дошкольного возраста и провести целенаправленную профориентационную работу в близлежащих детских садах.

Для реализации проекта преподавателями теоретических дисциплин были отобраны оптимальные музыкальные произведения, предназначенные не только для прослушивания, но и для непосредственного участия детей в игре на музыкальных инструментах. Таким образом, дошкольники стали не только слушателями, но и участниками концертных программ.

Концерты, тематика которых отражала  особенности времен года,  проводились 4 раза в год. Форма проведения предусматривала обязательное интерактивное общение и непосредственное вовлечение детей старшего дошкольного возраста в творческий процесс.

Жанр познавательной игры позволяет учащимся младшего и среднего звена в полной мере психологически подготовиться к будущим серьезным состязаниям, интересно и весело провести время, ощутить присутствие товарищей-единомышленников.

В сотрудничестве с преподавателями музыки в гимназиях №29 и №25 за период 2017-2020 г.г. были организованы познавательные игры различного формата с музыкальной тематикой: «В гостях у сказки», «Три кита», «Музыкальное Что? Где? Когда?».

Темы таких игр в практике авторов не были связаны с узкой музыкальной проблематикой, но давали широкие возможности применения полученных на уроках музыки навыков и умений. Конкурсные задания предполагали не только знание специальных терминов, музыкальных инструментов, танцев, песен и инструментальных произведений из курса музыки, но и пословиц, поговорок, сказок. Выполнение ярко и красочно представленных кроссвордов и ребусов на музыкальную тематику позволяло жюри оценить объем сведений, усвоенных учащимися.

Интеллектуальная игра – это одно из ценных средств развития умственной активности детей. Благодаря этому  активизируются психические процессы, формируются способности к самостоятельному познанию,  интерес к самообучению. Игра помогает не только заострить умственные способности, развить смекалку и умение мыслить логически, но воспитывает чувство собственного достоинства и ответственности, дарит радость человеческого общения.

Интеллектуальные игры востребованы детьми, поскольку они удовлетворяют их особые познавательные и социальные потребности. Через познавательные игры учащиеся  учатся слушать и слышать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, применять знания умения и навыки, полученные на групповых занятиях слушания музыки, музыкальной литературы и сольфеджио, уважительно относиться к чужому мнению и возможным ошибкам.

Содержание игр (музыка, музыканты, музыкальный театр, инструменты, известные произведения)  разрабатывалось с помощью открытых источников в интернете и познавательной детской литературы. Среди вопросов были и юмористические, в виде ребусов,  авторские, а также вопросы, построенные с использованием эмодзи – значков, служащих способом передачи эмоций при сетевом общении.

Результатом этих проектов стало пополнение школьного контингента яркими способными учащимися, многие из которых на сегодняшний день уже стали лауреатами городских, республиканских и всероссийских конкурсов.

В настоящее время коллектив ДМШ №1 в сотрудничестве с общеобразовательными школами и дошкольными учреждениями города реализовывает два крупных проекта «Мелодии родного края» и «Прогулка с камерным оркестром».

Проект «Мелодии родного края» – цикл концертных мероприятий,  направленных на изучение и популяризацию музыкальной культуры и духовных традиций народов, проживающих на территории г. Нижнекамска. Уже проведены 6 мероприятий для учащихся младших классов средних общеобразовательных школ, а завершился цикл концертов проведением заключительного мероприятия в школе-интернате для детей с ОВЗ.

В проекте был задействован детский оркестр народных инструментов ДМШ № 1, солисты, преподаватели. Исполнение музыки разных народов  на выездных концертах позволило познакомить новое поколение с лучшими произведениями народного искусства. Такой формат мероприятий помогает сохранить и передать традиции народной культуры и музыки в частности.

Проект «Прогулка с камерным оркестром» – цикл концертных мероприятий,  направленных на изучение музыкальной культуры и формирование у детей дошкольного возраста эстетического восприятия окружающего мира.

Для учащихся семи дошкольных образовательных учреждений уже проведены 7 мероприятий, которые получили живой отклик у юных слушателей. Проект реализован педагогическим составом и учащимися; солистами и детским камерным оркестром «Музыкальный букет».

Конечно, авторы понимают, что все эти формы и методы организации взаимодействия ДМШ с учреждениями дошкольного образования и общеобразовательной школы не новы, но для отдельно взятой музыкальной школы они стали замечательной возможностью интеграции двух образовательных систем. В результате музыкальная школа пополняет свой контингент заинтересованными, способными, готовыми к обучению детьми, растет профессионализм преподавателей, меняется их педагогическое мышление, вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс, зарождаются и реализуются новые идеи и инициативы. В выигрыше от подобного сотрудничества все, и главное – дети, чей досуг заполняется содержательной творческой деятельностью.

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram